Здравствуйте, уважаемая редакция журнала "Родина"!
В январском номере за 2017 год была опубликована моя статья "Пропавший без вести солдат..." об Александре Ивановиче Титенкове, дяде моей бабушки, пропавшем без вести осенью 1941 года. Во многом благодаря этой публикации мне наконец удалось почти через пять лет установить обстоятельства и место его гибели. Хочу поделиться этой радостью с редакцией, коротко опишу подробности.
Я и мои родные очень признательны "Родине".
С уважением - Дмитрий Кирюхин, кандидат исторических наук
Первого сентября 2021 года я обнаружил у себя на электронной почте письмо: "Если Вас еще интересует судьба Вашего родственника - то я могу Вас об этом информировать...". Так мы познакомились с Владимиром Петровичем Большаковым, занимающимся поиском своих родных, погибших в годы Великой Отечественной войны. Именно поэтому, наверное, он и обратил внимание на мою публикацию в "Родине".
Владимир Петрович посоветовал мне обратить внимание на документы концентрационного лагеря Шталаг 343 (они размещены на сайте проекта "Память народа"), где фигурирует Петенков Александр Иванович. Сверять документы долго не пришлось, совпало всё: номер полка и дивизии, дата и место рождения, даже дата и место пленения, имя жены. Ошибка в фамилии была допущена немецким писарем или переводчиком, возможно, из-за того, что пленный глухо или нечетко произнес ее вследствие ранения (о факте последнего имеется соответствующая запись в карточке военнопленного).
Так нашелся пропавший без вести Александр Иванович!
В карточке, к сожалению, нет фотографии, но с немецкой педантичностью отмечены рост - 165 см, цвет волос - белокурый или русый (blond), есть даже отпечаток пальца. Есть сведения и о родных - жене Нине Петровне, троих детях. А вот обратная сторона карточки, информация о выполняемой в лагере работе - пуста. Александр Иванович умер 30 марта 1942 года, когда советские войска отстояли Москву и пытались развить контрнаступление...
Что удалось узнать о Шталаге 343? Еще в 1940 году на восточной окраине литовского города Алитус в 105 км от Вильнюса в бывших казармах был обустроен военный городок для частей Красной Армии. В июле 1941 года немецкие оккупационные власти организовали на этом месте транзитный лагерь для советских военнопленных № 133, в сентябре того же года он был переформирован в Шталаг 343. Осенью 1941 года на учете здесь числились около 30 тысяч военнопленных, в последующие месяцы эта цифра выросла больше чем вдвое. "Порядок" поддерживали литовский контингент, присланный из Вильнюса, и полицейские 5-го литовского вспомогательного полицейского батальона1.
Из сообщения Чрезвычайной государственной комиссии о преступлениях гитлеровских захватчиков в Литовской ССР от 18 декабря 1944 года: "... Еще по пути в этот лагерь пленных морили голодом и многих из них привозили мертвыми или в состоянии сильного истощения. Как показали свидетели, литовский партизан Маргялис и жители г. Алитуса, при выгрузке военнопленных из вагонов немцы расстреливали на месте всех неспособных двигаться дальше. Военнопленные были размещены в конюшнях, где они зачастую замерзали, так как у них было отобрано все обмундирование"2.
По сохранившимся свидетельствам очевидцев, смертность в лагере была ужасающей, в отдельные дни умирали до четырехсот человек; из интервью Галины Петуховой, уроженки Пскова: "Отец копал траншеи, в которые сбрасывали тела умерших. Мертвецов было много. Умирали от недоедания, побоев. Многих убивали при попытке бежать"3. Нечеловеческие условия усугубила эпидемия сыпного тифа с октября 1941 года до лета 1942-го. Как свидетельствовал бывший рабочий лагеря А.И. Новаковский, для предотвращения распространения эпидемии на несколько месяцев закрывались все помещения с военнопленными. Их оставляли на произвол судьбы, обрекая на мучительную смерть от голода4.
Как раз в этот период умер Александр Иванович Титенков.
В литературе можно встретить разные цифры, оценивающие число погибших в лагере - от 80 до 100 тысяч человек. Сегодня в Алитусском городском парке, на месте братских могил советских военнопленных, расположен мемориальный комплекс. Здесь нет плит с именами наших воинов, но теперь мы знаем: одним из них был Александр Иванович Титенков. Надеюсь приехать к нему вместе с мамой, как только стихнет эпидемия коронавируса.
Еще раз спасибо, уважаемая редакция. Очень прошу помочь и Владимиру Петровичу Большакову, который так сердечно откликнулся на публикацию "Родины" 2017 года. Он пытается установить судьбу своего деда Большакова Иосифа Дмитриевича, 1906 года рождения. 18 августа 1943 года при наступлении от деревни Анновка на деревню Кулаковка северо-западнее города Кирова, находясь в составе 1268-го стрелкового полка 385-й стрелковой дивизии 10-й армии Западного фронта, он был ранен, по документам числится пропавшим без вести в декабре.
Возможно, кто-то из читателей "Родины" тоже откликнется?
1. Жуков Н. Концлагерь N 133. // Газета "Обзор". 06 марта 2013. URL: https://www.obzor.lt/news/n7852.html
2. Из сообщения Чрезвычайной государственной комиссии о преступлениях гитлеровских захватчиков в Литовской ССР от 18 декабря 1944 г. Цит. по: Тропой пособников Гитлера. Тур по памятным местам Холокоста в Прибалтике. Литва. Лагерь смерти Алитус. / Аналитический портал RuBaltic.Ru URL: https://www.rubaltic.ru/specialprojects/tropoy-posobnikov/litva/
3. Из интервью жительницы Барнаула Галины Петуховой, уроженки Пскова, интернет-изданию Altai.aif.ru. Цит. по: Тропой пособников Гитлера. Тур по памятным местам Холокоста в Прибалтике. Литва. Лагерь смерти Алитус. / Аналитический портал RuBaltic.Ru URL: https://www.rubaltic.ru/specialprojects/tropoy-posobnikov/litva/
4. Горбачев А.В. Брыкин из Власово. Лагерь Алитус. // Раменское информагенство. 13.07.2015. URL: https://ramns.ru/brykin-iz-vlasovo-lager-alitus/
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем