О том, как рождался этот масштабный совместный проект Исторического музея и Государственного Эрмитажа рассказал на пресс-брифинге генеральный директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин: "Два года назад, в дни юбилея музея, мы начали программу представления выставок императорских резиденций. Естественно, в первую очередь, это императорские резиденции, которые находятся в Санкт-Петербурге. И лидером этого проекта стал Государственный Эрмитаж - уникальный музей с потрясающей императорской коллекцией. А сегодняшняя выставка - это еще один шаг, который представляет еще одну сторону того собрания, которое наши коллеги из Эрмитажа сохраняют и спасают на протяжении уже очень многих лет".
Дополнила его слова одна из трех кураторов выставки, заведующая Отделом западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа Ольга Костюк: "Проект этой московской выставки был заранее нами обсужден. Мы готовили 5 лет назад выставку для нашего центра в Амстердаме. Выставка получилась фундаментальной, и было решено показать ее в Москве. Но копировать концепцию мы не стали. На московской выставке мы хотели показать предметы, относящиеся к русской истории XVIII-XIX веков, когда Санкт-Петербург уже стал столицей, когда при русском дворе работали лучшие мастера. Мы хотели показать блеск русского двора и хотели сделать это именно через драгоценности".
Выставка "Драгоценности! Блеск русского двора" в Историческом музееЭкспозиция состоит из трех разделов. Первый можно назвать "Галерей драгоценностей". Он посвящен самым разным ювелирным изделиям, которые принадлежали представителям императорской семьи: табакерки, часы, украшения, статуэтки, подвески, туалетные приборы. Например, подвеска "Якорь", выполненная из алмазов, золота и серебра, была привезена Петром I из Голландии. Подвески были одним из наиболее распространенных украшений XVI-XVII веков. Ярким примером богатства и роскоши стали отдельные предметы из туалетного прибора императрицы Анны Иоанновны - лохань, рукомой, четыре коробки и колокольчик, выполненные из чистого золота в аугсбургской мастерской Иоганна Людвига Биллера. Даже через выставочное стекло они сияют ярче солнца. И это только семь вещей из набора. Всего туалетный прибор императрицы состоит из 46 золотых предметов.
Императорское собрание пополнялось в том числе и частными коллекциями. В 1845 году в Эрмитаж поступило собрание обер-камергера императорского двора, члена Государственного совета графа Дмитрия Татищева, которое он за несколько лет до своей кончины завещал императору Николаю I. Из его коллекции на московской выставке представлен драгоценный ларец и геммы (резные полудрагоценные или драгоценные камни с вырезанными или выпуклыми изображениями), хранившиеся в нем.
С середины XVIII века и до 1917 года за русским двором утвердилась слава одного из самых великолепных дворов Европы. Французский посол Морис Палеолог вспоминал, что "по пышности мундиров, по роскоши туалетов, по богатству ливрей, по пышности убранства… ни один двор в мире не мог бы с ним сравниться". Роскошь и блеск императорского двора в полную силу проявлялись именно во время балов и маскарадов. Такой фантазийный "бал" как раз и представлен в центральном разделе открывшейся в ГИМе выставки. Просто дух захватывает от всех этих потрясающих нарядов - шелковые и бархатные костюмы, платья, украшенные шитьем, вышивкой и кружевами, а также идеально дополняющие их изящные аксессуары. Здесь вы увидите прекрасное бальное платье с оригинальными стальными блестками, принадлежавшее княгине Зинаиде Юсуповой. Она - единственная наследница богатейшей династии Юсуповых - была знаменита не только своей красотой, но и гостеприимством.
В этом же зале представлено вечернее платье с узором в виде веток цветущей яблони, принадлежавшее императрице Марии Федоровне и множество самых невероятных вееров - из брюссельского кружева, слоновой кости, с драгоценными камнями и даже из чугуна.
Благодаря тому, что платья не одни стоят в витринах, а рядом висят портреты их владелиц, создается своеобразный эффект присутствия. Вещи "оживают", и появляется ощущение стиля ушедшей эпохи. Например, на портрете княгини Татьяны Юсуповой кисти Франца Винтерхальтера запечатлен веер из слоновой кости. Он же, но уже "вживую" представлен рядом с этим портретом.
Завершает выставку раздел, где показаны мемориальные предметы. Многие изделия, хранящиеся в Галерее драгоценностей Эрмитажа, хранят память не только о событиях государственной важности, но и связаны с частной жизнью русских монархов и членов династии Романовых. В этом разделе восхищенным взглядам посетителей предстанет цепь с портретами русских царей и великих князей, памятные медальоны, мемориальные перстни и ларец с эмалевыми вставками и дарственной грамотой внутри. Этот ларец был поднесен Корпорацией Сити Лондона Александру II в память о его визите в Лондон в 1874 году.
Переступая порог выставочного зала, ты попадаешь внутрь великолепной шкатулки с драгоценностями, как будто обитой бархатом царского фиолетового с переходом в нежно-пурпурный цвет. И хочется задержать дыхание от восторга, потому что экспозиции такого уровня и размаха встречаются редко.
Выставка "Драгоценности! Блеск русского двора" - настоящий бриллиант чистой воды. Она готовилась 3 года, а собрана была в залах музея всего за 9 дней. Это оказалось возможным благодаря невероятному профессионализму и ее кураторов - Ольге Костюк, Екатерине Абрамовой и Юлии Плотниковой - и группе дизайнеров, и всем-всем, кто был причастен к реализации этого удивительного проекта.
Видя, насколько великолепной получилась выставка, нельзя не согласиться с генеральным директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским, назвавшим экспозицию "эффектным манифестом русской роскоши, памятной миру", а также "искренним и почтительным даром памяти нашим предкам, сделавшим Россию великой!".
К счастью, выставка в ГИМе (Площадь Революции, 2/3) продлится долго - до 12 мая 2025 года. И тот, кто ее увидит своими глазами, получит истинное эстетическое удовольствие.