Москва. Арбат, 40. Стеклянная дверь, тамбур, витрина с портретами. Здесь студия, она существует довольно давно. Ведь ещё до Первой мировой войны часть первого этажа и подвал занимало фотоателье, где за эти годы сменилось много владельцев, но именно в этой студии Моисей Соломонович Наппельбаум (1869-1958) работал на закате своей долгой жизни. За 88 лет им сделано огромное количество снимков, создана галерея портретов, без которых сегодня невозможно представить XX век: это вожди революции, выдающиеся учёные, деятели культуры, которые стали гордостью нашей страны. При жизни у фотографа было несколько выставок; в 1935-м - крупнейшая, на ней было выставлено более 400 работ, а последняя - в 1946 году.
Моисея Соломоновича очень интересовали изобразительное искусство, театр, литература. Он любил повторять, что нашёл своих учителей в Эрмитаже и Третьяковской галерее. Но самое большое влияние оказал на Наппельбаума-портретиста Рембрандт. Прежде всего это касается света: на его портретах он возникает как будто бы ниоткуда, высвечивая лицо наполовину, с одной стороны. По всем канонам того времени должно было быть, как минимум, три источника света, а он оставлял один, и это стало воистину революционным экспериментом. Наппельбаум был мастером показа рук, не уставая при этом повторять: "Движение должно ощущаться в портрете, иначе в нём не будет жизни".
Одна из дочерей фотографа вспоминала: "У отца было поразительное чутьё художника. Не имея не только высшего, но и среднего образования, порой не зная творчества человека, которого он снимал, он улавливал его творческую индивидуальность, характер". Портрет Сергея Есенина сделан им всего за несколько дней до гибели поэта и как бы предопределяет его судьбу. Вы видите один из лучших снимков Анны Ахматовой, о котором Осип Мандельштам сказал: "Вполоборота, о печаль, на равнодушных поглядела…"; Борис Пастернак, в лице которого отчётливо проступает "что-то и от араба, и от коня", как писала о нём Марина Цветаева; божественная Галина Уланова; яркая, темпераментная Марина Семёнова; царственный Владимир Иванович Немирович-Данченко.
Своим пристрастием к творческим людям Наппельбаум обязан дочерям - Иде и Фридерике. В Петрограде, на Невском проспекте, 72, в фотоателье Мастера, собирались участники студии "Звучащая раковина"; её членами были дочери, а руководителем - Николай Гумилёв. Позднее на знаменитых "понедельниках" бывали Ахматова, Кузмин, Тихонов и другие. Наппельбаум создал портретную галерею выдающихся людей эпохи. Представленные здесь фотографии есть лишь малая толика того созвездия имён, которые блистали в прошлом столетии.
Российский государственный архив кинофотодокументов хранит обширную коллекцию выдающегося фотографа, которая насчитывает около 1000 негативов. Она была сдана на хранение родственниками автора в начале 1960-х годов и представляет разнообразное по тематике собрание. Помимо деятелей культуры и науки в неё включены известные военачальники. По этой коллекции можно проследить эволюцию творчества фотохудожника, его эксперименты с процарапыванием и ретушью негативов, в результате чего фотография приобретала объём и приближалась по эффекту к живописи: это и дало название одному из течений в фотографии - "пикториализм", а Наппельбаума сделало его ярчайшим представителем.
Архив бережно хранит коллекцию, ведёт научную обработку материала, поскольку коллекция не была атрибутирована. И надо отдать должное сотрудникам архива: независимо от политической конъюнктуры они смогли сохранить до наших дней портреты тех людей, имена которых вымарывались из нашей истории (Пастернак, Р. Баршай и другие), хотя многие упрекают архив в излишней политизированности. Именно благодаря самоотверженному труду архивистов мы можем наслаждаться творчеством замечательного Мастера, ощущать вкус эпохи и отчасти соприкасаться с жизнью выдающихся людей того времени.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем