06.11.2025 00:01
Общество

Пособия для украинских учителей истории написаны под диктовку Берлина и углубляют русофобию в стране

Пособия для украинских учителей истории углубляют русофобию в стране
Текст:  Юрий Борисёнок (кандидат исторических наук)
Родина - Федеральный выпуск: №11 (1125)
Читатели "Родины" уже знают, чему сегодня учат украинских школьников в учебниках истории1. Сегодня присмотримся ближе к тому, на что ориентируют украинских учителей.
Советский плакат "Дружба народов".
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

За германские деньги

Примечательно, что по итогам одного из социологических опросов еще в июле 2021 г. 41% украинцев считали русских и украинцев одним народом2. Среди этих 41% наверняка немало учителей истории, способных при всех изменениях в учебниках донести до школьников свою точку зрения и на историческое прошлое, и на современные события. Образовательные власти Украины такое положение хорошо понимают: нужно немедленно провести среди педагогов "разъяснительную работу".

Попыткой такой "разъяснительной работы" и стало изданное в Киеве во второй половине 2024 г. учебное пособие "История как пропаганда"3. Книга объемом под 300 страниц соответствует украинским образовательным стандартам 2020 и 2024 гг. и предназначена для учителей истории, которые по задумке авторов будут дополнять уже существующие школьные курсы по истории Украины XX-XXI веков. Авторский коллектив под руководством Андрея Ферта состоит из киевских историков и доктора исторических наук из Винницы Ольги Коляструк, творчество коллективное, установить, кто какие главы писал, невозможно. Создатели пособия представляют всеукраинскую ассоциацию учителей истории "Нова Доба" и имеют опыт публикации линейки школьных учебников.

Нынешнее же пособие профинансировало министерство иностранных дел Германии, в его создании участвовало украинское представительство Германской ассоциации народных университетов (DVV International).

Логично предположить, что так просто бережливые немцы денег украинским сочинителям выделять не будут. Знакомство с текстом это предположение полностью подтверждает. Педагогов, преподающих историю на Украине, пытаются "перевоспитывать" осторожнее и тоньше, чем в школьных учебниках. Совсем уж откровенная идеологическая нагрузка занимает в пособии не так много места - авторы прекрасно понимают, что многие учителя разговора в подобном духе всерьез не воспримут. Если в предисловии в манипулятивном ключе подчеркивается "сила российской пропаганды" после начала СВО, которая якобы убедила "миллионы людей в том, что соседнее государство не имеет права на существование"4, то дальше на протяжении более ста страниц российская тема будет обозначена лишь дважды. Почти весь первый блок пособия "Особенности использования истории пропагандой" построен на западных теоретических трактовках темы и примерах из западной истории от древних Афин до Уинстона Черчилля и Дональда Трампа, которого авторы оценивают крайне невысоко.

Завидуют российскому единому учебнику

Исключением в изложении западного материала является специальный параграф первого блока "Православная церковь и использование истории"5. Здесь вполне в духе традиций "научного атеизма" утверждается, что духовенство и в особенности современная Русская православная церковь якобы являются источниками и распространителями исторической мифологии.

"Родина" продолжает анализировать современные украинские учебники истории

А в рассказе о политике памяти, как и следовало ожидать, "негативным примером служит Россия". Из трактовки этого примера явно видна зависть авторов всего лишь одной из линеек украинских учебников к появлению с 2023 г. в российских школах единых учебников истории: "В российском образовании утверждены единые учебники для 10-11-х классов, в перспективе - единые учебники для младших классов. Таким образом государство делает невозможным демократический взгляд на образовательный процесс и контролирует "историческую память", которую формируют во время обучения у школьников"6.

Украинские авторы завидуют единому учебнику столь эмоционально, что приписывают ему утверждение, которого в нем нет, а именно высказывание о том, что такая страна, как Украина, "не должна существовать". И от этого выдуманного тезиса пособие переходит к главной своей теме, антисоветской:

Марш пленных немцев по улицам Киева, 16 августа 1944 года

"Такое прямое политическое влияние на исторические знания можно объединить с практиками советской образовательной социальной инженерии,...что проявлялось в изучении речей вождей, их героизации, воспитании в духе служения народу и государству... По большому счету, современная образовательная политика России использует ту же самую систему воспитания, только советское замещено российским"7.

На "Красной площади" разобрали по косточкам украинские учебники истории

Перевернув реальность российского просвещения с ног на голову, авторы киевского пособия одновременно вступили на зыбкую почву. Украинские учителя, хорошо знакомые с содержанием собственных учебников, про "героизацию вождей" в них тоже читали и с прямым политическим воздействием на историю сталкиваются сплошь и рядом. Именно в 2024 г. появились и учебные книги для старшеклассников с восхвалениями В. Зеленского, чей культ личности формируют как раз по советским лекалам, по образцу славословий в адрес Никиты Хрущева.

Штепсель и Тарапунька - русификаторы Украины

Главной своей целью пособие Ферта и соавторов ставит избавление украинских учителей от советского исторического наследия во всех его видах и одновременно от российской имперской традиции. Центральным во всем повествовании является более чем 100-страничный второй блок текста "Советская пропаганда и история"8. Похоже, именно за такие намерения книга и получила финансирование от германского МИД, будучи частью спонсируемого немцами проекта "Советское прошлое: переосмысление истории". Полагают, что "перековав" педагогов в духе радикального отрицания "советчины", те станут надежными воспитателями молодого поколения в духе приобщения к ценностям Евросоюза и конкретно Германии.

Но до этого еще далеко: авторы пособия верно подмечают, что советскими традициями помимо старшего поколения охвачена даже нынешняя украинская молодежь, родившаяся уже после распада большой страны: "Множество чисто советских установок продолжает определять нашу действительность, создавая препятствия для назревших общественно-политических, социокультурных и экономических перемен. Недавний пример - зафиксированное опросами влияние советского прошлого на "поколение независимости" - тех, кто родился после 1991 г."9.

Объяснить сколько-нибудь внятно причину такой живучести всего советского авторы не в состоянии. Они путано объясняют, что все дело якобы во "всеохватности проекта создания "нового человека". Советское государство, которое не гнушалось применять репрессии против собственных граждан, целенаправленно создавало нужного ему субъекта с детского сада, используя при этом самый разнообразный инструментарий (от просвещения и СМИ до жилищной и трудовой политики)"10.

Думающий учитель, прочитав такое, резонно сообразит, что на современной Украине тоже давно построено "государство пропаганды" - и с репрессиями, и с целенаправленной ориентацией "субъектов" с детского сада, вот только о советской жилищной политике с бесплатными квартирами и о политике трудовой со всеобщей занятостью приходится только вспоминать с ностальгией.

О чем не писали советские и не пишут российские учебники истории

Отрицать и ненавидеть украинскому учителю предлагается все советское и особенно то, что хоть как-то связано с Россией. В таком негативном порыве авторы зачислили в гневно отрицаемый ими "русский мир" нескольких видных этнических украинцев. "Русским", в частности, объявлен второй секретарь ЦК Компартии Украины Дмитрий Лебедь (1893-1937)11, уроженец деревни Елецко-Николаевское Екатеринославской губернии, в которой на момент его рождения проживали сплошь малороссы. И в анкетах Лебедя в графе национальность значится "украинец", и репрессировали его в 1937-м как "украинского националиста". Из украинцев его исключили за негативное отношение к украинизации 1920-х гг., а русским его объявил канадский историк Орест Субтельный (1941-2016).

/ С. Крячко / РИА Новости

Матерыми русификаторами авторы пособия назвали даже очень популярных у советских зрителей Штепселя и Тарапуньку, юмористический дуэт народных артистов УССР Ефима Березина (1919-2004) и Юрия Тимошенко (1919-1986). Оказывается, мастера сатиры и юмора "результативно сработали на русификацию Украины, на введение двуязычия и суржика в бытовую культуру, но главное - выставляли все исконно украинское провинциальным и глупым". Они создавали "фальсифицированный образ украинца: одновременно веселого и склонного к измене, простоватого и целеустремленного, вороватого и скрытного"12.

Почему историки Незалежной "стесняются" космонавта Павла Поповича, актера Леонида Быкова, политика Николая Подгорного...

Вообще-то такой образ хорошо известен еще по произведениям Гоголя. Кстати, великий писатель в тексте тоже упомянут в задании для учащихся, причем в весьма необычном даже для современной Украины ракурсе. В школьных учебниках истории Гоголя или нет совсем, или он упомянут очень кратко. В пособии же ставится задача опровергнуть "тезис российской пропаганды" о том, что Гоголь - представитель русской культуры. Опровергая неопровержимое, авторы со ссылкой на энциклопедию "Британника" утверждают, что Гоголь родился "в Сорочинцах, близ Полтавы, тогда оккупированных Российской империей"13. Заметим, что об "оккупации" Сорочинцев и Полтавы в существующих учебниках пока ничего нет, но наверняка и такая трактовка скоро появится.

Убрать наследие Богдана

Пособие для украинских учителей в ряде важных исторических сюжетов явно работает на опережение, намечая новые рубежи для ужесточения антироссийской риторики. Пока авторы нынешних учебных книг откровенно мучаются над тем, как затейливо замаскировать российский вектор политики Богдана Хмельницкого и итоги Переяславской рады в январе 1654 г., Ферт и соавторы предлагают и гетмана, и прочно связанные с его именем идеи дружбы восточных славян объявить порождением российской пропаганды и трактовать исключительно в русле колониальной политики России, которая якобы продолжилась и в советский период14.

/ С. Крячко / РИА Новости

Здесь пособие идет вслед за самыми радикальными оценками украинского Института национальной памяти (ИНП) и противоречит недавним оценкам официальной исторической науки. Так, в опубликованной осенью 2022 г. под редакцией директора Института истории Украины НАН Украины Валерия Смолия 436-страничной монографии "Украина в XIX столетии: население и империи" историки Валентина Шандра и Елена Аркуша аргументированно отвергли стереотип о том, что в XIX веке в рамках империй Романовых и Габсбургов "украинский народ по большей части пребывал в роли жертвы во враждебном окружении, а саму его историю представляла непрерывная цепь жертвенности, побед и поражений. Ограниченность такого подхода заключается как в его догматизме, так и в неоправданном сужении предмета изучения, подмене реальной исторической картины воображаемыми образами и даже идеологическими штампами, как, например, "предательство" украинских элит или колониальное угнетение украинских земель со стороны империй"15.

"РГ" привезла на Донбасс учебники, созданные по материалам журнала "Родина"

Но украинским учителям научные оценки прошлого ни к чему, полагают авторы пособия. Дружбу народов во всех проявлениях они считают исключительно вредным мифом. Переименование в мае 2023 г. киевской станции метро "Дружбы народов" в "Зверинецкую" явно вдохновило создателей текста, как и манипуляции властей с установленной в 1982 г. Аркой дружбы народов в Киеве. ИНП в 2024 г. даже после переименования монумента в "Арку свободы украинского народа" настаивал на том, что он "представляет угрозу национальной безопасности Украины,... относится к символике российской имперской политики и подлежит полному демонтажу"16. Полного демонтажа в итоге не получилось: сама арка осталась, в 2022 г. разрушили скульптуры украинского и русского рабочего, а в 2024-м - композицию, изображавшую Хмельницкого и Переяславскую раду.

/ С. Крячко / РИА Новости

Именно с наследием Богдана, видевшего будущее своей земли в союзе с Россией, пособие ведет долгую борьбу с применением откровенных подтасовок. После рассказа об учреждении в 1943 г. ордена Богдана Хмельницкого, памяти в годы войны о Данииле Галицком и других "деятелях украинской истории" делается такой вот пропагандистский вывод, с предыдущим изложением никак не связанный:

"Идеологические концепты "братские народы", "дружба народов", "советский народ" едва ли не лучше всего выражают тоталитарный характер СССР, его имперскую природу"17.

Борцы с российской мифологией

Тщательно отработав антисоветскую часть своего пособия, авторы заканчивают его третьим блоком "Современные исторические мифы и как с ними работать"18. Этот раздел книги не случайно самый короткий. Выставляя на порицание только некоторые, совсем уж одиозные мифы об украинской истории (например, версии киевского политолога Валерия Бебика о том, что украинцами были Иисус Христос, Будда, Ромул и Рем, Чингисхан и хан Мамай19) авторы стараются не замечать, что украинская история в целом давно уже стала пространством сплошных и устойчивых исторических легенд, покрывших ее толстым слоем мифологического льда. Сражение с историческими мифами в таких условиях напоминает борьбу за нравственность в публичном доме. Можно ли где-то найти настоящую немифологизированную историю Украины, этого Ферт и соавторы не знают, твердо усвоив лишь то, что нынешняя российская версия истории - это якобы массированная атака на украинское общество.

/ С. Крячко / РИА Новости
/ С. Крячко / РИА Новости

Смелости хватает лишь на критику "позитивной мифологии", которой полным-полно в школьных учебниках. Книга отрицает подход, при котором "позитивные, хотя и неправдивые, истории об украинском прошлом имеют мощный воспитательный потенциал. На самом деле ученик узнает, что ему скармливали неправду..., вместо патриотизма позитивные мифы воспитывают тотальное недоверие к истории как к науке"20. Среди "серьезных мифов" совершенно верно названо даже "завышение числа жертв Голодомора"21, но дальше авторы пособия не идут, ведь легко напороться на государственное мифотворчество с предсказуемыми последствиями.

/ С. Крячко / РИА Новости

Ну, а в самом конце украинским учителям и их ученикам дается очень полезный совет: познавать "российскую пропаганду" в оригинале22. В условиях нынешних гонений на русский язык рекомендации этим активно пользоваться очень перспективны.

Образование История Научная библиотека ЕГЭ по истории