Формирование системы высшего образования в Северной Корее с момента освобождения страны от японского колониального господства в августе 1945 года до начала Корейской войны 25 июня 1950 года не было бы возможно без той поддержки, которую оказал Советский Союз. К такому выводу пришел исследователь Егор Артемьев из Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской академии наук. Статья исследователя вышла в журнале "Ученые записки" Новгородского госуниверситета.

Владимир Гудков/РИА Новости
Инженер показывает рабочим проект университета имени Ким Ир Сена.
В августе 1945 года территория Корейского полуострова была освобождена от продолжавшегося 35 лет японского колониального господства. В двух частях Кореи - северной и южной, начались процессы, которые привели к созданию двух независимых государств.
"Колоссальные изменения коснулись всех сторон жизни общества, в том числе и сферы образования, как на Севере, так и на Юге, - отмечает Егор Артемьев. - В Северной Корее на момент освобождения страны ситуация в сфере образования складывалась крайне тяжелая. Критически не хватало квалифицированных кадров".
На момент освобождения во всей Корее насчитывалось всего около 200 научно-технических специалистов, имевших высшее образование, из них на территорию Севера приходилось лишь 20 человек. В 1946 году численность технических специалистов и квалифицированных рабочих в Северной Корее не превышала 500 и 3000 человек соответственно, из них большинство имели образование не выше средней школы.
"Причины столь серьезного недостатка квалифицированных научно-технических кадров кроются в диспропорциях системы образования, выстроенной японскими властями в Корее в колониальные годы, - поясняет автор научной статьи.
Особое внимание в образовательном процессе уделялось тем навыкам, которые бы позволили корейцам успешно справляться с функцией малоквалифицированной рабочей силы. Практически не преподавались ни считавшиеся более престижными гуманитарные дисциплины, ни технические предметы на сколько-нибудь продвинутом уровне".
А сама образовательная система носила дискриминационный характер, поскольку японские студенты имели больше возможностей получить качественное образование, чем корейские. Более того, единственным высшим учебным заведением в Корее в колониальные годы был открытый в 1924 году Кёнсонский императорский университет, лишь 12 процентов студентов которого составляли корейцы.
К 1945 году неграмотность в Северной Корее достигала 40 процентов населения, техникумов и вузов там не было. Все изменилось, когда Ким Ир Сен запустил реформу образования.
"С момента основания Университет имени Ким Ир Сена и северокорейская образовательная система в целом испытывали сильнейшее влияние Советского Союза", - пишет исследователь.
Университет возник при поддержке советской армии: предоставленные через главный штаб учебные программы советских университетов, учебные пособия и материалы стали колоссальной помощью.
В 1948 году северокорейским университетам выделили 1,5 миллиона рублей наличными, предоставили лабораторное оборудование и транспорт. В северокорейские университеты направили советских педагогов: 31 профессора и 11 переводчиков по 23 специальностям.
После образования КНДР в октябре 1948 года были установлены дипломатические отношения с СССР и заключено соглашение о сотрудничестве. В Университет имени Ким Ир Сена прибыли советские ученые, читавшие лекции по марксизму-ленинизму, диалектическому материализму, обучавшие русскому языку, мировой истории, политэкономии, географии и др.
Делегации северокорейских врачей, преподавателей и научно-технических работников активно направлялись на краткосрочные командировки в учреждения образования и науки Советского Союза. Также СССР принял 299 северокорейских студентов, распределив их по 11 городам. А к 1950 году число северокорейских студентов и аспирантов в вузах СССР достигло 702 человек.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем