издается с 1879Купить журнал

Оказавшись в меньшинстве, Як-3 сбили 15 немецких истребителей

19 апреля 2025

В июле 1944 года над Западной Украиной произошел воздушный бой, наглядно подтвердивший достоинства нового советского истребителя Як-3 (самолет только-только начал войсковые испытания в 91-м ИАП). 18 наших самолетов дрались с 24 немецкими истребителями. Сбили 15, потеряли 1. После этого командование люфтваффе запретило своим пилотам ввязываться в бой с Як-3. "Это у которого нет радиатора под носом", - уточнили военачальники.

Самолет у КБ Яковлева получился замечательный. Як-1 тоже был весьма неплох, но его достоинства в следующей машине довели до совершества. Форсировали двигатель до 1250 лошадиных сил, вылизали аэродинамику - запомнившийся немцам масляный радиатор из-под фюзеляжа перекочевал в крыло, - заменили честь деревянной обшивки металлом.

Главной задачей конструкторов было снизить взлетный вес самолета. И у них получилось - Як-3 стал одним из самых легких истребителей Второй Мировой войны, разгонялся до 650 километров в час и обладал отменными маневренными характеристиками.

У малого веса была и обратная стороны - истребитель не любил пикирования, на скорости более 700 км/ч начинал вибрировать и терять куски обшивки. Летчики знали это и не пикировали. В остальном "Як" стал отличной боевой машиной, что подтверждает фронтовая статистика.

В том бою в июле 44-го советским самолетам противостояли немецкие Me-109 и FW-190. 91-й авиаполк прикрывал действия Красной Армии, громившей немцев в районе Львова. Люфтваффе решило этому помешать. Результат получился обратным - после сокрушительного разгрома немецкие самолеты вовсе перестали появляться над полем боя.

Еще одна показательная схватка произошла 15 апреля 1945 года уже в небе Германии. Наземный радар зафиксировал появление двух четверок "фоккеров". На перехват поднялись Як-3 1-го гвардейского истребительного авиаполка. Дальше цитируем официальный отчет о бое.

"Придя в указанный район, пара истребителей гвардии старшего лейтенанта Коцур обнаружила две четверки Фв-190, идущие на восток. Набрав превышение 500 м, Коцур атаковал парой замыкающую пару немецких истребителей и с первой атаки сбил ведомого. Его напарник гвардии младший лейтенант Лобанов тремя очередями сбил ведущего. Оба самолета упали в районе Трибель. Остальные Фв-190 на большой скорости ушли со снижением на свою территорию".

Видимо, разглядели, что под фюзеляжами нет радиаторов. Три другие пары "Яков" на высоте 2500 метров обнаружили еще 12 "Фоккеров" и немедленно их атаковали. Гвардии лейтенант Перевеслов с ходу сбил ведущего левой пары немцев. FW-190 взорвался в воздухе.

Гвардии лейтенант Мирошниченко вступил в бой с четырьмя немецкими самолетами, отколовшимися об общего строя и вскоре сбил один из них. Его ведомый, гвардии младший лейтенант Рогудеев атакой сзади снизу поджег "Фоккер", пытавшийся обстрелять самолет Мирошниченко. Немецкий истребитель упал в 10 километрах южнее Форста.

Остальные FW-190 поспешно повернули домой. Наши летчики без потерь вернулись на аэродром.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться