Выдающийся художник-символист Виктор Борисов-Мусатов родился 14 апреля (2-го по старому стилю) 1870 года в Саратове в семье бывшего крепостного, железнодорожного служащего Эльпидифора Борисовича Мусатова. Так что изначально фамилия художника была просто Мусатов, двойной он ее сделал позже сам, в знак особого уважения к своему деду - Борису Александровичу, которого считал личностью незаурядной.

wikipedia.org
В. Борисов-Мусатов. Автопортрет. 1904-1905 гг.
Маленькому Виктору было всего три года, когда случилась трагедия, изменившая его жизнь. Мальчик неудачно упал со скамейки и получил тяжелую травму позвоночника. Из-за этого несчастного случая его постоянно мучали боли и начал расти горб. Саратовский литератор Александр Федоров так писал о случившемся: "Он мог бы стать стройным и сильным, как и другие. Он знал это и, однако, никогда не жаловался, не злился на жизнь, обошедшуюся с ним чересчур жестоко". Справляться с жизненными трудностями Борисову- Мусатову всегда помогала живопись. "Когда меня пугает жизнь - я отдыхаю в искусстве", - любил говорить художник.
В 11 лет он поступил в Саратовское первое Александро-Мариинское реальное училище. Склонностей к точным наукам юноша не имел, зато его художественные способности преподаватели быстро заметили и стали развивать. Виктор Мусатов в тот период уже много рисовал. С 1884 по 1887 год юноша проходил обучение в двухклассной рисовальной школе свободного художника Ивана Ананьева. Это было первое в Саратове специальное учебное заведение, ставившее своей задачей подготовку к поступлению в Академию художеств.
Первую серьезную работу - картину "Окно" (1886) - Борисов-Мусатов написал в 16 лет. Перед зрителем - уголок сада, где привычные предметы - стена дома, окно с белыми ставнями, обрамляющие его цветы - приобрели какой-то магически-иллюзорный облик. За черной дырой окна будто скрыта от любопытных глаз тайная жизнь дома.
В 1890 году начинающий художник покинул реальное училище в Саратове и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВиЗ). Но в Москве Виктору Эльпидифоровичу не нравилось: он считал, что ничему новому здесь его не научат. Поэтому через год перевелся в Петербургскую академию художеств. При поступлении сюда он впервые представился Борисовым-Мусатовым.

Спустя некоторое время из-за сырого петербургского климата у живописца усугубилась болезнь позвоночника. Он был вынужден вернуться в Москву и восстановиться в МУЖВиЗ, где попал в ученики к Василию Поленову. Через год на XVII Московской ученической выставке Борисов-Мусатов представил несколько своих полотен. Одно из них, "Майские цветы", за 150 рублей приобрела великая княгиня Елизавета Федоровна. Это были хорошие деньги, позволившие Виктору Эльпидифоровичу путешествовать. Он посетил Крым, Кавказ и Париж, где учился классическим приемам рисования и правильной технике в мастерской Фернана Кормона, изучал произведения искусства великих художников. "Мои художественные горизонты расширились, многое, о чем я мечтал, я увидел уже сделанным, таким образом, я получил возможность грезить глубже, идти дальше в своих работах", - вспоминал художник свое пребывание в Париже.
Из-за сложного финансового положения Борисов-Мусатов был вынужден вернуться в Россию, где вовсю кипела творческая жизнь. Молодые талантливые художники - Исаак Левитан, Михаил Врубель и Валентин Серов, которыми восхищался Борисов-Мусатов, выступали за обновление искусства. И этой жажде перемен невозможно было не поддаться.
В 1898-м Виктор Эльпидифорович приехал в родной Саратов, где сегодня открыт его Дом-музей. Здесь начался самый яркий, самый плодотворный период его творчества. В том же году Борисов-Мусатов создал знаменитый "Автопортрет с сестрой". На нем впервые появились та самая задумчивая "мусатовская девушка", образ которой потом встретиться на многих полотнах художника, и те самые фирменные "мусатовские" сине-зеленые тона. Затем была создана серия полотен: "Осенний мотив", "Мотив без слов" и "Гармония", на которых мастер запечатлел лирические сюжеты из жизни дворян XVIII века.

В 1901 году Виктор Борисов-Мусатов посетил старинное имение князей Голицыных-Прозоровских в Саратовской губернии - Зубриловку. Приходящая в запустение усадьба произвела на художника сильное впечатление. Именно там он остро почувствовал, как неумолимо уходит в прошлое целая эпоха. Эта поездка вдохновила Борисова-Мусатова на написание картины "Гобелен", на которой мастер запечатлел последние дни жизни помещичьего дома. А еще через год Борисов-Мусатов написал, пожалуй, главное свое произведение, признанное шедевром отечественной живописной школы - картину "Водоем", для которой художнику позировали его сестра Елена Мусатова и невеста Елена Александрова.
Искусствовед Владимир Станюкович так описал свою первую встречу с картиной: "Мы пришли к Виктору из мутной жизни. Мы были ослеплены красками, не понимали… Изумленные, мы сидели перед картиной и долго молчали. Стояла тишина. Виктор ходил в другой комнате. "Как хорошо… Боже, как хорошо!" - прошептал кто-то тихо. И широкая струя счастья залила наши сердца… Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели - счастливые, радостные. И Виктор улыбался, радостно смущенный".
В 1903-м Борисов-Мусатов, вдохновленный саратовскими окрестностями и пустеющими усадьбами, написал еще две работы: "Прогулка при закате" и "Призраки". При этом художник изобразил на своих полотнах не конкретную эпоху, а блестяще передал то щемящее чувство ностальгии по прошлому, которого уже никогда не вернуть. Тему уходящей эпохи Борисов-Мусатов продолжил в картине "Изумрудное ожерелье" (1904), первые этюды к которой появились в Черемшанах Саратовской области, где художник с семьей проводил лето.

Борисов-Мусатов был не только одаренным живописцем, но и отличным фотографом. Изначально он просто фотографировал нужные для рисования сюжеты. Но со временем, отточив мастерство, Виктор Эльпидифорович стал снимать и сложные постановочные кадры.
В 1905 году искусствовед Иван Цветаев, основатель Музея изобразительных искусств и отец Марины Цветаевой, пригласил Борисова-Мусатова на свою пустующую дачу в Тарусе. Художник был в восторге от этого места. В письме Александру Бенуа он признавался: "Теперь я сижу в Тарусе. В глуши. На пустынном берегу Оки. И отрезан от всего мира. Живу в мире грез и фантазий среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осенних туманов. Уже давно я слышал крик журавлей…Вы думаете, я скучаю? Нет. У меня времени не хватает каждый день. Хоть я сижу дома…Я создал себе свою жизнь". Здесь Виктор Борисов-Мусатов провел счастливое спокойное лето вместе с женой и маленькой дочерью, свое последнее лето…

"Искусство дает крылья и уносит далеко-далеко! Кому надоела грязь, мелкие грошовые интересы, кто возмущен, оскорблен и негодует, тот может найти покой и удовлетворение только в прекрасном", - так говорила Маша, героиня чеховской повести "Моя жизнь". Так же рассуждал о взаимоотношениях искусства и жизни Борисов-Мусатов.
Художник скоропостижно скончался от сердечного приступа утром 26 октября (8 ноября по новому стилю) 1905 года. Ему было всего 35 лет. Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова похоронили в Тарусе, на высоком берегу Оки. Это место до сих пор называют мусатовским косогором.
В то, что мечта - это вторая реальность, а произведение искусства - единственный способ выразить и удержать ее подлинный образ, Виктор Борисов-Мусатов верил самозабвенно и бескомпромиссно. Он был одним из самых неутомимых мечтателей своего времени. "Моя греза - умереть, как Гамлет, за мечту", - признавался художник. Очень точно написал об этом художественный критик, издатель и поэт Сергей Маковский: "Мусатов - одна из самых трогательно-страдальческих фигур в русском художественном пантеоне… он прожил свой недолгий век в мечтах - даже не о прошлом, а о каком-то своем призрачном мире нежности и красоты, который окрашивался для него в увядшие цвета белоколонных барских затиший".
В недалеком будущем именно работы Борисова-Мусатова вдохновили художников объединения "Голубая роза" и повлияли на развитие символизма в русской живописи.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем