издается с 1879Купить журнал

Почему маршал Жуков запретил общение с американцами, объяснил секретный приказ

19:32

Проект "Исторические материалы" опубликовал ранее засекреченные приказы Георгия Жукова, изданные в 1945 году. Они предписывали командирам ужесточить дисциплину в войсках, находившихся на линии соприкосновения с войсками союзников.

Американские солдаты пьют французский коньяк с артиллеристами 58-й гвардейской стрелковой дивизии во время встречи в Торгау в апреле 1945 года.

из архива журнала "Родина"

Американские солдаты пьют французский коньяк с артиллеристами 58-й гвардейской стрелковой дивизии во время встречи в Торгау в апреле 1945 года.

Приказы относятся к тому периоду времени, когда Георгий Жуков командовал группой советских оккупационных войск в Германии. Один из них датирован 29 августа 1945 года. Приказ касался фактов нарушения режима на линии соприкосновения с войсками союзников и недостойного поведения ряда офицеров при выполнении служебного долга.

Фото: istmat.org

"За последнее время многочисленные случаи нарушения воинской дисциплины и пограничного режима на линии соприкосновения с войсками союзников приняли угрожающие размеры, - с таких слов начинался приказ.

Военнослужащие и, особенно, офицеры самовольно переходят границу, на территории союзников встречаются и устанавливают связь с английскими, американскими солдатами и офицерами.

Организовывают с ними совместные выпивки, фотографирование, ведут служебные разговоры, а также разъезжают по городам западной Германии и Франции, посещают театры, музеи, дома терпимости и в результате расхлябанности и болтовни разглашают военную тайну".

Далее Жуков приводит конкретные примеры. Так, 22 июля 1945 года капитан Иванов вместе с майором Черноусовым во время проверки службы охранения вступили в разговор с американским часовым и потребовали от него вызвать на переговоры американских офицеров.

Закончилась беседа тем, что капитан Иванов совместно с часовым съездил на американскую заставу, привез оттуда четырех американских офицеров и 20 литров вина и "непосредственно на границе организовал выпивку с американцами".

Распив привезенное вино, пьяная компания отправилась продолжать пьянствовать в ресторан, а вечером американским офицерам в расположении советской части показали кинокартину.

"Во время пьянки офицеры вели разговоры, касающиеся нумерации и районов дислокации частей. Капитан Иванов охотно отвечал на вопросы американских офицеров", - подчеркнуто в приказе.

Капитан Иванов и майор Каталкин неоднократно ездили с шофером Бутовским на сторону американских войск, и закончилось все тем, что шофер Бутовский дезертировал из своей части.

Майор Слепников и его заместитель капитан Лагутский неоднократно посылали ординарцев на сторону союзных войск за спиртными напитками. Лейтенанты Атаев и Янковчук самовольно ездили на сторону англичан, откуда привозили спиртные напитки и другие вещи.

Рядовые Могуев, Колобанов и Зайков, пытаясь дезертировать, перешли на сторону английских войск, переоделись в гражданское платье и пьянствовали несколько дней, пока не были задержаны.

Впрочем, офицеры и рядовые союзных армий также переходили на сторону СССР, пользуясь при этом содействием наших военнослужащих. Так, 23 июля задержанная на границе американская машина с тремя неизвестными была отпущена старшим поста - младшим сержантом Андреевым, который получил за это бутылку водки.

На грубых нарушениях попадались даже разведчики. В приказе фигурируют офицеры разведотдела подполковник Матусов и майор Симонян, которые вместе с переводчицей Алтаевой "путешествовали" с американцами в зоне их оккупации. Дошло до того, что они по своей инициативе уехали в Париж, побывали во многих других городах Франции и Германии, где "посещали театры, музеи, дома терпимости и общались с иностранными военнослужащими".

28 июля сержант Мамедов пропустил через линию соприкосновения 15 немцев, получив от них взятку в виде пяти ручных часов, а 5 и 8 августа лейтенант Кулаков и старшина Аршинов пропустили на сторону союзных войск и обратно четырех немцев. Красноармейцы были преданы суду Военного трибунала. Сержант Мамедов, например, был осужден на 2,5 года исправительно-трудовых лагерей.

В секретном приказе Жуков предписывал командующим армиями, командирам соединений и частей установить жесткий пограничный режим и категорически запретить самовольные встречи и общение военнослужащих всех категорий с военнослужащими союзных армий, как на территории нашей зоны, так и на территории зоны оккупации союзников.

Нарушителей Жуков требовал наказывать - тем же документом он приказал за нарушение служебного долга и недостойное поведение при выполнении служебных обязанностей отдать под суд капитана Иванова, рядовых Могуева, Зайкова и Колобанова. С должностей были сняты Черноусов, Каталкин, Симонян, Атаев и Янковчук. Младшему сержанту Андрееву относительно повезло - его всего лишь разжаловали в рядовые.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться