Давний автор и друг журнала "Родина" Александр Павлович Вершинин, возглавляющий Российскую национальную библиотеку, предложил редакции цикл публикаций, связанных с легендарной "публичкой". В первом номере нового года - премьера проекта.
В 1831 г. Императорская публичная библиотека закрылась на пять месяцев, так как эпидемия холеры1 - эта "азиатская гостья"2 - достигла Северной столицы. Директором библиотеки тогда был Алексей Николаевич Оленин (1763-1843), бывший еще и президентом Академии художеств3. Император Александр Первый называл его "тысячеискусником"4, а Александр фон Гумбольдт, посетив Петербург5, написал, что А.Н. Оленин - "единственный универсальный ученый в России"6.
Среди всеобщей паники, возникшей в Санкт-Петербурге, Оленин держался мужественно. В.Ф. Одоевский так писал о нем: "...в огромной шинели на плечах, в калошах на ногах, с портвейном7 в руках, с сигарой8 в зубах, с холерою на языке и между тем со спокойствием в сердце, ибо он принадлежал к числу немногих, которые во время болезни сохранили присутствие духа и хладнокровие; он прекрасно действовал и со всеусердием помогал больным"9.
Иначе и не мог себя вести в тяжелую годину этот выдающийся человек.
Талантлив во всем
В молодые годы Оленин, благодаря покровительству княгини Дашковой10 и императрицы Екатерины, был определен в Пажеский корпус11, затем учился воинским и словесным наукам в Дрездене, а по возвращении стал в 23 года капитаном и... членом Академии наук12. Большого парадокса в этом не было: за границей науки, история, древности и искусство не только привлекали его внимание, но и развили таланты.
В конце XVIII - начале XIX века жизнь Оленина отличалась чрезвычайным разнообразием. Он успел принять участие в военных кампаниях, увольняясь и возвращаясь на службу; вышел в отставку в чине полковника; перед Наполеоновским вторжением стал генералом милиции (народного ополчения). На гражданской службе служил в Госбанке, стал управляющим Монетным двором13, обер-прокурором в правительствующем Сенате, статс-секретарем в Госсовете14 - одним из ближайших сотрудников графа Сперанского15.
Служебные обязанности "не стали помехой Оленину в его научных и художественных занятиях"16. Он - археолог, знаток античности, исследователь древнего оружия, отличный рисовальщик и гравер, консультант знаменитых архитекторов.
Круг друзей и завистников
После прихода Оленина в Императорскую библиотеку17 вокруг него сложился круг литераторов, ученых и художников, с которыми считался весь столичный мир18. Дома на Фонтанке19 и в Приютине20 чуть ли не ежедневно посещали знаменитости: Батюшков, Блудов, Брюлловы, Венецианов, Карамзин, Крылов, Мартос, Пушкин и т. д.
Однако близость ко двору и официальное признание, насыщенная яркая жизнь вызывали и неприязнь окружающих, людей разных школ, лагерей и кланов. Даже те, кто посещал гостеприимный дом, порой распространяли или оставляли в своих дневниках нелестные характеристики его хозяину. Алексею Николаевичу доставалось даже за его "малый рост" двенадцатилетнего ребенка21, "несоразмерный его величию". Что уж говорить о тех, кто мог споткнуться на шероховатости поведения и характера военного и чиновника, ставшего художником и ученым. Даже Пушкин после того, как ему ответили отказом на сватовство к дочке сановника - красавице Анне, не удержался и оставил потомкам в черновиках к "Евгению Онегину" такую характеристику Оленина: "о двух ногах нулек горбатый"22.
Поэт и гражданин
Как известно, после более удачного сватовства к Наталье Гончаровой Пушкин из-за холерного карантина задержался в Болдино на три месяца. Болдинская осень стала одним из самых плодотворных периодов в его творчестве. В тот период Александру Сергеевичу приписывали и вдохновляющие поэтические "рецепты" против холерной паники23. Писатель М.Н. Макаров24 вспоминал, что поэт ему говорил: ""Знаете ли, что даже и медики не скоро поймут холеру. Тут все лекарство один courage, courage (фр. смелее, смелее) и больше ничего"... Пушкинское магическое слово courage спасло многих от холеры"25.
Слово Пушкина - магическое, а дело Оленина - практическое. После того, как "публичку" закрыли из-за эпидемии, "нулек" вступил в бой с холерой как рядовой - не призывами, а конкретной помощью больным.
- 1. Первая эпидемия холеры в Петербурге началась 14 июня 1831 г. и продлилась до 5 ноября того же года. Позднее эта новая для Российской империи болезнь стала постоянной гостьей столицы.
- 2. Холеру именуют "азиатской гостьей", так как заболевание всегда приходило из стран Индокитайского региона.
- 3. А.Н. Оленин стал президентом Академии художеств в 1817 г. К этому времени он был известен как талантливый рисовальщик, художник, основатель отечественной археологии (Голубева О.Д. Оленин Алексей Николаевич // Сотрудники Российской национальной библиотеки - деятели науки и культуры: биогр. слов. СПб., 1995. Т. 1. С. 393-396).
- 4. Tausendknstler (нем.). См.: Государственная канцелярия, 1810-1910: ист. очерк. СПб., 1910. С. 35.
- 5. Гумбольдт Александр фон (1769-1859) - немецкий ученый, натуралист и путешественник, один из основателей географии как самостоятельной науки; младший брат знаменитого ученого В. фон Гумбольдта. В мае-ноябре 1829 г. путешествовал по России, посетил Урал и Сибирь, в столице познакомился с А.Н. Олениным. Итогом его путешествия стал трехтомный труд "Asie Centrale" (Paris, 1843).
- 6. Цит. по: Голубева О.Д. А.Н. Оленин. СПб., 1997. С. 140.
- 7. Среди ученых бытует мнение об уникальных лечебных свойствах натурального виноградного вина, в частности портвейна, для уничтожения холерной палочки (см., например: Вино: для здоровья или против? URL: https://rskrf.ru/tips/eksperty-obyasnyayut/vino-dlya-zdorovya-ili-protiv/). Можно предположить, что портвейн был получен А.Н. Олениным от государственного и военного деятеля графа Михаила Семеновича Воронцова (1782-1856), давнего его знакомца еще по раскопкам в Крыму. М.С. Воронцов в эти годы был Новороссийским генерал-губернатором и владельцем богатейших виноградников. "Выдержанные в подвале Воронцова" крымские вина славились по всей России. В 1831 г. его адъютантом был сын А.Н. Оленина Петр Алексеевич, который и передал отцу столь необходимое "лекарство".
- 8. В эти годы европейские медики широко пропагандировали табак в качестве лечебного средства. Так, при эпидемии холеры в Лондоне в 1822 г. современники отмечали использование сигар в качестве профилактического средства: их курили как мужчины, так и женщины (Богданов К. Табак - лекарство от всех болезней? URL: https://ad-informandum.livejournal.com/27517.html)/.
- 9. Цит. по: Императорская Публичная библиотека за сто лет, 1814-1914. СПб., 1914. С. 157.
- 10. Княгиня Дашкова Екатерина Романовна (1743-1810) - подруга и сподвижница Екатерины II, сыграла значительную роль в государственном перевороте 1762 г., приведшем на престол Екатерину Великую. Занимала высокие государственные посты, в том числе директора Санкт-Петербургской Академии наук. Первая женщина в мире, возглавившая Академию наук, инициатор создания в 1783 г. и президент Императорской Российской академии; была организатором и участником подготовки первого толкового "Словаря русского языка" (1783-1794).
- 11. Пажеский Его Императорского Величества корпус - престижное придворное и военно-учебное заведение Российской империи, действовавшее в Санкт-Петербурге, учрежденное в 1759 г. именным указом Елизаветы Петровны.
- 12. Изучая с юношеских лет русскую историю и палеографию, А.Н. Оленин в 1786 г. представил работу "Толкование многих военных старинных речений". Работа была выполнена на таком уровне, что тогда же принесла ее автору звание академика Императорской Российской академии.
- 13. К этому времени Монетный двор в Петербурге стал единственным в стране местом чеканки золотых и серебряных монет и изготовления медалей и знаков отличия. Удовлетворенный реорганизацией, которую провел в нем новый управляющий, Павел I наградил А.Н. Оленина большим Мальтийским командорским крестом.
- 14. В Госсовете в чине тайного советника А.Н. Оленин возглавлял департамент гражданских и духовных дел.
- 15. Граф Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839) - русский общественный и государственный деятель, реформатор, законотворец, возглавил реформаторскую деятельность Александра I. Первый государственный секретарь в Российской империи. В связи с опалой Сперанского на должность государственного секретаря в 1812 г. был назначен А.Н. Оленин, который в 1830 г. получил чин действительного тайного советника. Подробнее о многогранной государственной службе А.Н. Оленина см.: Голубева О.Д., Михеева Г.В. 1811-1843. Алексей Николаевич Оленин // История Библиотеки в биографиях ее директоров, 1795-2005. СПб., 2006. С. 52-54.
- 16. Кубасов И. Оленин Алексей Николаевич // Большая биографическая энциклопедия. 2009. URL: http://biografii.niv.ru/doc/encyclopedia/biography/articles/35/olenin-aleksej-nikolaevich.htm/
- 17. Учрежденная 16 (27) мая 1795 г. по повелению Екатерины II первая национальная библиотека в этот период носила разные названия: Императорская библиотека, Российская Публичная библиотека, Императорская Российская библиотека. В 1810 г. А.Н. Оленин подготовил проект устава Библиотеки, отредактированный М.М. Сперанским, он 14 октября того же года получил силу закона под названием "Положение о управлении Императорскою Публичною библиотекою". Этот документ узаконил официальное название созданной библиотеки - "Императорская Публичная библиотека".
- 18. Литературный и художественный критик, публицист и общественный деятель, в разные годы сотрудник Императорской Публичной библиотеки Д.В. Философов метко назовет Библиотеку в оленинский период руководства ею "меценатским приютом литераторов" (Философов Д.В. Столетие Публичной библиотеки // Речь. 1914. 1 (14) янв.).
- 19. А.Н. Оленин жил в доме 101 на набережной реки Фонтанки. Сейчас в нем жилые помещения, административные и торговые организации.
- 20. "Приютом для добрых душ" называл оленинскую дачу поэт К.Н. Батюшков, посвятивший описанию дружеских встреч на ней свое стихотворение (Батюшков К.Н. Послание к А.И. Тургеневу // Батюшков К.Н. Сочинения. СПб., 1887. Т. 1. С. 281-282 (паг. 2-я)).
- 21. Из записок барона (впоследствии графа) М.А. Корфа // Русская старина. 1899. Т. 100, N 11. С. 269.
- 22. Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: в 16 т. М.; Л., 1937. Т. 6: Евгений Онегин. С. 514.
- 23. В начале 1830-х гг. в списках ходило анонимное стихотворение "Лекарство от холеры", приписываемое некоторыми современниками А.С. Пушкину. В отделе рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ. Ф. 281. Ед. хр. 24) хранится список этого стихотворения: РЕЦЕПТ ОТ ХОЛЕРЫ Возьми разсудка восемь гранов, Пять лотов сердца доброты, Шесть драхм сердечных минералов, И стольких мыслей простоты, Толки все это камнем веры, Прибавь терпения без меры, Сквозь сито совести просей, И в чашу мудрости глубоку Сто унций умственного соку На специи сии налей, Покрой игрой воображенья, Молитвой теплою согрей. Тогда ты в этом эликсире Найдешь все то, что нужно в мире С блаженством лестным для людей, Садись пред зеркалом природы, Сочти лета свои и годы И понемножку капли пей. А. Пушкин Однако сегодня исследователи выдвигают убедительные доводы, не подтверждающие авторство поэта (см., например: Дубровский А.В. Нуждался ли Пушкин в защите Гоголя? (к вопросу об авторстве "Лекарства от холеры". URL: http://domgogolya.ru/science/researches/1066/#25).
- 24. Макаров Михаил Николаевич (1785?-1847) - русский фольклорист, писатель и лексикограф.
- 25. Макаров М.Н. Александр Сергеевич Пушкин в детстве (Из записок о моем знакомстве) // Пушкин в воспоминаниях современников: в 2 т. СПб., 1998. Т. 1. С. 46.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем