издается с 1879Купить журнал

Успехи и неудачи Анатолия Эфроса

К 100-летию со дня рождения режиссера

03 июня 2025

Настоящее имя режиссера театра и кино, педагога, заслуженного деятеля искусств РСФСР (1976) Анатолия Васильевича Эфроса - Натан Исаевич Эфрос. Родился он в Харькове в 1925 году, но какого именно числа точно не известно. Согласно разным источникам, Эфрос мог появиться на свет и 20 сентября, и 3 июня, и 3 июля. Значит у почитателей его таланта есть целых три дня в году, чтобы вспомнить этого одаренного режиссера и талантливого педагога.

Режиссер Московского драматического театра на Малой Бронной Анатолий Эфрос. 1979

Александр Макаров / РИА Новости

Режиссер Московского драматического театра на Малой Бронной Анатолий Эфрос. 1979

Анатолий Эфрос родился в интеллигентной советской семье. Его отец работал инженером на Харьковском авиационном заводе, мать работала там же переводчиком научно-технической литературы. И сам Анатолий Васильевич в военные годы работал слесарем на том же заводе, эвакуированном из Харькова в Молотов.

Но быть всю жизнь слесарем Эфрос не собирался, он мечтал о театре, был увлечен им с детства. Поэтому в 1943 году поступил в актерскую студию Юрия Завадского при Театре им. Моссовета. А через год был принят на режиссерский факультет Государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского (сегодня Российский институт театрального искусства - ГИТИС), в мастерскую народного артиста РСФСР Николая Петрова. Параллельно посещал занятия мастерской Алексея Попова и Марии Кнебель, которые считались лучшими педагогами факультета.

Эфрос успешно закончил вуз в 1950 году. И уже в 1951-м поставил свой первый самостоятельный спектакль "Прага остается моей" по пьесе Юрия Буряковского в Центральном доме культуры железнодорожников. На профессиональной сцене - в Московском областном драматическом театре им. Островского - режиссерский дебют Анатолия Васильевича состоялся в том же году. Это был спектакль "Приезжайте в Звонковое", созданный по одноименной пьесе Александра Корнейчука. В произведении рассказывалось о восстановлении хозяйства большого колхозного села после окончания Великой Отечественной войны.

Недолго, но плодотворно Эфрос работал в Рязанском драматическом театре. Там он успел поставить спектакли: "Любовь на рассвете" по пьесе Ярослава Галана, "Горячее сердце" по комедии Александра Островского и "Любовь Яровая" по известному произведению Константина Тренева. В 1954 году Эфроса направили в Центральный детский театр (ЦДТ) в качестве режиссера-постановщика. Здесь он встретился со своим институтским педагогом Марией Кнебель. Под ее чутким руководством Эфрос смог превратить забытый зрителями ЦДТ в один из самых популярных столичных театров. Хотя репертуар ЦДТ был в основном ориентирован на подростковую аудиторию, при Анатолии Васильевиче он перестал быть исключительно детским. Эфрос ставил многое из того, что в те годы писал известный драматург и сценарист Виктор Розов. Эти пьесы, как отмечал театральный критик Анатолий Смелянский, позволили Анатолию Эфросу "начать свой "неравный бой" с помпезным, липовым, мертвым искусством, которое его окружало". В ЦДТ свою карьеру начинали будущие знаменитые актеры Олег Ефремов, Олег Табаков, Лев Дуров. Именно с Центрального детского театра, по мнению Смелянского, началось возрождение российского театра.

Режиссер театра имени Ленинского комсомола Анатолий Эфрос. 1965
Режиссер театра имени Ленинского комсомола Анатолий Эфрос. 1965 Фото: Борис Кауфман / РИА Новости

Успех молодого режиссера не остался незамеченным. И в 1963 году Эфроса пригласили возглавить Московский театр им. Ленинского комсомола (ныне "Московский государственный театр "Ленком Марка Захарова""), который также переживал не лучшие времена. Анатолию Васильевичу удалось вдохнуть жизнь и в этот театр. У него был особый талант: придавать глубину даже тем пьесам, которые ей не обладали. Произведения Розова Эфрос ставил и здесь. Это был "его" драматург. С 1964 года режиссер, с перерывами, начал преподавать в ГИТИСе. А в 1966 году Анатолий Васильевич на сцене "Ленкома" поставил "Чайку" Чехова. Благодаря ему театральной Москве открылись имена Валентина Гафта, Александра Збруева, Михаила Державина, Александра Ширвиндта, Ольги Яковлевой. Последним спектаклем режиссера в "Ленкоме" стал "Мольер" по роману Михаила Булгакова "Жизнь господина де Мольера". Вскоре после премьеры, в начале 1967 года Эфроса отстранили от руководства театром.

Следующим его творческим пристанищем стал Театр на Малой Бронной (ныне "Театр на Бронной"). И хотя первый спектакль Эфроса - "Три сестры" - на сцене этого театра был жестко раскритикован и запрещен, "роман" режиссера со сценой на Малой Бронной оказался довольно удачным. Эфрос проработал здесь 17 лет, за это время он создал спектакли, ставшие классикой советского театра. Среди них: "Ромео и Джульетта" и "Отелло" Шекспира, "Месяц в деревне" Тургенева, "Женитьба" Гоголя, "Дон Жуан" Мольера. В Театре на Малой Бронной у Анатолия Васильевича появились новые единомышленники - "актеры Эфроса". В их числе были Николай Волков и Леонид Броневой. А каждая постановка Эфроса становилась для театральной публики сенсацией, он был признан классиком режиссуры.

Работу в театре Анатолий Эфрос успешно совмещал с работой на телевидении. Он создал несколько фильмов-спектаклей: "Платон Кречет" по произведению Александра Корнейчука (1972), "Человек со стороны" по пьесе Игнатия Дворецкого (1973), "Милый лжец" по произведению Джерома Килти (1976), "Острова в океане" по роману Эрнеста Хемингуэя (1978). А также снял такие художественные фильмы, как "Шумный день" (1960), "Двое в степи" (1962), "Таня" (1974), "В четверг и больше никогда" (1977). Последний вошел в число лучших лент советского интеллектуального кино.

После спектакля "Дорога", созданного Эфросом по поэме Гоголя "Мертвые души", у режиссера в Театре на Малой Бронной начались проблемы. Спектакль не получился: актеры играли через силу, а Михаилу Козакову не удалась центральная роль Автора. В театре назревал конфликт. Стараясь его избежать, Эфрос брался за работу в других театрах. В тот период он поставил во МХАТе "Тартюфа" Мольера и "Живой труп" Толстого. Труппа же его театра все больше отдалялась от Эфроса. Режиссера обвиняли в искажении классики, критики видели в его работах недопустимые социально-политические аллюзии.

Спектакль с символичным названием "Директор театра" стал последней постановкой Эфроса на сцене Театра на Малой Бронной. Он ушел в разгар сезона в 1984 году. В приказе Управления культуры было сказано, что Эфрос был уволен по собственному желанию "в порядке перевода на должность главного режиссера Московского театра драмы и комедии на Таганке". Анатолий Васильевич занял эту должность вместо давно не ладившего с высшим руководством режиссера Юрия Петровича Любимова.

Шарж Льва Дурова на Анатолия Эфроса. 1982
Шарж Льва Дурова на Анатолия Эфроса. 1982 Фото: Центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина

На "Таганке" Эфрос поставил несколько спектаклей, но труппа режиссера невзлюбила. Ему не простили того, что он согласился заменить Любимова. Поэтому, когда в 1985 году сменилось руководство страны и возвращение Юрия Петровича стало возможным, Эфрос вместе с актерами "Таганки" подписал коллективное письмо в поддержку его возвращения. Анатолий Васильевич был готов уйти, только вот уходить ему было некуда. Последним спектаклем Эфроса стал "Мизантроп" Мольера, вышедший осенью 1986 года.

Весь этот конфликт очень подкосил здоровье режиссера. Он скончался от инфаркта 13 января 1987 года. Похоронен Анатолий Васильевич Эфрос на Кунцевском кладбище в Москве. Многие тогда говорили, что приход режиссера на "Таганку" был его большой неудачей. Ошибкой, стоившей Эфросу жизни.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться