22 июля 1795 года состоялось торжественное открытие театра-дворца "Останкино" в московском имении графа Николая Петровича Шереметева - известного мецената, покровителя искусств, увлеченного театрала и одного из богатейших людей Российской империи.

Аукционный дом "Старая бумага"
Театр-дворец в Останкино. 1910-е гг.
Открылся театр премьерой оперы "Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила" композитора Ивана Козловского на текст Павла Сергеевича Потемкина, посвященной недавним победам России в ходе очередного русско-турецкого конфликта. После представления был устроен пышный прием с фейерверком и иллюминацией. Представление повторили буквально через месяц во время приема в честь графа Станислава-Феликса Потоцкого - польского военного и политического деятеля.
История Останкина началась задолго до того, как усадьба стала принадлежать роду Шереметевых. Первые постройки появились на этом месте еще в XVI веке, когда здесь находилась деревня Осташково. Ее владельцы менялись довольно часто: от родни царского окольничего до думного дьяка. Последний всерьез занялся благоустройством этой территории. При нем появились рощи, пруд, боярский дом и церковь. Самая старая из сохранившихся построек - Церковь Живоначальной Троицы - была возведена на территории усадьбы во второй половине XVII века, при князьях Черкасских. Дочь одного из князей вышла замуж за графа Петра Борисовича Шереметева. С этого момента топоним Останкино неразрывно связан с родом Шереметевых.
Причем если Петр Борисович Шереметев основное внимание уделял другой усадьбе - Кусково, то Останкиным занимался его сын - Николай Петрович. Прекрасно образованный молодой граф всерьез увлекался крепостным театром. Он лично создал его в 1777 году после того, как получил от отца "в полное распоряжение" небольшую труппу крепостных актеров, заведенную Петром Борисовичем в Кусково как дань моде на "домашние" театры.
Николай Петрович было и художественным руководителем, и главным режиссером этого крепостного театра. Граф нанимал своим актерам лучших учителей, декораторов, расширял репертуар. Его дело развивалось, и театру, что Шереметев организовал в Кусково, нужно было помещение побольше. Тогда Николаю Петровичу пришла в голову идея возвести новое здание театра в Останкине. Проект поручено было разработать итальянскому архитектору Франческо Кампорези. Однако его проект послужил лишь первоначальной архитектурной идеей ансамбля. В дальнейшем, к созданию отдельных элементов привлекались такие известные петербургские архитекторы, как Иван Старов, Винченцо Бренна, Джакомо Кваренги. А наблюдение за общим ходом работ было возложено на крепостных зодчих Шереметева.

Строить здание театра-дворца было решено из дерева. Во-первых, этот материал лучше всего подходил для подобного рода помещений с точки зрения его акустических свойств. А во-вторых, позволял достаточно легко вносить изменения уже во время строительства.
Возводившийся театр-дворец, по задумке графа Шереметева, должен был трансформироваться в "воксал", то есть бальный зал. Эту идею подсказал графу его многолетний советчик в вопросах репертуара, костюмов и декораций - виолончелист Парижской Оперы Ивар. Чтобы осуществить подобное превращение, над партером были настелены щиты разборного пола. Таким образом зрительный зал и сцена объединялись в единое пространство.
Сцена Останкинского театра была в глубину 22 метра и, на момент его строительства, являлась одной из самых больших в Российской империи. Такая глубина позволяла выстраивать перспективные декорации и создавать сложные сценические эффекты.
Над сценой находилось двухуровневое верхнее машинное отделение, сохранившее до наших дней большинство механизмов. С их помощью осуществлялся спуск холстинных задников с написанными декорациями, акустические же машины создавали звуковые эффекты грома, дождя и ветра.

Над декорациями для спектаклей трудились и крепостные декораторы, и приглашенные мастера - иностранцы, работавшие в Москве. К сожалению, ни одной оригинальной декорации в Останкинском театре-дворце не сохранилось. Все они были уничтожены пожаром 1812 года. Тогда же погибла и обширная нотная библиотека.
Зрительный зал был рассчитан на 250 человек и был вдвое меньше, чем сцена. Для улучшения акустики в падугах между арками были устроены специальные пустые короба. Плафон зрительного зала был расписан итальянским мастером по мотивам помпейских фресок.
Торжественное открытие Останкинского театра в июле 1795 года, по сути, ознаменовало завершение лишь первого этапа строительства. После этого театр-дворец еще какое-то время достраивали: в нем появились помещения для репетиций, гримерки, парадные залы. К нему были также пристроены галереи для хранения графских коллекций. Окончательно возведение всего архитектурного комплекса завершилось в 1797 году - к коронации Павла I. Хотя сам император, приглашенный Шереметевым на представление, театр не оценил.
В отличие от польского короля Станислава Понятовского, которого Николай Петрович пригласил в свою усадьбу спустя две недели после Павла I. В тот вечер в опере "Самнитские браки" французского композитора Андре-Эрнест-Модест Гретри на сцене театра-дворца "Останкино" блистала будущая жена графа Шереметева, крепостная актриса Прасковья Ковалева, носившая звучный псевдоним Жемчугова.

Помимо блистательной примы Прасковьи Жемчуговой, театральная труппа крепостных Николая Петровича насчитывала около 200 актеров, певцов и музыкантов, в репертуаре которых было более сотни опер, балетов, комедий в том числе прославленных французских и итальянских композиторов таких, как Гретри, Паизиелло, Монсиньи, Пиччини. Останкинская труппа могла составить конкуренцию даже императорскому театру.
Еще одно роскошное празднество здесь было устроено Шереметевым в 1801 году уже в честь нового императора - Александра I. Но в этот раз спектакля не было. После тяжелого воспаления легких, лишившего Жемчугову ее прекрасного голоса, и после собственной серьезной болезни Шереметев потерял интерес к театру и частично распустил труппу.
За все время существования шереметевского театра было поставлено 92 спектакля. Еще 15, в основном "большие оперы" и лирические трагедии, так и не были осуществлены. Хотя представлений в Останкино больше не давали, дворец-театр сохранился и даже стал императорской резиденцией на время коронации Александра II. Театральную сцену специально для этого перестроили в зимний сад.

В дальнейшем с дворцом и парком происходило еще много изменений, не все из которых были к лучшему. Во второй половине XIX века эта территория была отдана под дачные участки, а в XX веке ее превратили в Парк культуры и отдыха имени Дзержинского. Но к счастью, основное здание театра-дворца вместе с примыкающим к нему пространством Увеселительного сада уцелели.
Театр-дворец "Останкино" сегодня - это единственный в России театр конца XVIII века, сохранивший сцену, зрительный зал, гримировочные комнаты и часть механизмов машинного отделения. В его помещении до сих пор ставят старинные оперы и проводят камерные концерты. В частности, на исторической сцене театра вновь была поставлена опера "Самнитские браки", а в 2001 году, к 250-летию со дня рождения Николая Петровича Шереметева, давали ту самую, ставшую легендарной оперу "Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила".
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем