Спустя 88 лет после исчезновения Амелии Эрхарт, знаменитой американской летчицы, опубликованы рассекреченные материалы Национального архива США. Они уточняют картину ее последних радиопередач и условий, в которых экипаж потерялся над Тихим океаном. Документы содержат перехваченные сообщения, рабочие записи береговой охраны и ранее не публиковавшиеся метеосводки.

Batman Archives
Амелия Эрхарт была пионером американской авиации и при жизни была очень популярна, но обстоятельства ее смерти до сих пор остаются загадкой. На фото она в 1931 году в кабине своего самолета.
Последний подтвержденный радиоконтакт с ее самолетом был установлен 2 июля 1937 года. Эрхарт сообщала катеру береговой охраны Itasca, ожидавшему ее у острова Хоуленд, что топливо подходит к концу и что она не может обнаружить атолл. Ситуация осложнялась нестабильной работой радионавигации, и сторонам долго не удавалось согласовать частоты. Согласно новым материалам, экипаж Itasca потратил около двух минут, чтобы переключить оборудование на частоту 7500 кГц - ту, на которой Эрхарт ожидала сигнала наведения. К тому моменту ее самолет уже приближался к предполагаемой точке, но плотные облака полностью закрыли обзор - и визуальные ориентиры исчезли.

Последняя достоверная фраза, записанная в 8:43 утра по местному времени: "Мы на линии 157-337… продолжаем круги… не слышим вас… оставайтесь на 7500". Она попыталась повторить сообщение на частоте 6210 кГц, но ответ не был зафиксирован.
В рассекреченных данных также содержатся перехваченные сигналы с гавайских станций: в тот же период они уловили слабый, едва различимый звук, который по характеристикам совпадал с голосом Эрхарт. Эта деталь ранее находилась под грифом "секретно" и не фигурировала в открытых отчетах. Помимо этого, документы включают погодные карты с хорошей видимостью юго-восточнее Хоуленда и плотной облачностью северо-западнее, расчеты ветров, которые могли увести самолет с курса, а также данные о техническом состоянии машины. Перед последним вылетом механики отмечали нерегулярную работу системы смешения топлива - следствие мартовского инцидента на Гавайях - и перегруз, из-за которого расход горючего увеличился примерно на 20 процентов по сравнению с расчетным.
В рассекреченном массиве сохранились и многочисленные материалы, поступавшие в ведомства в 1930-х годах: письма, слухи, неподтвержденные свидетельства. Например, утверждения, что летчицу взяли в плен и казнили японцы, что некая женщина якобы обнаружила ее с помощью телепатии, а также что ее могила находится где-то в Испании. Новые публикации эти версии не подтверждают и, напротив, фиксируют отсутствие каких-либо свидетельств в их пользу. По словам авиационных историков, документы не раскрывают тайну исчезновения, но позволяют значительно точнее представить масштабы и хаотичность поисков 1937 года.
Эрхарт и ее штурман Фред Нунан отправились в кругосветный полет 1 июня 1937 года. Маршрут проходил через Северную и Южную Америку, Африку, Южную Азию и Океанию. 2 июля они покинули Лаэ в Папуа - Новой Гвинее, направляясь к острову Хоуленд - одному из самых трудных участков маршрута из-за огромной дистанции и почти полного отсутствия заметных объектов. Самолет так и не достиг точки дозаправки. Начавшиеся в тот же день поиски стали крупнейшей операцией такого рода для ВМС США на тот момент.
Несмотря на новые сведения, основные вопросы - место крушения и судьба экипажа - остаются без ответа. Но опубликованные записи уточняют важную деталь: последние минуты полета, судя по документам, были связаны не с внезапной катастрофой, а с постепенной потерей навигации, когда экипаж отчаянно пытался восстановить связь и найти хоть что-то, что помогает сориентироваться.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем