Коляска российского императора Павла I и его супруги императрицы Марии Федоровны, созданная в Санкт-Петербурге в 1800 году, предназначалась для частных выездов в пригородных владениях царской семьи. То есть экипажем управляли сам император или его супруга. Это придает экспонату особую ценность. Коляска выполнена из дорогостоящих материалов с использованием бронзы и серебра. В наружной обивке использована кожа, во внутренней - атлас с узорной вышивкой шелком и золотыми нитями. В начале 2000-х была проведена комплексная научная реставрация кареты, что позволило привести ее в экспозиционное состояние.
Редчайший образец детских экипажей - карета детей цесаревича Александра Николаевича и его супруги Марии Александровны - был отреставрирован в 2010-х. Экипаж был создан московским каретным мастером Тимофеем Орловским специально к пятилетию старшей дочери Александра II, великой княжны Александры. Она, вместе с братьями Николаем и Александром (будущий император Александр III), катались в этой запряженной низкорослыми лошадками карете в сопровождении слуг.
Подобно взрослым парадным экипажам пассажиры детской кареты имели прекрасный обзор и, в то же время, возможность уединения благодаря рулонным шторкам. Детский экипаж украшен не только геральдическими символами династии, но и личным вензелем владельцев экипажа. До начала процесса реставрации корпус кареты казался черным, но специалистам Исторического музея в ходе кропотливой работы удалось установить, что ее подлинный цвет - темно-синий, с которым прекрасно сочетаются золотисто-серебристо-голубые драпировки - символ ленты ордена Андрея Первозванного, главной награды Российской империи. Им при рождении награждались дети династии Романовых.
Открытие экспозиции старинных экипажей в Историческом музееТретьим экспонатом стала парадная карета Berline семьи графов Матюшкиных. Позднее она принадлежала дворянам Стрешневым, имевшим давнее родство с династией Романовых. Карета была создана знаменитыми французскими мастерами Э. Кенелем и П. Жакином в России в первой половине 1760-х гг. В ее декоре использована техника золочения корпуса и художественная бронза. Карета также "пережила" комплексную научную реставрация в начале 2000-х.
Юридическая фирма "Городисский и Партнеры", специализирующаяся на защите прав интеллектуальной собственности, выступила с инициативой финансирования работ по созданию специального выставочного пространства, в котором был реализован защитный комплекс для уникальных памятников экипажного дела. В результате, специалистами музея были выстроены особые предохранительные конструкции в виде навесов. Они не только призваны защищать экспонаты, но и позволяют не нарушать целостность пространства исторических интерьеров музея.
Управляющий партнер юридической фирмы "Городисский и Партнеры" Валерий Николаевич Медведев во время пресс-брифинга, который вел заслуженный артист России и исполнитель роли Павла I на сцене театра Вахтангова Александр Олешко, подчеркнул: "Это не первый наш совместный проект с Историческим музеем. Так, в 2020 году после реставрации в экспозицию вернулись два уникальных глобуса XVII века мастерской Йохана Блау. Наша фирма поддерживает подобные проекты, поскольку осознает необходимость сохранения культурной памяти для будущих поколений страны. Реэкспозиция улучшит условия экспонирования редких музейных предметов и позволит поддерживать стабильное состояние артефактов в будущем. Благодаря дополнительному техническому оснащению посетители музея смогут узнать больше о развитии технической мысли и искусстве экипажного дела, а также придворной культуре".
Далеко не каждый музей имеет в своей коллекции подобные экспонаты. В ГИМе они есть. Именно эти три экипажа долгое время хранились в подвалах музея, на минус втором этаже. Чтобы их комплексно отреставрировать, пришлось разобрать кареты до основания и фактически собрать заново.
Отдельной сложной задачей было доставить их к новому месту экспонирования. В этот процесс были включены представители абсолютно всех музейных отделов. Ведь, чтобы пронести такие, казалось бы, мощные, но при этом очень хрупкие предметы, пришлось максимально осторожно передвигать кареты в ограниченном пространстве - снимать огромные дубовые двери, убирать все сувенирные киоски. Работа была проведена колоссальная, и вот мы видим результат. Отныне бесценные кареты предстают перед посетителями музея практически в том же виде, в каком они явились своими первым владельцам. И это значимое событие уже стало частью истории культуры нашей страны.
"Мне приятно, в этом начинающемся году открыть такую замечательную экспозицию и показать уникальные экспонаты, которые хранятся в нашем музее", - подвел итог работе над выставкой генеральный директор Государственного исторического музея Алексей Константинович Левыкин.