издается с 1879Купить журнал

"Подайте ему лакированные сапоги, так он их в окно выбросит..."

Каким был гардероб императора Александра III

140 лет назад, 15 мая 1883 г., в Московском Кремле состоялась коронация Александра III. Для торжеств император выбрал генеральский мундир образца 1881 г. А какую еще форму он носил, как менялся его стиль и чем его гардероб кардинально отличался от традиционно царских?

Мундиры для младенца

Будущий император Александр III появился на свет 26 февраля 1845 г. И в тот же день он был назначен шефом Астраханского карабинерного полка и зачислен в три гвардейских - лейб-гвардии Преображенский, лейб-гвардии Павловский и лейб-гвардии Гусарский. Обычно отпрыски царской семьи получали право носить полковую форму в семь лет после производства в первый офицерский чин. Однако иногда по особому распоряжению августейшего отца великие князья и цесаревичи надевали мундиры и в более раннем возрасте. Александр Александрович впервые надел форму рядового лейб-гвардии Павловского полка в 1851 г. - ему было тогда шесть лет. В ней он послушно отстоял на часах перед открывшимся памятником Павлу I в Гатчине.

Впрочем, в ходу были не только мундиры. Маленький Саша носил и гражданскую одежду - блузы с батистовыми воротничками, кители, пиджачки, шаровары, штанишки-кникербокеры, прюнелевые ботинки. Были в его гардеробе и патриотические костюмы в народном вкусе, входившие тогда в моду: красные шелковые рубашечки, перехваченные кушаками, бархатные поддевки в ямщицком стиле, широкие темно-синие шаровары, заправленные в мягкие сапожки с модным "развалом". В таких нарядах маленький Саша и его братья не только участвовали в семейных торжествах и позировали фотографам, но и представали перед иностранными дипломатами и правителями, чем, конечно, способствовали распространению русского стиля в Европе.

Великий князь Александр Александрович в форме лейб-гвардии Гусарского полка. Вторая половина 1850-х гг.

Неудивительно, что уже в 1860-х гг. парижские журналы моды рекламировали детские наряды a la russe и a la muzhik.

В семь лет великий князь Александр Александрович получил первый офицерский чин и соответствующие мундиры. Он стал носить и эдакую домашнюю форму - костюм воспитанника Александровского кадетского корпуса для малолетних. Он состоял из темно-серых панталон и короткой черной однобортной курточки с красной выпушкой, девятью позолоченными пуговицами (куртку застегивали только на одну верхнюю), с узкими погончиками и широким белым отложным воротником, обшитым оборкой. Такую еще в 1830-е гг. примерило старшее поколение великих князей. В этой форме они зубрили сложные дисциплины под руководством офицеров-преподавателей и чувствовали себя действительно кадетами.

Чем ближе к совершеннолетию, тем чаще великие князья носили форму полков, над которыми шефствовали или в которых состояли. Практически на всех русских фотографиях они позируют в ладных александровских мундирах, при эполетах и орденской мишуре.

Великокняжеский гардероб

Великий князь Александр во всем уступал своему старшему брату, красавцу и щеголю Николаю, Никсу. Тот был цесаревичем, наследником трона. Целый полк наставников готовил его к будущему служению. Они учили и муштровали его, посвящали в тайны политики и дипломатии, объясняли тонкости сложных взаимоотношений с европейскими правителями. Возможно, из Николая получился бы неплохой император. Но он умер от неизлечимой болезни - туберкулеза костей. И в 1865 г. наследником объявили Александра.

Последний ничем не напоминал покойного брата. Тот был легким и тонким. Этот - крепко сбитым и мужиковатым. Никс был неотразим в мундирах и фрачных тройках. Александра парадная форма тяготила, неудобные фраки и сюртуки едва сходились на его талии. Новый цесаревич был тяжел, неповоротлив, основателен и немногословен. "Настоящий мясник, силен и мускулист чрезмерно", - отзывался о нем публицист Эмиль Диллон. Он же отмечал, что манеры Александра Александровича "не поддались никакой выправке, он совершенно лишен непринужденности в обращении, держит себя холодно, говорит отрывисто"1.

С 1865 г. цесаревич практически все время носил военную форму. Сразу после кончины Никса его назначили атаманом всех казачьих войск, шефом лейб-гвардии Атаманского и 3-го уланского Смоленского полков. В августе того же года произвели в генерал-майоры и записали в Свиту. Весной 1868 г. он стал генерал-адъютантом, осенью - генерал-лейтенантом. В 1874 г. был произведен в генералы от инфантерии и генералы от кавалерии...

Александр едва разбирался в "тонности", то есть в гвардейской моде. Он не следовал негласным правилам военного щегольства. Ему были скучны кирасы, каски, мишура шитья, блесткие эполеты. Его отец и Никс превосходно смотрелись в элегантной конвойской форме, но Александру она совершенно не шла - его медвежья фигура не умещалась в затянутую черкеску. Он выглядел в ней нелепо.

Цесаревич Александр Александрович с супругой Марией Федоровной. Конец 1860-х гг.

В одежде цесаревич любил спокойный комфорт. Приталенным мундирам предпочитал удобные сюртуки и носил их непременно расстегнутыми - так, что были видны сорочка, галстук и белый жилет. В сюртуке он принимал доклады, работал в своем кабинете, гулял с супругой, возился с детьми и играл на геликоне в медном оркестре, который сам основал. Иногда во время репетиций он позволял себе кое-что больше. Александр Берс, музыкант оркестра, сообщал:

"Он [Александр] заказал себе инструмент особенно больших размеров, потому что в геликоны обыкновенных размеров ему было трудно влезать. Этот инструмент своей тяжестью настолько сильно давил на левый погон сюртука, что цесаревич перед игрой обыкновенно снимал сюртук и заменял его пиджаком... Весьма часто приезжал нас послушать государь император Александр Николаевич. В эти вечера мы были по обыкновению в сюртуках с погонами; но цесаревич к приезду его величества надевал тоже сюртук, который тотчас же по отъезде государя снова заменялся тужуркой - любимым одеянием его высочества"2.

"Мужик" на троне

Покушение 1 марта 1881 г. оборвало жизнь императора Александра II. Цесаревич Александр стал новым правителем России. Однако объявлять дату коронации не спешил - терпеливо ждал, пока "успокоится чувство, возмущенное страшным злодеянием". Лишь через два года назначили дату торжеств - 15 мая. Началась спешная подготовка.

Александр III выбрал для коронования генеральский мундир нового образца, введенного им в 1881 г. Вместо привычных пуговиц он застегивался на крючки и имел глубокий запах на правую сторону. За его схожесть с крестьянским армяком мундир прозвали "мужицким", а его автора, Александра III, - "мужиком".

Коронационный вариант сшил для царя именитый петербургский портной Фридрих Раузер. В центре лифа он сделал едва заметный вертикальный надрез - для таинства миропомазания. Между прочим, эту хитрость позже применил портной Карл Норденштрем, когда работал над коронационным мундиром Николая II. Правда, вместо разреза он придумал небольшой квадратный клапан с застежкой.

Помимо "мужицкого" мундира Раузер сшил царю темно-зеленые суконные шаровары, которые тот заправил в сапоги со многими складками, как уже было принято в армии.

По традиции обряд коронации начался в Успенском соборе Кремля. На императора и императрицу возложили тяжелые горностаевые мантии с гербами, рисунок которых разработал барон Бернгардт Кене вместе с художником Юрием Леманом.

Коронация императора Александра III 15 мая 1883 г. Иллюстрация из коронационного альбома.

Важную, если не самую главную роль в процессе коронования играли драгоценности - Большая и Малая императорские короны, скипетр и держава. Они участвовали в коронации Александра II, и перед торжествами 1883 г. их обновили, почистили, заменили кое-какие детали. Ловким мастерам пришлось даже осторожно подогнать императорские короны под размер головы монарха и его супруги. Обошлось это казне в 1200 руб. Во всех своих действиях ювелиры строго отчитывались перед Министерством императорского двора. В результате был составлен пухлый "Отчет о расходах по коронации" с впечатляющими цифрами трат3.

Александр III тяготился и своим коронационным костюмом, и бессмысленно помпезными украшениями. Он едва дождался завершения утомительных празднеств. И был рад вновь надеть сорочку, жилет, шаровары и удобную двубортную тужурку. Это был его любимый костюм - и для отдыха, и для ответственной царской работы.

Императорский casual

В плане костюмов и моды новый император серьезно отличался от своего отца-фрунтомана. Тот коллекционировал мундиры и имел роскошный военный гардероб. Александр III отца не понимал, мундиры не собирал, и те, что имел, занашивал до дыр, получая горькие укоры от супруги-модницы. Он любил удобную и логичную одежду. Сейчас мы назвали бы ее casual. Впрочем, даже она была превосходно скроена и сидела великолепно. "Трудно ему было угодить по части мундиров, - вспоминал граф С.Д. Шереметев. - Он всегда возился с портными и спорил с ними, рассматривал их счеты. Но гардероб его был очень немногосложен. У него были только необходимые мундиры и сюртуки и терпеть не мог мундирных коллекций, которыми наслаждался император Александр II. Носил он преимущественно все то же и занашивал платье, дома ходил в тужурке"4.

Император Александр III в окружении семьи. На императоре - любимая военная тужурка. Начало 1890-х гг.

С.Ю. Витте также подметил скупость императора: "Он терпеть не мог излишней роскоши - жил с замечательной скромностью... Когда мне приходилось сопровождать поезд императора Александра III, то, конечно, я ни днем, ни ночью не спал; и постоянно мне приходилось видеть, что когда все уже лягут спать, то камердинер императора Александра III Котов постоянно штопал его штаны, потому что они у него рвались. Как-то раз, проходя мимо камердинера (который до настоящего времени жив и теперь состоит камердинером у императора Николая II) и видя, что он все штопает штаны, говорю ему: "Скажите, пожалуйста, что вы все штопаете штаны? Неужели вы не можете взять с собою несколько пар панталон, чтобы в случае, если окажется в штанах дырка, дать государю новые штаны?". А он говорит: "Попробуйте-ка дать, как раз он и наденет. Если он наденет какие-нибудь штаны или сюртук, то кончено: пока весь по всем швам не разорвется, он ни за что не скинет. Это для него самая большая неприятность, если заставить его надеть что-нибудь новое. Точно так же и сапоги: подайте, - говорит, - ему лакированные сапоги - так он вам эти сапоги за окно выбросит"5.

Галстуки, шапки, сапоги...

За границей император чаще всего ходил в цивильных костюмах и не без удовольствия позировал в них британским и европейским фотографам. Он любил удобные прогулочные комплекты - пиджачные или визиточные. На многих фотографиях запечатлен в клетчатых весьма популярных тогда во Франции тройках - жилете, брюках и пиджаке. Фетровые цилиндры и котелки отлично дополняли его городские костюмы и превосходно сидели на большой императорской голове. Александр Александрович совсем не мучился с завязываньем галстуков и умел их носить. В его гардеробе были и официальные пластроны, и бабочки, и веселые полосатые регаты, а также непременные аксессуары - галстучные булавки и зажимы.

Дома царь ходил запросто - в двубортной военной тужурке, серо-голубой "австрийской" куртке или в полотняной рубахе. "После обеда царь пьет чай в частных апартаментах царицы, куда неизменно является в бумажной блузе, подпоясанной кожаным ремнем"6, - отмечал современник. По утрам некоторые придворные видели Александра III на балконе, пьющим чай в халате.

Император обожал охоту. "В душе охотник и хороший стрелок", - говорил о нем С.Д. Шереметев. За дичью царь отправлялся в специальном сером костюме из плотной английской шерсти. Его главным элементом была куртка-норфолк с отложным воротником, двумя пухлыми накладными карманами, защипами на спинке и хлястиком. К ней император надевал суконные шаровары и заправлял их в сапоги. На голову нахлобучивал мерлушковую круглую шапку сродни тем, которые тогда носила русская армия. Иногда, впрочем, он останавливал свой выбор на мягкой фетровой тирольской шляпе.

Император Александр III в охотничьем костюме. Конец 1880-х гг.

Кажется, сапоги император носил и на охоте, и на параде, и дома. При этом любил мягкие, с развалом и многими складками. Они даже стали предметом придворных острот и анекдотов. К примеру, ходила история о том, что царь вместе со своим приятелем Петром Черевиным, шутником и забавником, заказали специальные сапоги "с такими особыми голенищами, чтобы входила в них плоская фляжка коньяку, вместимостью в бутылку"7. И этими остроносыми сапогами водили за нос Марию Федоровну, которая якобы ничего об их тайниках не ведала. Правда, иногда Александр Александрович делал приятное супруге и переобувался в мягкие красные туфли, вышитые белыми крестиками. Царю их подарила дочь Ольга.

В отличие от своего отца, он не любил россыпи драгоценных аксессуаров. Хранил в шкатулке только необходимые по этикету - галстучные булавки, запонки и прочие мелочи. Никаких колец, кроме обручального, не носил, но и оно, как отмечал Шереметев, растрескалось от старости.

Александр Александрович был ярким исключением из модных правил. Его предшественники, в особенности Николай I и Александр II, слыли заядлыми мундироманами. Его преемник, сын Николай, тоже искренне любил форму, разбирался во всех ее тонкостях. Он выглядел одинаково элегантно в мундире и в цивильной тройке. И даже в косоворотках, любимых рубахах отца, Николай Александрович напоминал щеголеватого британца в русском маскарадном костюме. Заношенные тужурки и штаны в заплатах позволял себе лишь Александр III, любитель удобной, простой и понятной одежды.

  • 1. Диллон Э. Александр III // Александр III. Воспоминания, дневники, письма. СПб., 2001. С. 262.
  • 2. Берс А.А. Воспоминания об Александре III // Александр III. Воспоминания, дневники, письма. СПб., 2001. С. 87.
  • 3. Отчет о расходах по коронации, 1883 г. РГИА. Ф. 482. Оп. 10. Д. 77.
  • 4. Шереметев Д.С., граф // Александр III. Воспоминания, дневники, письма. СПб., 2001. С. 330.
  • 5. Витте С.Ю. Воспоминания. М., 1991. С. 126.
  • 6. Диллон Э. Александр III // Александр III. Воспоминания. Дневники. Письма. СПб., 2001. С. 265.
  • 7. Неизвестный автор. Черевин и Александр III // Александр III. Воспоминания. Дневники. Письма. СПб., 2001. С. 235.