издается с 1879Купить журнал

"Дайте мне напиться крови"

В наши дни пытаются "стерилизовать" историю, переиначить и исказить правду о войне, принизить роль борцов с фашизмом и оправдать страшные преступления гитлеровцев и их пособников "борьбой за независимость" или "борьбой с коммунизмом".

Команда Арайса. Фюрстенбергская школа СД.

из архива журнала "Родина"

Команда Арайса. Фюрстенбергская школа СД.

Так, например, в эстонском городке Пярну по инициативе Фонда увековечения памяти борцов за свободу в ноябре 2003 года состоялась торжественная церемония открытия памятника борцам за свободу, ветеранам 20-й Эстонской дивизии СС и "лесных братьев", в которой приняли участие и члены парламента Эстонии. На монументе высечены красивые слова: "Борцам за восстановление государственной независимости во II мировой войне".

По мысли устроителей этого шабаша, а иное слово в этом случае трудно подобрать, "памятник установлен эстонцам, которые сражались за независимость, а не нацистам. У этих людей нет с ними ничего общего". На самом деле это не так, инициаторы постыдного действа лукавят. У эстонских "борцов за независимость", впрочем, как и у русских, украинских, литовских, латышских и прочих пособников фашистов, много общего с гитлеровскими оккупантами.

Национальные легионы СС на территории СССР - явление широко распространенное, были кавказские соединения войск СС, калмыцкие, туркестанские, татарские... К концу 1942 года почти каждая из действовавших на Восточном фронте немецких дивизий имела одну-две восточные роты, а корпус - роту или батальон. После катастрофы под Сталинградом на территории Западной Украины и Прибалтики германское руководство под лозунгом "крестового похода против большевизма" начало формирование добровольческих дивизий СС.

В годы Второй мировой войны свыше 165 тысяч латышей в той или иной форме принимали участие в боевых действиях на стороне гитлеровцев. Германское военное командование использовало латышских легионеров в боях против советских войск с марта 1944 года. Так, 16 марта была проведена первая совместная операция двух дивизий латышского добровольческого легиона СС под Волховом.

Впрочем, главным образом прибалтийские эсэсовцы прославились не "героическими" сражениями с Красной армией. За февраль и март 1944 года солдаты латышской дивизии СС только в Витебской области Белоруссии уничтожили 138 деревень, убили 17 тысяч человек и угнали в Германию еще 13 тысяч, истребили прибалтийских евреев в рижском гетто и концлагере Саласпилс.

Однако еще до образования эсэсовских частей в Латвии в 1941 году солдаты 21-го латышского полицейского батальона расстреливали лиепайских евреев в Шкедских дюнах, а каратели из 18-го латышского полицейского батальона "отметились" массовыми казнями евреев в белорусском городе Слониме. Подобным образом латышские эсэсовцы показали себя на территории Польши, Литвы, Псковской и Смоленской областей. В 1942 году 22-й полицейский батальон нес охрану в варшавском гетто.

В тех случаях, когда германское командование не хотело "пачкать руки", оно поручало "грязную работу" своим подручным из числа местных "союзников". Это как раз те, кого сегодня в Прибалтике скромно называют "легионерами" и "борцами за независимость".

"Дайте мне напиться крови"

После освобождения Латвии от гитлеровских оккупантов советские спецслужбы предприняли активные разыскные действия, направленные на поиск и задержание пособников гитлеровцев, виновных в совершении массовых убийств советских граждан.

В этом плане весьма показательна "Справка по команде Арайса - латышском отделе службы безопасности СД", составленная МГБ Латвийской ССР от 11 октября 1946 года: "С первых дней оккупации немецко-фашистскими войсками территории Латв.ССР, для проведения арестов и расстрелов советских активистов и лиц еврейской национальности, в Риге по поручению начальника 3 отдела СД - немецкого генерала Шталекера бывшим юристом Арайсом Виктором был создан карательный отряд, который получил известность как команда Арайса.

Карта-приложение к отчету оперативной группы "А" полиции безопасности об уничтожении еврейского населения на территории Белоруссии, Латвии, Литвы, Эстонии и Ленинградской области за период с 16 октября 1941 г. по 31 января 1942 г. Фото: из архива журнала "Родина"

Команда была укомплектована исключительно добровольцами, в основном состоявшими из махровых фашистов, бывших офицеров латвийской буржуазной армии, корпорантов и мелкобуржуазных элементов, объединенных ненавистью в отношении всего советского.

Имея широчайшие полномочия, команда стала наводить страх и ужас на советских людей беспримерными зверствами и жестокостями. Они говорили: "Там, где команда Арайса побывала, трава не растет".

Сам Арайс и один из его ближайших помощников, бывший капитан латвийской армии Цукурс, развивали у сотрудников команды звериные инстинкты, часто хватали младенцев арестованных советских граждан и на виду у всех у себя на груди разрывали их.

Убийства стариков и детей, насилия над девушками происходили на глазах обезумевших матерей, что для арайсовцев являлось долгом чести и славы. Каждый из сотрудников команды соревновался в количестве совершенных им арестов и убийств и изысканности пыток, проводимых над своими жертвами.

С августа месяца 1941 года почти поголовно все члены команды Арайса принимали участие в организации и осуществлении расстрелов евреев в Прибалтике. При этом было уничтожено свыше 100 000 человек. Диким пыткам и издевательствам арайсовцы подвергали ограбленных и раздетых донага лиц во время этих "акций".

С осени 1942 года из числа сотрудников команды Арайса началось формирование отрядов для проведения жестоких карательных экспедиций на территории Белоруссии, Польши и Калининградской области.

В Минске под руководством офицера команды Арайса - Скамберга осуществлялось уничтожение еврейского населения гетто в душегубках. Здесь зверства, проводимые арайсовцами под руководством Турка, стали настолько кричащими, что даже немцы были вынуждены отозвать последнего из Минска.

На оккупированной немцами территории деятельность арайсовцев характеризуется массовыми безрассудными расстрелами, сжиганием живьем людей в поджигаемых ими советских деревнях.

Накануне капитуляции из числа отступивших в Курляндию отрядов Арайса были сформированы для последующей деятельности в советских условиях диверсионно-террористические группы "СС-Ягдфербанд" - "Лесные кошки".

До капитуляции участники команды Арайса осуществляли в Курляндии карательные мероприятия против советских партизан, аресты и расстрелы, а также охрану заключенных и их направление в Германию. За время существования команды Арайса в нее вливались окончательно морально разложившиеся преступники, кровожадность которых не имела границ.

Многих команда Арайса привлекала возможностью безнаказанно совершать ограбление своих жертв, осуществлять насилие над женщинами и "искуплять" ранее совершенные ими перед немцами "проступки". Все они были осведомлены о чинимых командой зверствах и преступлениях. Многие из них открыто рассказывали о массовых убийствах, в которых принимали участие.

Сотрудник команды Арайса - Эриньш кичился тем, что лично расстрелял 2500 человек. Герберт Цукурс во время "акций" обычно кричал: "Дайте мне напиться крови".

После восстановления независимости Латвии в 1991 году 16 марта стали ежегодно отмечать как праздник латышских легионеров. В этот день эсэсовцы обычно проходили маршем по Риге. Однако после разгона демонстрации протеста русскоязычного населения в 1998 году, вызвавшей резонанс не только в России, но и в Европе, праздник стал отмечаться неофициально. Еще в 1999 году день "Латышского легиона" был включен в календарь официальных памятных дат государства, однако уже через год из-за негативной реакции большинства населения Латвии и международной общественности его пришлось из списка вычеркнуть. Но особых препятствий эсэсовцам власти в празднованиях не чинят.

Помимо маршей легионеров, в Латвии происходят и другие знаменательные события. Сейм Латвии принял декларацию о латышских легионерах. По своей сути этот документ ставит под сомнение решения Нюрнбергского трибунала, осудившего СС как преступную карательную организацию. Декларация обязывает правительство Латвии заботиться о чести и достоинстве бывших воинов латышского легиона СС.

В сентябре 2003 года в местечке Лестен были торжественно открыты и освящены мемориал и братское кладбище латышских легионеров СС. Мероприятие проходило при большом скоплении народа, членов правительства, в том числе и представителей Министерства обороны Латвии, депутатов латвийского сейма. Все это в прямом эфире транслировалось государственным телевидением и радио.

Другой пример - в январе 2005 года президент Латвии в присутствии иностранных послов представила новую книгу "История Латвии. ХХ век". По авторской версии, концлагерь Саласпилс являлся лишь "транзитным лагерем", в котором находились "политзаключенные, участники сопротивления, евреи, дезертиры, прогульщики, цыгане и прочее". Эдакий "райский уголок" для "прогульщиков".

Транзит смерти

О Саласпилсском лагере смерти стоит рассказать подробнее. Самым мерзким злодеянием по отношению к истреблявшимся в концентрационных лагерях детям было выкачивание детской крови. При питании, состоявшем из 100 граммов хлеба и полутора литров жидкости наподобие супа в день, худые и болезненные дети каннибальским образом использовались как источник крови для нужд немецких госпиталей. Фашисты организовали в лагере Саласпилс фабрику детской крови.

Из акта судебно-медицинской экспертизы следствия о массовом истреблении мирных советских граждан и военнопленных, совершенном немецко-фашистскими захватчиками от 20 января 1946 года: "Немецко-фашистскими захватчиками в период оккупации прибалтийских советских республик применялись исключительно зверские способы умерщвления советских детей. Материалами судебно-медицинских экспертиз установлено, что истреблению подвергались советские дети всех возрастов - от грудного и выше. Актами судебно-медицинских вскрытий, судебно-химических исследований установлены, в числе других, следующие способы истребления советских детей: при раскопке 54 могил на территории Саласпилсского лагеря обнаружены трупы детей, у которых обрисованы контуры скелетов, отсутствует жировой слой, истончены мышечные элементы. В желудках трупов найдены несъедобные части растений - сосновые почки и прочее. Все это свидетельствует об алиментарной дистрофии - голодании. При взятии проб из внутренних органов эксгумированных детских трупов и производстве химического анализа в аппарате Марша у многих был обнаружен мышьяк. Такой же результат найден и при исследовании трупов грудных младенцев.

В концентрационном лагере Саласпилс было организовано взятие крови у детей для нужд германской армии. Даже у детей грудного возраста бралась кровь в размере 100-150 грамм, отчего часть детей погибала сразу, а большинство из них - после повторных изъятий крови. Экспертной комиссией установлено, что с конца 1942 по 1944 г. у 12 000 детей, содержавшихся в Саласпилсском лагере, было выкачано не менее 3 500 литров крови.

В этом же лагере дети использовались в качестве подопытного материала для всякого рода "медицинских опытов".

Все это производилось над истощенными и измученными детьми, приводя их к гибели.

Судебно-медицинскими комиссиями при рассмотре и раскопках мест захоронений обнаружено большое количество обгоревших детских костей.

Таким образом, судебно-медицинская экспертиза считает, что советские дети немецко-фашистскими захватчиками истреблялись путем:

а) нанесения травм тупыми твердыми предметами в область головы и других частей тела, а также применения огнестрельного оружия и сжигания;

б) отравления советских детей ядовитыми веществами;

в) содержания в состоянии голода и антисанитарных условиях, что неизбежно вело к распространению инфекционных заболеваний и массовой гибели детей;

г) выкачивания у советских детей крови".

Материалы отчетов официальных советских органов, расследовавших преступления, совершенные гитлеровцами и их пособниками в концлагере Саласпилс, дополняют свидетельства очевидцев - бывших узников этого лагеря смерти.

Из показаний свидетеля Лаугалаитис Казимира Александровича, 1906 года рождения, от 2 ноября 1944 года:

"...В Саласпилсском лагере, где я помещался, загоняли и держали пригоняемое немцами население из разных областей Советского Союза. Их было очень много, только в марте месяце 1943 года сразу пригнали 20 000 человек вместе с детьми. ...После вышеуказанного купанья в бане и ограбления этих "беженцев" немцы производили отбирание у родителей их детей, это происходило так: всех выгоняли во двор, немцы заявляли, что теперь им нужно работать, так как дети будут мешать, их отделят отдельно. Тут происходили ужасные сцены. Матери детей не давали, у них немцы и латышские полицейские детей вырывали из рук насильно. Дети кричали, обезумевшие матери рвали у себя на голове волосы, и многие матери сходили с ума, их потом помещали в больницу.

При этом грудных детей и в возрасте до пяти лет помещали в том лагере в отдельный барак, там они массами умирали и заболевали корью. Больных корью сразу уносили в так называемую больницу лагеря, где сразу купали в воде, чего нельзя делать при болезни корью. Они синели, корь шла во внутрь организма. Таким путем в Саласпилсском лагере немцами было умерщвлено детей в возрасте до 5 лет более трех тысяч - это только в течение 1942/1943 (с 18 мая 1942 года до 19 мая 1943 года), то есть в течение одного года. ...Из тех детей, которые в возрасте до 5 лет попадали в бараки и больницу Саласпилсского лагеря, в живых не оставался ни один ребенок, все были немцами умерщвлены.

Комендантом Саласпилсского лагеря был немец Никельс, осуществлявший все зверства в этом лагере. Потом там был новый комендант в 1943 году, фамилию которого не знаю. Старшим, в качестве помощника коменданта лагеря, был латыш Видуш, житель города Мадоны, он очень зверски истязал заключенных лагеря.

Мои показания может подтвердить моя жена Авотниек Ольга, сидевшая в тюрьме и содержавшаяся в лагере Саласпилс вместе со мною".

Лагерь смерти Клоога на территории Эстонской ССР. Обгоревшие трупы на месте сожженного немцами лагерного барака. Фото: из архива журнала "Родина"

Из заявления гр-ки Виба Эвелины Яновны, 1897 года рождения, в Республиканскую чрезвычайную комиссию по установлению и расследованию немецко-фашистских злодеяний от января 1946 года:

"Я, как пострадавшая от немецко-фашистских варваров, которые меня содержали под стражей с 8 сентября 1943 года до 6 июля 1944 года и после этого была под надзором полиции. Я просидела в гестапо по ул. Бульвар Райниса 7 дней, в Центральной Рижской тюрьме, камере № 6, первый корпус и с 1 октября 1943 года в Саласпилсском лагере.

Про немецко-фашистские злодеяния могу рассказать следующее:

...Из одежды расстрелянных (в Саласпилсском лагере. - В. М.) немцами шили все, вплоть до утренних платьев. Я сама шила и кроила пальто, залитые кровью расстрелянных, так как работала в швейной мастерской Саласпилсского лагеря.

Старшиной лагеря был латыш Видуш и его помощником латыш Пурвинь, оба из полиции СД. Им тоже шили одежду расстрелянных.

За мой период нахождения в лагере Саласпилс с 1 октября 1943 года до 6 июля 1944 года, то в каждую пятницу туда, в лес, привозили на расстрел заключенных из Риги, тюрьмы и других мест, возили в черной закрытой автомашине, которую заключенные прозвали "Бертой". В эту машину помещается до 60 человек, и каждую пятницу горели в лесу костры, и шел дым от сжигаемых трупов. От ворот лагеря вправо идет дорога в лес, которую заключенные звали "аллеей смерти", так как по ней увозили на расстрел.

Первые угнанные с Советского Союза прибыли в Саласпилсский лагерь в 1942 году вместе с детьми. После карантина взрослых отправляли в Германию, а у матерей отобрали насильно детей, начиная от грудного возраста до 14 лет, и такое отбирание детей происходило до 31 августа 1944 года, пока я была в лагере.

Отбираемых детей немцы помещали в специальный барак лагеря, и они там десятками умирали. Только в марте месяце 1942 года умерло 500 детей, об этом мне рассказывали ухаживавшие за детьми. Умерших детей хоронили на кладбище, там, где хоронили умерших в лагере, это по той самой дороге, куда вели на расстрел, только налево.

Таким образом, я знаю, что погибло более 3000 детей и столько же было вывезено, но куда, я не знаю.

У заключенных лагеря мужчин брали немцы кровь, и, как брали эту кровь в 1944 году, я сама видела. Это делалось насильно, против воли и желания заключенных. При этом у заключенных брали кровь до тех пор, пока текла из вены и заключенный не падал в обморок, при этом очень многие падали, среди них могу назвать содержащегося там латышского писателя Лея, он после этого три дня лежал обессиленный, заболели у него легкие, после того как у него взяли кровь. Таких жертв было очень много, и многие заключенные скончались после взятия у них крови.

Комендант лагеря Краузе занимался следующими развлечениями. Когда у него было плохое настроение, он садился на окно своего кабинета и стрелял из своего пистолета проходящих заключенных, так им была подстрелена в 1944 году заключенная Реут, и после этого она стала калекой и многие другие, в том числе Тоня Федорова из Советского Союза, из Сокольников, из-под Москвы, ей Краузе прострелил живот".

Из показаний свидетеля Широченковой Тамары Николаевны, 1918 года рождения, бывшей заключенной Саласпилсского лагеря, от 8 апреля 1945 года: "К моменту моего прибытия в Саласпилсский лагерь советских военнопленных там было два лагеря с советскими военнопленными, назывались верхний и нижний лагерь. Нижний назывался "долиной смерти". Это было отделение "Штатлага 350", управление которого помещалось в гор. Рига.

Комендантом "Штатлага 350" был полковник немецкой армии Минзигенр, а Саласпилсского отделения был подполковник немецкой армии Ярцибеки, он именовался комендантом "Дулага 101", до этого он был комендантом Валкского лагеря советских военнопленных на территории Эстонии.

Я работала с 1 декабря 1943 года по июль месяц 1944 года в нижнем лагере, при так называемом лазарете советских военнопленных в качестве врача, и за семь месяцев моей работы там погибло, только через лазареты, около 10 000 человек советских военнопленных, которые захоронены рядом с Саласпилсским гражданским кладбищем и вторым гражданским кладбищем, - в двух местах, в глубоких рвах трупы сожжены по несколько рядов в каждом рву; в каждом рву было по три, даже четыре ряда. Закапывая, немцы делали так: копали глубокий ров, сперва клали один ряд, засыпали землей, потом второй ряд трупов, и опять засыпали землей, и таким путем засыпали последующие ряды, пока могила не заполнялась полной".

Вот какой "транзит смерти" хотят скрыть от сегодняшнего поколения Латвии "творцы" книги "История Латвии. ХХ век".

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться