"У Государя опять [зародились] новые проекты по части обмундирования войск: барону Штейнгелю (генерал-лейтенанту, управляющему Интендантским музеем) указано новое распределение мундирных отличек для разных родов и частей войск", - писал в своем дневнике генерал-фельдмаршал Дмитрий Алексеевич Милютин1. Император самозабвенно занимался экипировкой своей армии. Именно в его царствование была завершена публикация многотомного труда А.В. Висковатого2 с рисунками, составленными по высочайшему повелению, а в практике работы Интендантского ведомства прочно утвердилось продолжающееся издание "Перемен в обмундировании и вооружении войск российской императорской армии..."3.
В собраниях Государственного архива Российской Федерации4, Музея-заповедника "Царское Село"5 и Библиотеки-Фонда "Русское зарубежье" им. А.И. Солженицына сохранился ряд чрезвычайно любопытных материалов по этой теме. В том числе - акварельные и карандашные рисунки Александра II. Первые из них будущий император делал как учебные, беря за основу работы баталистов-современников.
Позднее, когда цесаревича стали привлекать к участию в работе различных государственных органов и комиссий, среди его бумаг появились карандашные эскизы форменной одежды чинов Отдельного Кавказского корпуса. Одновременно появляются и первые акварельные типажные рисунки6.
Сохранившиеся в собрании Государственного архива РФ собственноручные рисунки Александра II за период 1865-1872 гг. - это 93 изображения генералов, штаб-, обер-офицеров и нижних чинов всех родов войск российской императорской армии, а также частей прусской и австрийской армий, шефами которых являлись русские императоры. Каждый рисунок аккуратно подписан августейшим рисовальщиком с указанием особенностей формы, точной даты и места создания. Необходимо отметить и определенное изящество рисунка, и фактографичность изображения униформы - вплоть до количества галунов на обшлагах и пуговиц на мундирах и шинелях. Причем рисунки охватывают период трех царствований - Александра I, Николая I и самого Александра II, и соответственно войн, которые велись в это время. Парадная и повседневная форма гвардейских и общеармейских частей, эскизы петлиц и галунов (они несколько раз совершенствовались согласно личным пристрастиям императора), основная линейка головных уборов - от треуголок эпохи наполеоновских войн до кепи, в которых русская армия выступила в Балканский поход 1877 года...
Конечно, творческое наследие императора не конкурирует с полотнами его современников-баталистов - Л.И. Киля и А.И. Ладюрнера, К.К. Пиратского и А.И. и Н.А. Зауэрвейдов. Но нельзя не признать: рисунки Александра II являются ценнейшим историческим источником как по истории российского военного костюма, так и для понимания личности Царя-освободителя.
1. Дневник генерал-фельдмаршала графа Дмитрия Алексеевича Милютина. 1873-1875. М., РОССПЭН, 2008. С.109.
2. Историческое описание одежды и вооружения российских войск. СПб., 1841-1862. Т. 1-30.
3. Перемены в обмундировании и вооружении войск российской Императорской армии с восшествия на престол государя императора Александра Николаевича : составлено по Высочайшему повелению: тетради 1-111: (с рисунками N 1-661). - СПб: Военная типография, 1857-1881.
4. Рисунки членов российской императорской фамилии. Изобразительные материалы XIX - начала XX века. Каталог собрания. СПб, Петроний., 2012.
5. ГМЗ "Царское Село". Инв. N ЕД-256XI.
6. Фонд 148. Томич Валерий Милованович. (http://www.bfrz.ru/?mod=arhiv&fond_id=151)
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем