издается с 1879Купить журнал

"Хочу быть полезен!"

Владелец железнодорожной империи остался в России после революции и был расстрелян спустя 10 лет

13 апреля 2019

Денис фон Мекк рассказал, как его прапрадед Николай фон Мекк убедил Дзержинского и остался работать на благо Родины. Но был расстрелян после прихода Ягоды.

Первому субботнику исполнилось 100 лет. В 1919-м его провели рабочие депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги. Это было в ночь на субботу, 12 апреля.

После трудового дня рабочие отправились в цех ремонтировать паровозы. Слесарь Иван Бураков предложил товарищам бесплатно потрудиться. Согласилось 15 человек.

Узнав об этом, Владимир Ленин стал активно продвигать идею "общественных работ", тогда же и появилось это слово - "субботник" (были еще воскресники).

А вообще добровольческие работы на Московско-Казанской железной дороге не были чем-то необычным еще до революции. Поэтому неслучайно, что традиция субботников зародилась именно здесь.

Паровоз, отремонтированный 12 апреля в депо Москва-Сортировочная. / Сергей Самохин/РИА Новости
Паровоз, отремонтированный 12 апреля в депо Москва-Сортировочная. Сергей Самохин/РИА Новости

Крупнейшую железную дорогу Российской империи четверть века возглавлял Николай фон Мекк, который даже после смены режима в 1917-м не захотел уезжать из страны.

- Это была самая крупная частная железная дорога России, на ней трудилось 40 тысяч человек, - говорит праправнук Николая Карловича Денис фон Мекк. - И еще до революции рабочие выполняли какие-то работы вне своего рабочего графика. Потому что уважали руководство дороги, уделявшее много внимания, как сейчас бы сказали, социальной защите сотрудников.

Денис фон Мекк. / Артем Локалов
Денис фон Мекк. Артем Локалов

Так, на землях, выкупленных Николаем фон Мекком вдоль дороги, начали строительство города-сада для рабочих на десять тысяч человек - в районе станции Прозоровка. После революции ее переименовали в честь революционера Ивана Крата - она и сейчас называется Кратово.

Учитывая такое к себе отношение, сотрудники делали что-то для компании безвозмездно. "Большевики просто воспользовались моментом", - уверен Денис фон Мекк.

- Кстати, нынешнее здание Казанского вокзала, автором которого является Алексей Щусев, начинали строить до революции, - напоминает он. - Проект был самым дорогим в истории Российской империи. Николай Карлович решил, что вокзал должен стать символом объединения востока и запада.

Интерьер Казанского вокзала в Москве. / wikimedia.org/А. Савин
Интерьер Казанского вокзала в Москве. wikimedia.org/А. Савин

Над оформлением огромного дворца работало 12 лучших художников, среди которых были Иван Билибин, Евгений Лансере, Николай Рерих, Борис Кустодиев. После революции тематику украшений здания изменили. Но первоначальные эскизы сохранились. По словам Дениса фон Мекка, три года назад в Испании они были выкуплены у наследников Щусева и переданы в Третьяковскую галерею. 

Понятно, почему фон Мекк нанял лучших художников своего времени - бюджет Московско-Казанской железной дороги составлял семь миллионов рублей. Это при том, что наследство Николая II оценивалось в четыре миллиона.

Но удивительно, что владелец этой империи не захотел эмигрировать из Советской России, хотя ему предлагали пост министра транспорта в одной из соседних стран.

Он отдал все накопленные капиталы и...

- И сказал, что останется здесь, - рассказывает праправнук. - Уже в начале 1918-го Николая Карловича посадили. "Хочу быть полезен!", - писал он письма Дзержинскому, который являлся не только председателем НКВД, но и наркомом путей сообщения. Николая Карловича выпускали и сажали снова, проводили обыски... Наконец, Дзержинский лично сказал моему прапрадеду: "Вот вам моя рука. Мы вас проверили вдоль и поперек. Работайте на благо страны". Он и работал, пока к власти не пришел Ягода и не расстрелял...

Участники первого субботника на станции Москва-Сортировочная. / РГАКФД
Участники первого субботника на станции Москва-Сортировочная. РГАКФД

Денис фон Мекк сейчас с железной дорогой связан только как пассажир и историк:

- Вообще я всю жизнь занимался вопросами, связанными с пожарной безопасностью. Когда-то на обслуживании у нас было более 100 объектов железной дороги. А последние семь лет не работаю - с головой ушел в архивы, писательство и выставки.

Недавно на Никольской улице открыли экспозицию, посвященную истории субботников. Один из стендов посвящен рабочим Московско-Казанской железной дороги, сто лет назад за ночь отремонтировавшим четыре паровоза.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться