издается с 1879Купить журнал

Фильм "Морозко": чудеса да и только!

Киносказка, снятая шестьдесят лет назад, по-прежнему создает зрителям новогоднее настроение

В эпоху, когда не существовало компьютерной графики и нейросетей, создавать фантастические и сказочные кинофильмы могли только настоящие мастера кинематографа. Одним из таких в Советском Союзе был знаменитый режиссер Александр Роу, которого по праву называли классиком волшебной киносказки. Среди его признанных работ - фильм "Морозко" 1965 года. Шестьдесят лет прошло, а он и поныне - постоянный завсегдатай новогоднего телеэфира.

Эдуард Изотов в роли Ивана и Наталья Седых в роли Настеньки.

РИА Новости

Эдуард Изотов в роли Ивана и Наталья Седых в роли Настеньки.

Неожиданный выбор героинь

Фильм "Иван - Медвежья голова" (как он изначально назывался) был запущен в подготовительный период в самом конце 1963 года. Что такое фильм-сказка? Это прежде всего множество костюмов: и русских национальных с аппликацией, и с художественной вышивкой, росписью. На студии Горького не было пошивочных цехов. Пошли по миру: костюмы пошили в мастерских Большого театра, Театра Вахтангова и Театра Немировича-Данченко.

Режиссер А.А. Роу.

На роль Настеньки, главной героини, которая должна с помощью дедушки Морозко спасти своего жениха Ивана и вернуть ему человеческий облик, пробовались разные актрисы. Предлагали звезду фильма "Девчата" Надежду Румянцеву. Но Роу утвердил... ученицу хореографического училища Большого театра Наташу Седых, которая опыта съемок в кино не имела. Почему?

Как вспоминала Седых, режиссер-постановщик увидел ее по телевизору. Она увлекалась фигурным катанием и в свободное от занятий в училище время выступала с номерами на льду и хорошо исполняла "Умирающего лебедя". Однажды ее пригласили выступить на стадионном представлении в честь новогоднего праздника, и это выступление показали по ТВ. Так Роу и увидел в ней будущую Настеньку.

Исполнительница главной роли вспоминала: "Мне было 15 лет. Я была маленькая девочка в окружении взрослых людей. Но то, что я помню: обстановка была потрясающе дружелюбная и очень творческая. Александр Артурович, хотя бывал строг, но сам он такой добродушный человек, как большой ребенок!"1.

Афиша фильма.

Сам Роу рассказывал, что выбор исполнительницы главной роли дался ему не так-то просто: "Дмитрий Васильевич Суренский и вся его операторская группа немало смутились: внешность Наташи трудно было признать фотогеничной. Пришлось подумать, как осветить черты ее лица. Много было истрачено пленки, прежде чем получился нужный результат"2. Но все равно режиссер остался доволен: Седых смогла в кадре передать образ так, как ему требовалось.

Инна Чурикова тоже еще не была профессиональной актрисой, а только училась в Щукинском училище. Тем не менее Роу был убежден в ее способности сыграть роль противной Марфуши лучше, чем уже утвержденная на нее Тамара Носова. Правда, Чурикова потом горько шутила, что после подобной роли замуж ее никто не возьмет. Она любила вспоминать историю о том, как приходилось грызть лук вместо яблок из-за ошибки реквизиторов.

Конечно, нельзя не сказать об "иконах" сказочного жанра в нашем кино - Георгии Милляре и Александре Хвыле. Первый постоянно и замечательно играл Бабу-Ягу, терпя многослойный и сложный по химическому составу грим на лице, второй - Деда Мороза, а после картины Роу он и вовсе несколько лет подряд приходил на новогоднюю елку в Кремль веселить детей.

Съемка в лесу - непростое дело.

Однако основные проблемы на сей раз касались вовсе не сценария и не проб актеров. Ведь на экране нужно было как можно правдоподобнее показать саму сказку, чудо, волшебство...

Подвиг Бабы-Яги

Как известно, фильм состоит из зимних и летних сцен. В феврале-мае 1964 года съемочная группа снимала зимнюю натуру в Оленегорске, в условиях Заполярья. Наталья Седых признавалась, что замерзала во время съемок: "У Роу был очень хороший оператор, Дмитрий Суренский, у него всегда очень тщательно ставился свет. Иногда по тридцать минут. И, значит, все эти тридцать минут я сидела в кадре на снегу и, конечно, замерзала"3. Оператор В. Н. Окунев вспоминал: "Первый съемочный день пришелся на 13 марта. ... Там такие красивые леса! Вы не поверите, но мы даже видели северное сияние!" 4.

Эскиз костюма. Настенька. Фото: РГАЛИ

В съемках фильма помогали местные жители. Некоторые из них сыграли разбойников - это были спортсмены, кружковцы местного ДК и просто те, кому было интересно поучаствовать в фильме. На месте изготовили сани и повозку — работы выполнил Оленегорский механический завод. Всяческое содействие съемочной группе оказывали местные власти, а директор спорткомплекса города Константин Браславский выполнял некоторые трюки за Георгия Милляра, когда Бабе-Яге нужно было "летать в ступе" или, скажем, прыгать через костер. Съемочная группа в долгу не осталась: выступили с творческим вечером в местном ДК и даже съездили в Мурманск.

Много денег при работе над картиной было потрачено на производство натурных декораций. Дело в том, что для сказочных фактур фильма применялись новые для того времени материалы - целлофан, пенопласт, пам, винипласт и поролон, что при низких температурах потребовало дополнительного времени на их обработку. В качестве эксперимента вместо лесоматериала для изготовления "бревен" использовался винипласт5, и это помогло существенно сэкономить. Тщательное планирование съемки позволило уложиться в срок с запасом, что в условиях Заполярья с его непогодой (на которую пришлось целых 22 дня!) и ранними сумерками можно считать достижением создателей картины.

Эскиз костюма. Иван. Фото: РГАЛИ

В фильме в избе Бабы-Яги можно увидеть свиней. Их снимали и в Заполярье, и летом в павильонной декорации. Животных дрессировали насколько это возможно, хотя, разумеется, их поведение во время съемки никто предсказать не мог. И все-таки благодаря опытным специалистам удалось даже научить медвежат собирать грибы (разумеется, не настоящие, а бутафорские). На натуре было посвободнее, поэтому все получалось лучше, чем в павильоне. Кроме того, в группе фильма были любимые животные, например, медведица Маня, которую поместили в пристройке городской бани. Тройку сказочных лошадей специально запросили для съемок заранее с Калининского (Тверского) ипподрома.

К счастью, предусмотренный сметой на фильм ветеринар не понадобился. А вот о здоровье Бабы-Яги в лице Георгия Милляра пришлось поволноваться. Он совершил настоящий подвиг. Из-за прорыва водопроводной трубы во время морозов затопило подвал дома, где хранилась пленка с отснятым материалом. Вся группа, кроме Милляра, была на съемках в лесу. Местная жительница разбудила отдыхавшего актера и сказала, что в подвале начался потоп. Он рванул туда и успел вынести бобины с пленкой, но замерз так, что пришлось растирать спиртом...

Летняя натура первоначально планировалась в Ялте, хотя Роу любил снимать свои фильмы в Звенигороде, под Москвой: "Летнюю натуру я люблю снимать под Звенигородом и в окрестностях других древнерусских городов. Там много памятников старины, русского зодчества. Там дремучие леса и широкие просторы полей"6. В целом так и случилось: съемка в районе Звенигорода выходила проще и дешевле. В Крыму же снимались преимущественно "волшебные" сцены фильма.

Эскиз костюма. Морозко. Фото: РГАЛИ

Чудо комбинаторов

Александра Роу и его коллег по цеху можно по праву считать новаторами своего времени в области производства киночудес. Взять хотя бы, к примеру, "медвежью" голову Ивана. Сначала была изготовлена полумаска из пластика, но она, как показали пробные съемки, не давала необходимого эффекта. В результате сделали маску из пластика и парика, как бы полноценную медвежью голову. Иван "превращался" в медведя и обратно с помощью специального приспособления - как сказано в отчете по фильму, "вращающегося устройства", с его же помощью появились в кадре и сказочные самоходные кони7.

Любопытно и то, как в кадре "оживали" цветы на пне у озера. Для управления цветами возле волшебного пня вырыли специальную яму. Из-за внезапно начавшихся ливневых дождей яма постоянно заполнялась водой, что вызвало необходимость изготовления специального "герметического короба" для помещения в него людей, которые и делали цветы "живыми".

Свадьбу хотели сначала снять способом рисованного кадра. Но, как указывается в документах, с целью "улучшения художественного качества фильма" было решено снять ее как обычную сцену игрового кино. Но чтобы создать панораму свадебного стола, изготовили специальное "панорамирующее приспособление". Кроме того, для съемки свадьбы подготовили и записали "старинную свадебную величальную" песню8.

Фотопроба Румянцевой на роль Настеньки. Фото: РГАЛИ

Для показа "волшебства" в кадре применялись и вполне испытанные, хорошо известные Роу методы. Оператор В. Н. Окунев вспоминал о "самоходных" санях: "Сани привязывали на длинном металлическом тросе к мощному грузовику. При этом пленка в кинокамере крутилась в обратном направлении"9. Этот трюк Роу впервые применил в своем фильме "По щучьему велению", вышедшем еще в 1937 году.

Избушка "на курьих ножках", в которой жила Баба-Яга, была сооружена в двух вариантах. Первый - обычный, деревянный - приводился в движение системой рычагов. Но была и вторая избушка, которая двигалась с помощью статиста: на него надели изготовленную из поролона конструкцию в виде избы. Благодаря этой конструкции избушка могла поворачиваться, как в сказке, то задом, то передом. Пни, которые "двигались" на Ивана, были сделаны подобным же образом - из поролона. Актеру Эдуарду Изотову пришлось поднапрячься, чтобы в кадре его борьба с "живыми" пнями выглядела натурально: статисты даже в поролоновых одеждах весили немало.

Международное признание

Фильм "Морозко" вышел на киноэкраны Советского Союза в марте 1965 года и собрал более 19 миллионов зрителей, что ярко свидетельствовало: "волшебство" действительно удалось! Картина взяла приз Всесоюзного кинофестиваля "За фильм для детей и юношества" в Киеве в 1966 году.

Дед Мороз во время съемок. Фото: РГАЛИ

Было и настоящее признание за рубежом. Посол ЧССР Ярослав Башта вручил Инне Чуриковой серебряную медаль Масарика за роль Марфуши, Консультативный совет по кинематографии США наградил кинокартину призом "Award of Excellence" за лучший киносценарий для семейного просмотра. Наконец, венцом международного признания по праву можно считать завоеванный главный приз на МКФ фильмов для детей в Венеции в 1965 году - "Золотой Лев Святого Марка".

Дед Мороз во время съемок и на экране. Фото: РИА Новости
  • 1. Цит. по: Капков С.В. В гостях у сказки. М., 2006. С. 237.
  • 2. Роу А.А. Сказка на экране. "С кем и как я создавал киносказки". М., 1974. С. 46.
  • 3. Цит. по: Капков С.В. В гостях у сказки. С. 238.
  • 4. Окунев В. Н. В фильме потрясающие трюки // Александр Роу. Альбом. Иваново, 2012. С. 277.
  • 5. РГАЛИ. Ф. 2944. Оп. 4. Д. 233. Л. 12.
  • 6. Роу А.А. Сказка на экране. "С кем и как я создавал киносказки". С. 31.
  • 7. РГАЛИ. Ф. 2944. Оп. 4. Д. 233. Л. 13.
  • 8. Там же. Л. 16.
  • 9. Окунев В. Н. В фильме потрясающие трюки. С. 277.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться