издается с 1879Купить журнал

"Императрица махала нам платком, время от времени прижимая его к глазам..."

История последнего отряда царской охраны, который провожал Романовых в эмиграцию

В октябре 2022 г. и в ноябре 2024 г. "Родина" опубликовала уникальные материалы о матросе Филиппе Львовиче Задорожном - человеке, спасшем членов Дома Романовых в Крыму от уничтожения весной 1918 г.1 Однако помогал Романовым в Крыму не один Задорожный.

Вдовствующая императрица Мария Федоровна и великий князь Николай Николаевич младший на борту "Мальборо". 1919 г.

Вдовствующая императрица Мария Федоровна и великий князь Николай Николаевич младший на борту "Мальборо". 1919 г.

Ушел отряд Задорожного - пришли немцы

Представители династии Романовых - Мария Федоровна, вдова Александра III, бывший главнокомандующий русской армией великий князь Николай Николаевич (Младший), великий князь Петр Николаевич, великий князь Александр Михайлович, великая княгиня Ольга Александровна и другие - в смутное революционное время перебрались из Петербурга во дворцы на южном берегу Крыма с весны 1917 г.2 Здесь они пережили обыски и находились в постоянном страхе за свою жизнь, сталкиваясь с угрозой со стороны большевиков, опьяненных пропагандой солдат и матросов3. Лишь благодаря энергии и предприимчивости эсера Ф.Л. Задорожного и его матросов Романовы остались живы. Однако весной 1918 г., когда немецкие войска оккупировали полуостров, отряд Задорожного был вынужден покинуть Крым, и члены бывшей царской семьи остались без защиты.

Материал журнала "Родина" о Ф.Л. Задорожном.

Оккупированный немцами Крым в то время обладал обширной самостоятельностью, атмосфера здесь отличалась относительным спокойствием4. Но Романовы не чувствовали себя в безопасности. Местное население, в том числе ушедшие в подполье большевики, мечтали "свести личные счеты" с членами царской семьи. Романовы обратились за помощью к руководству германских оккупационных войск, после чего и у резиденций были расставлены немецкие патрули.

Но немецкие солдаты были не единственными, кто охранял Романовых. Осенью 1918 г. сформировался новый русский отряд охраны. В него вошли 10 всадников из Крымского конного полка и 6 офицеров. Отряд, находившийся в подчинении Ялтинского воинского начальника, именовался "Конной стражей Ялтинского уезда".

Преданность гвардейцев

В это же время офицеры, воевавшие в составе Добровольческой армии в Екатеринодаре, тоже обеспокоились за жизнь Романовых. В августе в среде бывших офицеров Лейб-гвардии Петроградского полка, отличавшихся преданностью династии, родилась инициатива сформировать особый отряд для охраны Романовых и отправиться в Крым. Один из авторов идеи - полковник Лейб-гвардии Петроградского полка С.А. Апухтин был среди тех, кто встретил февральские события 1917 г. в Царском Селе, отвечая за охрану царской семьи. Помня о том, что случилось в дни "великой бескровной", Апухтин с однополчанами решили действовать.

"Эту августовскую душную ночь мы, несколько офицеров Лейб-гв[ардии] Петроградского полка, провели в бесконечных предположениях и рассуждениях, - вспоминал он. - К утру наш план был таков: мы просим командование отпустить нас, 10-15 офицеров, в Крым. Мы сами соберем этих офицеров, друг друга знающих и совершенно доверяющих один другому. Мы просим поставить во главе нас полковника Вагина, которого знаем, уважаем, любим, и который показал себя за время войны и революции храбрым и верноподданным офицером"5.

Поскольку Крым уже был оккупирован немцами, предполагалось, что офицеры-добровольцы прибудут на полуостров различными путями, "в штатском платье" и встретятся около поместья Дюльбер, после чего войдут в контакт с членами царской семьи и доложат о целях своего прибытия. Конспирация была оправданна - немцы ревностно относились к допуску на оккупированные территории русских офицеров. Считалось, что они в большинстве своем настроены против немцев и будут использовать любые возможности для продолжения борьбы против оккупантов.

Командиром отряда предлагалось назначить полковника Лейб-гвардии Петроградского полка, офицера 15-й роты 1-го Офицерского (Марковского) полка С.Е. Вагина, как одного из старших офицеров своего полка. Но 2 октября 1918 г. под Армавиром Вагин погиб. На его место претендовало двое: офицер Лейб-гвардии Петроградского полка П.П. Булыгин и офицер 17-го пехотного Архангелогородского полка И.В. Федотьев. Выбор пал на последнего, и Федотьев командовал отрядом вплоть до его роспуска.

Штабс-ротмистр А.М. Шкляревский вспоминал, что первоначальный состав отряда включал всего 16 человек. Они поодиночке прибыли к месту несения службы 31 октября 1918 г.6 Подмога в охране царской семьи была как нельзя кстати.

Материал журнала "Родина" о Ф.Л. Задорожном.

Буквально в эти дни Первая мировая война завершилась поражением Германии и ее союзников. Затем начался вывод немецких войск с оккупированных территорий. На Крымском полуострове активизировались большевики, произошел всплеск криминала. Крым управлялся краевым правительством, не имевшим собственных вооруженных сил. Ему оказывали поддержку вооруженные силы Антанты и разворачивавшиеся в Крыму формирования Добровольческой армии. Тем не менее жизни обитателей царских поместий оказались под угрозой. Генерал от инфантерии Ю.Н. Данилов рассказывал, что "часовые, охранявшие членов императорской фамилии, неоднократно подвергались обстрелу из окружавших дворцы лесных пространств и оврагов... Со дня на день можно было ожидать вспышек местного большевизма"7.

Пять месяцев на службе у династии

Поначалу отряд был немногочислен и не превышал 20 человек, но постепенно численность его возросла. По воспоминаниям удалось восстановить почти полный список офицеров охраны. По уточненным данным, в его состав вошло всего 80 военнослужащих, из них на сегодняшний день установлены имена 64.

Социальный состав отряда был однородным - большую часть офицеров отряда составляли бывшие гвардейцы, а костяк группировался вокруг офицеров Лейб-гвардии Петроградского полка. В составе отряда были офицеры Преображенского, Измайловского, Волынского, Гренадерского, Егерского, 2-го и 4-го стрелковых, 17-го драгунского Нижегородского полков, Лейб-гвардии Конной артиллерии, Гвардейского экипажа и других частей. Взгляды офицеров, очевидно, были монархическими.

Отряд разделили на караулы. Первый отвечал за безопасность дворца Харакс, где проживала вдовствующая императрица Мария Федоровна. Второй располагался во дворце-замке Дюльбер и отвечал за охрану великих князей Николая и Петра Николаевичей и их семей. Третий караул был поставлен на охранение дворца Ай-Тодор и его обитателей - великого князя Александра Михайловича, его супруги великой княгини Ксении Александровны, князя Феликса Юсупова и его супруги княгини Ирины Александровны и других детей и внуков. Вскоре в составе отряда появилась автомобильная часть, а офицеры сопровождали Романовых во время их немногочисленных прогулок за пределами резиденций.

Полковник Лейб-гвардии Петроградского полка С.А. Апухтин - автор идеи создания отряда. Начало ХХ в.

Взаимоотношения Романовых и отряда охраны выстраивались через офицеров и придворных чинов. В некоторой степени были восстановлены старые придворные традиции несения караульной службы. Например, при назначении новых офицеров во дворец было принято представлять их Романовым. Отряд нес охрану на протяжении примерно пяти месяцев, которые Романовы спокойно прожили под надежной защитой.

В конце марта 1919 г. Красная армия пересекла Перекопский перешеек и устремилась вглубь полуострова. Краевое правительство не имело собственных сил для сопротивления. Эвакуация Романовых стала неизбежной необходимостью.

Прощание с императрицей

6 апреля 1919 г. Мария Федоровна записала в дневнике: "Пришел граф Менгден и передал от Николаши [Николая Николаевича], что нам необходимо в 4 3⁄4 часа прибыть в Дюльбер, чтобы оттуда перебраться на борт корабля. Какой ужас - меня точно по голове ударили"8. По настоянию императрицы британские суда готовы были вывезти всех людей, которые желали отправиться в эвакуацию. Но офицеры охраны решили остаться.

Романовы спустились к берегу в сопровождении отряда охраны. На берегу был выстроен коридор из британских моряков и русских офицеров. "Английский дредноут "Мальборо" подошел к Дюльберу, и все лица императорской фамилии, кроме Е[го] В[ысочества] князя С.Г. Романовского, который остался служить в русском флоте, были доставлены на него в катерах, причем посадку с суши прикрывали с левого фланга английская морская пехота, а с правого Отряд особого назначения", - вспоминал Шкляревский9. Романовы разместились на "Мальборо", а отряд охраны, пожелавший проститься с Романовыми в море, посадили на миноносец. Дредноут вышел в открытое море, второй корабль направился к нему.

Полковник И.В. Федотьев - командир отряда особого назначения. Начало ХХ в.

Наступил трогательный момент. Командир отряда полковник Федотьев зашел в кают-компанию и отдал команду: "Господ офицеров прошу выстроиться по правому борту миноносца. Миноносец пройдет мимо "Мальборо". Ее величество и Его императорское высочество желают проститься с отрядом!"10.

Миноносец с чинами отряда вплотную подошел к "Мальборо". "На самом конце кормы стояли императрица и великий князь, она, как и накануне, вся в черном, а великий князь в пальто и папахе", - вспоминал С.А. Апухтин, - "великий князь стоял неподвижно, отдавая нам честь, а императрица махала нам платком, время от времени прижимая его к глазам. Она плакала. Мы исступленно кричали "ура" и... тоже плакали"11.

В последний момент Мария Федоровна расчувствовалась. "Он [миноносец] прошел в непосредственной близости от нас в полнейшей тишине, которую внезапно нарушили громкие крики "ура!", не смолкавшие до тех пор, пока мы могли слышать их. Этот эпизод, в равной мере красивый и печальный, тронул меня до глубины души"12. Это строки из дневника Марии Федоровны.

"Мальборо" навсегда ушел от российских берегов. Романовы отправились в Европу, а миноносец с отрядом охраны вернулся к родным берегам.

Вилла Харакс - место пребывания вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Начало ХХ в.

Миссия отряда по охране Романовых была окончена, но служба офицеров продолжалась. Они "просили Федотьева доложить в штаб, чтобы нас расформировали, и мы могли бы отправиться по своим частям"13. Так и было сделано 1 июня 1919 г. Офицеры отбыли в части и оказались на разных фронтах Гражданской войны. Многие из них позднее эмигрировали. В изгнании бывшие чины отряда создали объединение, просуществовавшее, по-видимому, не очень долго.

Фотография дредноута "Мальборо" с автографами Романовых. 1919 г.

Офицеры отряда сохраняли молчание о том, что пережили в Крыму. С.А. Апухтин спустя многие годы признался полковнику И. Залынскому, что офицеры "как-то вдруг и без чьих-либо распоряжений договорились не предавать огласке ничего из того, что нам пришлось знать и в чем довелось участвовать..."14.

Вдовствующая императрица Мария Федоровна с сопровождающими и командой крейсера "Мальборо". Апрель 1919 г.

Сегодня история отряда только начинает возвращаться из забытья.

  • 1. Кудрина Ю. Царское дело комиссара Задорожного // Родина. 2022. N 10. С. 29-34; Экштут С. Эхо милосердия // Родина. 2022. N 10. С. 35-37; Карушкина Н. Царское дело комиссара Задорожного // Родина. 2024. N 11. С. 109-112.
  • 2. Подробнее см.: Черемухин В.В. "В первый раз на ектеньях не поминали Их Величеств..." Киевские страницы послереволюционной истории Дома Романовых // Родина. 2017. N 8. С. 110-113.
  • 3. Соколов Д.В. Вне стен Дюльбера: южный берег Крыма в январе-апреле 1918 г. // Романовы и Крым. Научные чтения в Ливадии: сб. материалов науч.-практич. конф. (2021-2023 гг.). Симферополь, 2023. С. 42; Калинин Н., Земляниченко М. Романовы и Крым. "У всех нас осталась тоска по Крыму..." Симферополь, 2019.
  • 4. Ланник Л.В. После Российской империи. Германская оккупация 1918 г. М., 2020. С. 368-382.
  • 5. Апухин С.А. Воспоминания офицера Лейб-гвардии Петербургского полка, командированного в конце января 1916 года в Собственный Е.И.В. Сводный пехотный полк // Бюллетень Союза дворян (Париж). 2007. N 102. С. 3-4.
  • 6. Шкляревский. Отряд особого назначения охраны лиц императорской фамилии, находящихся в Крыму (краткая справка) // Часовой. 1930. N 34. С. 20.
  • 7. Данилов Ю.Н. Великий князь Николай Николаевич. Париж, 1930. С. 340.
  • 8. Дневники императрицы Марии Федоровны (1914-1920, 1923 годы) / сост., науч. ред. Ю.В. Кудрина. М., 2005. С. 321.
  • 9. Шкляревский. Отряд особого назначения. С. 20.
  • 10. Вонсяцкий А.А. Против большевиков (отрывок из воспоминаний) // Часовой. 1929. N 30. С. 24.
  • 11. Апухин С.А. Воспоминания... С. 18.
  • 12. Дневники императрицы Марии Федоровны. С. 324.
  • 13. Вонсяцкий А.А. Против большевиков. С. 24.
  • 14. Цит. по: Клементьев А.К. Особый отряд по охране лиц императорской фамилии в Крыму в октябре 1918 - апреле 1919 г. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2022. N 39. С. 308.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться