Василий Дмитриевич Поленов - выдающийся живописец пореформенной эпохи, педагог, мастер исторической, пейзажной и жанровой картины, член Товарищества передвижников, один из первых, кто был удостоен звания Народного художника РСФСР.
Он появился на свет 1 июня (20 мая по ст. стилю) 1844 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Его отец Дмитрий Васильевич был дипломатом, секретарем Русского археологического общества, изучал историю и увлекался искусством. А мать Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, внучка выдающегося архитектора Николая Александровича Львова, ученица Карла Брюллова, была художницей и детской писательницей. Благодаря портретам ее кисти известно, как выглядел Василий Поленов в детстве. Первые уроки рисунка и живописи Василию и его младшей сестре Елене давала именно она. В их семье было пять детей. Двое из которых - Василий и Елена - стали знаменитыми художниками.
Василий хотел поступить в Академию художеств. Но родители настояли на получении классического университетского образования. Поэтому в 1860-е годы Поленов фактически занимался одновременно в двух учебных заведениях Петербурга - Университете и Академии художеств. Весной 1871 года он закончил Университет со званием кандидата прав, а осенью того же года получил в Академии художеств большую золотую медаль за картину "Воскрешение дочери Иаира". Эту же тему готовил его сокурсник Илья Репин, он тоже стал медалистом. Оба художника получили право на заграничную пенсионерскую поездку на шесть лет на средства Академии.
Василию Поленову в это время было уже 27, но с художественной специализацией он так и не определился. Как раз во время заграничной стажировки художник нащупывал свой творческий путь. Во время пребывания в Германии изучал искусство немецких художников и посещал рыцарские замки. По сделанным эскизам, кстати, позже написал картину "Право господина" (1874), которую за большие деньги купил Павел Третьяков.
После Германии Поленов отправился в Италию, где побывал в Неаполе, Венеции и Флоренции. Свои впечатления от этой страны он передал в картине "Итальянский пейзаж с крестьянином" (1874). Именно в Италии Поленов подружился с меценатом Саввой Мамонтовым и членами Абрамцевского кружка.
Большое влияние на творчество Поленова оказала поездка по Франции. Парижские художественные школы и стили живописи восхищали живописца. Вслед за Ильей Репиным в 1874 году Василий Поленов отправился в Нормандию, в небольшой городок Вёль. Здесь он написал множество пейзажей. Среди которых "Белая лошадь", "Нормандия", "Старые ворота. Вёль".
Дожидаться официального конца заграничной стажировки Поленов не стал. Оставалось еще два года, когда художник попросил о досрочном возвращении на Родину. В Академию художеств он представил картины "Право господина" и "Арест гугенотки" (1875), а также 50 парижских этюдов. За эти работы Поленов получил звание академика. Но главным итогом поездки стало то, что мастер наконец определился с жанром, в котором ему хотелось бы продолжать творить. Вот как об это говорил сам Поленов: "Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи… и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь".
Сразу после возвращения в Российскую империю Василий Дмитриевич отправился добровольцем на сербско-турецкий фронт в армию генерала Михаила Черняева. Поленов участвовал в сражениях и был награжден сербским золотым орденом "Таковский крест" с надписью: "За веру, князя и Отечество". В 1877 году, уже в ходе русско-турецкой войны, художник состоял при штабе под командованием цесаревича (впоследствии императора) Александра III.
Художник в то время сотрудничал с журналом "Пчела" и посылал туда в качестве иллюстраций созданные им этнографические типы, архитектурные зарисовки и сцены из бивуачной жизни.
В 1877 году Василий Поленов поселился в Москве и, вдохновленный видами столицы, начал создавать полотно "Пострижение негодной царевны". Хотя картина так и не была закончена, пользу работа над ней принесла немалую. Поленов создал множество зарисовок кремлевских соборов и старинных теремов, научился писать древнерусские интерьеры. А этюд с церковью Спаса на Песках лег в основу его легендарной картины "Московский дворик", с которой Поленов дебютировал на VI выставке Товарищества передвижников в 1878 году. "Московский дворик" имел огромный успех и стал визитной карточкой художника.
В следующих выставках участвовали и другие его картины - "Бабушкин сад" (1878) и "Заросший пруд" (1879). Критик Остроухов писал о первых интимных пейзажах Поленова так: "неожиданно ново, свежо, проникнуто правдой, тонким музыкальным лиризмом и изящной техникой". Василий Поленов стал родоначальником новой русской живописи, под его кистью родился лирический пейзаж.
Долгое время художник работал над большим циклом картин из жизни Иисуса Христа. Более 50 полотен было написано на евангельские сюжеты. Поленов даже совершил путешествие по странам Востока. Из Сирии, Египта и Палестины он привез много натурального материала, путевые заметки, костюмы. Но зарисовки, созданные в этой поездке, к задуманной теме отношения не имели. И на поиски натуры Поленов отправился в Италию. Там он создал эскизы к полотну "Христос и грешница" (1888). Эту картину, представленную на XV Передвижной выставке, приобрел император Александр III.
Поленов 12 лет преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он воспитал целое поколение первоклассных русских живописцев, в том числе таких великих мастеров, как Исаак Левитан и Константин Коровин.
Домик на Оке
Василий Дмитриевич давно мечтал о "домике на берегу Оки… где будет музей, галерея и библиотека". С этой целью в 1890 году художник приобрел старую усадьбу в селе Бёхово в Тульской губернии, на месте которой по его чертежам был построен дом . Здесь поселилась семья Поленова, разместились музей и картинная галерея .
После Октябрьской революции живописец много занимался просветительской деятельностью: водил экскурсии по усадьбе, работал с крестьянской молодежью, организовывал театральные кружки, преподавал детям основы живописи. Но творчества не оставил. В 1919 году Поленов пишет "Разлив на Оке". Картина была признана одной из лучших в позднем творчестве художника.
Василия Дмитриевича не стало 18 июля 1927 года. Похоронен он в селе Бёхово, на простом деревенском кладбище.
В бывшей его усадьбе в 1931 году, в память о великом пейзажисте, был открыт дом-музей. А территория вокруг со временем превратилась в историко-художественный и природный музей-заповедник Поленово. И тому, кто хоть раз стоял здесь на берегу Оки, в окружении живописных полей, холмов и лесов, не надо объяснять, что так манило сюда мастера лирического пейзажа.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем