Выставка состоит из трех тематических коллекций, чудом сохранившихся в водовороте российской истории. Это, прежде всего, уникальная портретная галерея декабристов, исполненная одним из видных деятелей Северного тайного общества Николаем Бестужевым. Второй раздел экспозиции посвящен графическому наследию декабриста-натуралиста Петра Борисова. Наконец, к галерее натурных рисунков и портретов декабристов тематически примыкают созданные декабристами изображения Петровского Завода, Читы и поселений. Здесь же можно увидеть работы профессиональных художников: листы из альбома "Промывка золота в Восточной Сибири" шведского художника Карла Мазера, побывавшего за Уралом в 1848-1851 годах, и цикл сибирских пейзажей, исполненных в 1860-е годы первым профессиональным художником Томска Павлом Кошаровым. Все это позволяет увидеть живую историю с субъективного ракурса непосредственных героев и свидетелей событий. Сегодня эти хрупкие свидетельства нечасто покидают свои хранилища, поэтому выставка в фонде In artibus предоставляет удивительную возможность увидеть все сибирское художественное наследие декабристов в одном пространстве.
Отправляя элиту дворянских мятежников за Урал, император Николай I полагал, что обрекает их самих и их крамольные проекты государственного переустройства на вечное забвение. Однако история рассудила иначе. Столетний юбилей декабрьского восстания отмечался с необычайной помпой. В Николаевском зале Зимнего дворца, ставшего Музеем революции, были размещены документы по истории движения декабристов. С тех пор о них написаны многие сотни научных исследований и романы, сняты фильмы, спектакли, им посвящены живописные и графические циклы и выставки. Образ блестящих офицеров, пожертвовавших собой ради великой идеи, стал едва ли не самым романтизированным в русской культуре. Со школьной скамьи мы помним пятерых декабристов - Кондратия Рылеева, Павла Пестеля, Петра Каховского, Михаила Бестужева-Рюмина и Сергея Муравьева-Апостола, повешенных на кронверке Петропавловской крепости после полугодового заточения в ее казематах. Имена и образы остальных 120 фигурантов, отправленных в Сибирь на каторгу и в ссылку, в большей степени знакомы лишь специалистам. Выставка "Во глубине сибирских руд…" дает посетителям уникальную возможность увидеть портреты более 70 декабристов, их жен и детей в годы, проведенные на каторге и в ссылке.
Выставка "Во глубине сибирских руд…" Декабристы. 200 лет истории" в фонде In artibusНиколай Александрович Бестужев (1791-1855) - до восстания блестящий морской офицер, капитан-лейтенант флота и один из активнейших участников "великого заговора", а после писатель-мемуарист, политический мыслитель, ученый-естествоиспытатель, изобретатель и этнограф, был замечательным художником-акварелистом. Он с детства увлекался рисованием, а в годы учебы в Морском кадетском корпусе вольным слушателем посещал классы Академии художеств у А.Н. Воронихина. "Во глубине сибирских руд" Бестужев принял решение сохранить для потомков облик непокоренных ссыльных товарищей. В Читинском остроге и тюрьме Петровского завода художник создавал акварельные портреты всех ссыльных, с кем встречался на каторге - руководителей и рядовых участников движения, офицеров и гражданских. С этих портретов снимали копии, отсылали их родным и близким в далекие родные края. Отдельную лирическую линию этой серии составляют портреты жен декабристов, последовавших за мужьями в Сибирь, несмотря на лишения и разлуку с остававшимися в Центральной России детьми и родными. Только благодаря этим удивительным женщинам, пожертвовавшим всем ради любви и супружеского долга, Бестужеву удалось реализовать задуманное. Александра Муравьева, прибывшая в Сибирь к мужу, заказывала краски и бумагу через петербургских родственников, и вместе с другими дамами, которым, в отличие от арестантов-мужей, разрешалось вести переписку, отправляли копии портретов и другие памятные свидетельства родным.
Эта удивительная коллекция, которую Бестужев привез в Петербург после амнистии и бережно хранил до своей смерти, почти сто лет считалась утерянной. Лишь в 1944 году искусствовед и коллекционер Илья Зильберштейн обнаружил ее и сделал все для ее популяризации. Сегодня, в двухсотлетний юбилей восстания, мы можем вглядеться в лица благородных мечтателей, пожертвовавших праздной и роскошной жизнью ради всеобщего благоденствия.
Вторая часть экспозиции знакомит посетителей с богатейшим научным наследием декабриста Петра Ивановича Борисова, подпоручика 8-й артиллерийской бригады, художника-акварелиста и ученого-естествоиспытателя. Вместе с братом он основал Общество соединенных славян, а позже примкнул к Южному обществу. Он с юности увлекался энтомологией и орнитологией, но если бы обстоятельства сложились для него более благоприятно, карьера морского офицера не позволила бы ему сосредоточиться на этих увлечениях. Но оказавшись на каторге, а потом на поселении, он полностью погрузился в изучение птиц, насекомых и растительного мира Сибири. За годы, проведенные в ссылке, он запечатлел почти все виды растений даурской флоры и породы птиц Забайкальского края и составил полный атлас. Свою классификацию насекомых он отправил в Парижскую академию. Исследователи считают, что Петр Борисов выполнил не менее 670 изображений. До нашего времени дошло всего 465 рисунков, более 300 из которых можно увидеть на выставке.
Наконец, изображения скудного тюремного и поселенческого быта, зарисовки домов, построенных по собственным проектам их обитателей, их огородов и парников, бурятских юрт и работ по снятию плана окрестностей Читы позволяют хоть отчасти представить ту кипучую деятельность, которую, несмотря на приговор к политической смерти, развернули декабристы в Сибири. Многие из них, невзирая на запрещение печататься, писали политические, научные и художественные труды, мемуары. Будучи образованнейшими людьми своего времени, декабристы посвятили себя изучению природы и этнографии края, его географии и истории. Они составляли карты, занимались мыловарением и агрономией, метеорологией и сельскохозяйственной селекцией. Они видели в просвещении залог будущего преобразования общества, а потому обучали местных детей лично, и внесли колоссальный вклад в создание и развитие школ, а также способствовали распространению всесословного детского образования в Сибирском крае, аналогов которому в России в то время не было.
По справедливому замечанию историка Ольги Эдельман, память о декабристах в столицах и Центральной России вообще разительно отличается от памяти о них в Сибири. Если для столиц декабристы - первые деятели освободительного движения, точка отчета республиканских идей, то в Сибири хранят память о них как о проводниках культуры и наук в этот край. Декабристы сумели сохранить веру в свое предназначение и удивительную стойкость духа, что позволило им отчасти реализовать то, о чем им мечталось в роскошных гостиных, посвятить себя созидательному труду, и, несмотря на превратности судьбы, прожить увлекательную, полную событий частную жизнь.
Выставка продлится до 29 марта 2026 года.