Андрей Васильевич Полупанов известен как командир бронепоезда №4 "Свобода или смерть", с которым он на стороне Красной армии участвовал в боевых действиях в Поволжье летом 1918 г. Человек с удивительной биографией. В СССР он стал одним из самых публикуемых мемуаристов по теме Гражданской войны: на протяжении почти 30 лет (с 1939 г. по 1966 г.) издательства каждое десятилетие стабильно выпускали различные варианты его воспоминаний.
Чаще всего он рассказывал о героических действиях бронепоезда, но тактично опускал неоднозначные эпизоды из своей боевой жизни. А таких было немало1. Неудивительно, что некоторые современники называли его "авантюристом"2. Попробуем разобраться в перипетиях жизненного пути этого человека.
Из матросов в командиры бронепоезда
Полупанов родился в 1888 г. в поселке Ясиновский Рудник на Донбассе в семье рабочих. С ранних лет трудился на шахте лампоносом и саночником. В 1909 г. был призван на службу в Черноморский флот. Принимал участие в Первой мировой войне, а после февральских событий 1917 г. возглавил судовой комитет эсминца "Фидониси". В конце 1917 г. стал начальником отряда черноморских моряков, который действовал против вооруженных сил Украинской Центральной рады. Впоследствии во главе команды бронепоезда "Свобода или смерть" воевал с австро-германскими войсками в районе Одессы и Мелитополя3. В июне 1918 г. бронепоезд был отправлен в Поволжье для подавления мятежа Чехословацкого корпуса, вспыхнувшего на востоке страны, и вошел в состав 1-й армии Восточного фронта, создание которой началось на территории Симбирской и Пензенской губерний4.
Процесс "акклиматизации" Полупанова к новым условиям очередного боевого участка проходил непросто из-за постоянных конфликтов с местным военным руководством, которому командир подчинялся не всегда. Еще в годы Первой мировой войны бронепоезда "представляли собой самостоятельные воинские образования"5. Эта тенденция сохранилась и в Гражданскую войну, в особенности в конце 1917 г. - начале 1919 г. Тогда в Красной армии была широко распространена "партизанщина", а командиры частей и подразделений, в том числе и бронепоездов, зачастую были предоставлены сами себе6. Комиссар К.Х. Данишевский, инспектировавший 1-ю армию в 20-х числах июня 1918 г., писал о тамошних командирах бронепоездов:
"Считают они себя вполне самостоятельными начальниками, не подлежащими общему высшему командованию, даже присваивают его автомобили и обращаются не в порядке подчиненности, а непосредственно к главному штабу"7.
Мятеж Муравьева
Интересен опыт взаимоотношений между А.В. Полупановым и командующим Восточным фронтом М.А. Муравьевым - одним из наиболее известных "авантюристов" начального этапа Гражданской войны. С ним командир и солдаты бронепоезда познакомились еще в первой половине 1918 г. во время совместного участия в боевых действиях на Украине8. Телеграмма, направленная Полупановым Муравьеву 30 июня 1918 г., ярко иллюстрирует отношение нашего героя к начальству. Командир бронепоезда клялся в верности советской власти, неоднократно напоминая о своем славном прошлом9.
Данное признание оказалось как нельзя кстати. 6-7 июля 1918 г. в Москве произошел антибольшевистский мятеж левых эсеров. Несмотря на то, что он был подавлен, сочувствующий этой партии Муравьев, который и раньше не отличался высоким уровнем дисциплины, принял решение выступить в поддержку московских товарищей. Командующий фронтом планировал заключить мир с чехами, возобновить войну с Германией и создать Поволжскую советскую республику во главе с левыми эсерами. Опорой вооруженного мятежа должны были стать верные Муравьеву части и подразделения Красной армии, в том числе бронепоезд Полупанова.
Основные события развернулись в Симбирске 10-11 июля 1918 г. В эти дни в адрес Полупанова, который вместе с командой находился в захваченной накануне Бугульме (380 км к востоку от Симбирска), Муравьевым была отправлена телеграмма: "В виду объявления войны Германии приказываю повернуться кругом и двигаться на Симбирск, Инзу и Рузаевку, где ждать дальнейшие указания"10. Однако Муравьев просчитался, рассчитывая на абсолютное повиновение Полупанова. Командир бронепоезда заподозрил неладное и, оставив солдат на боевых позициях, решил в одиночку отправиться в Симбирск, чтобы все узнать на месте событий11. К этому времени заговор был ликвидирован, а Муравьев застрелен. Но Полупанов все это посчитал неправдой, что окончательно подорвало его доверие к гражданским властям и военному командованию. Он поехал разбираться в Москву12, так как "не верил в то, что Муравьев предатель"13.
Арест и освобождение
По многочисленным свидетельствам, бронепоезд №4 "Свобода или смерть" был одним из самых боеспособных подразделений 1-й армии14. Однако отъезд командира в Москву негативным образом сказался на настроении команды. 20 июля 1918 г. во время разговора по прямому проводу между членами РВС Восточного фронта К.А. Мехоношиным и Г.И. Благонравовым последний отмечал, что Полупанов "пользуется огромной популярностью среди команды" и что его вынужденное отсутствие "в значительной степени отразилось на боеспособности поезда"15.
Привязанность солдат к Полупанову была настолько сильной, что без него они отказывались воевать. В результате командир вынужден был отправить своим бойцам ободряющую телеграмму "с требованием во что бы то ни стало держать фронт". Согласно политической сводке по Восточному фронту от 16 июля 1918 г. цель была достигнута: "Сегодня же настроение боевое, все рвутся в бой, ждут только приезда Полупанова, который ожидается завтра"16.
Однако отсутствие командира затянулось из-за его ареста. Информации об этом инциденте немного. Известно, что 19 июля 1918 г. команда бронепоезда отправила телеграмму наркому по военным делам Л.Д. Троцкому и целому ряду военных руководителей центрального, фронтового, армейского и дивизионного уровней с просьбой об освобождении командира17. Скорее всего, арестовали Полупанова из-за косвенного участия в антибольшевистском выступлении Муравьева. Однако из-за отсутствия доказательств Полупанов довольно быстро вышел на свободу и вскоре вернулся на фронт. В том же разговоре между К.А. Мехоношиным и Г.И. Благонравовым последний отметил:
"Только сейчас из Москвы прибыл начальник бронированного поезда Полупанов... Теперь, видимо, в его настроении произошел перелом, и он дал мне слово немедленно повести в наступление"18.
Чужой среди своих
Однако прогноз Благонравова не оправдался: реакция А.В. Полупанова на происходящие события была крайне негативной, и большинство донесений он стал направлять исключительно в центральные органы19. В своих посланиях революционный матрос критиковал войска и командный состав. На фоне стремительно ухудшавшейся обстановки на фронте Полупанов оставался едва ли не единственным руководителем, способным оказывать хоть какое-то сопротивление противнику. Поэтому, несмотря на самовольство, его держали на занимаемой должности. Да и можно ли было что-то сделать с популярным командиром, когда он был среди своих бойцов.
Вот как характеризовал ситуацию Полупанов в телеграмме от 21 июля: "Довожу до Вашего сведения: измена армии, бросила фронт и убежала [в] Симбирск. Я считаю преступлением [поведение] Тухачевского (командующий 1-й армией. - Авт.) и Хлебникова (командующий Бугульминской группой войск. - Авт.). Я стою на позиции, выслал разведку, лежу больной, когда я умру на фронте, до тех пор не отступлю"20.
Пиком недоверия Полупанова к военачальникам разного уровня стало окружение антибольшевистской Народной армией Комуча в Симбирске отступавших частей и подразделений Бугульминской группы войск, в том числе и бронепоезда "Свобода или смерть". Вечером 21 июля в деревне Киндяковке, расположенной юго-западнее Симбирска, во время отхода бронепоезда в Инзу на ремонт, солдаты натолкнулись на отряд противника под руководством знаменитого В.О. Каппеля. С этого момента в городе началась паника, в распространении которой Полупанов сыграл не последнюю роль.
По словам Г.И. Благонравова, бегство военнослужащих из Симбирска началось "после того, как Полупанов проехал по улицам с криком, что мы отрезаны, что мы пропали"21. Вскоре командир бронепоезда вместе со своими солдатами явился в штаб Симбирской группы войск, где захватил командующего соединением С.М. Пугачевского и, угрожая револьвером, отправил его к Киндяковке руководить боем22. При этом остановить Полупанова было совершенно невозможно, так как, по словам Благонравова, у него "была колоссальная шайка, которая шла за ним". Г.И. Благонравов также вспоминал, что Полупанов был очень сильно расстроен перспективой того, что его бронепоезд либо попадет в плен, либо будет уничтожен: "он был бледен, кричал - "погибает мой поезд""23.
Рано утром 22 июля, после того как попытки остановить наступление Народной армии Комуча закончились провалом, Полупанов принял решение бежать с командой на катере по Волге. Судьба самого бронепоезда до сих пор окончательно не выяснена. По одним сведениям, Полупанову удалось сбросить его в Волгу. Согласно другой информации, железнодорожный состав уцелел и впоследствии активно использовался противником. Однако полноценно выбраться из окружения полупановцам не удалось. Около полудня катер был перехвачен. Часть бойцов попала в плен, но Полупанову и некоторым командирам удалось скрыться24.
Заступничество Тухачевского
После того как Полупанов пробрался в расположение 1-й армии, его в очередной раз арестовали "по обвинению в измене"25. По словам заведующего политическим отделом Симбирской дивизии 1-й армии Н.Ф. Панова, Полупанов был скомпрометирован "недопустимым поведением и позорной сдачей бронированного поезда под Симбирском"26. В этот раз у него появился заступник. Им оказался не кто иной, как командующий 1-й армией М.Н. Тухачевский, которого Полупанов ранее обвинял в измене.
В телеграмме комиссару Московского военного округа Н.И. Муралову от 21 августа 1918 г. Тухачевский сообщал: "Считаю долгом заявить, что Полупанов всегда честно служил советам и на моих глазах совершил много подвигов. За время его службы в первой армии ни в чем не заслуживал подозрения. Ходатайствую об облегчении его участи"27.
Вскоре ВЧК дала распоряжение об освобождении Полупанова, который в октябре 1918 г. прибыл в расположение 1-й армии, предпринял попытку вновь собрать свою команду и вместе с другим бронепоездом вернуться на фронт. Однако главнокомандующий всеми вооруженными силами Республики И.И. Вацетис по неизвестной причине заблокировал данный проект. Возможно, он припомнил Полупанову июльские выходки на симбирском фронте (именно Вацетис занял должность командующего Восточным фронтом после убийства Муравьева).
Так или иначе, на этом многомесячное пребывание Полупанова на Восточном фронте закончилось28. Удивительно, что после всей этой истории ему в очередной раз удалось выйти сухим из воды и не потерять доверие большевиков. В марте 1919 г. Полупанов стал командующим Днепровской военной флотилией. В 1920 г. руководил группой бронепоездов Юго-Западного фронта, а при штурме Перекопа - бронечастями 6-й армии. После завершения Гражданской войны он был на советской и партийной работе. Умер революционный матрос 5 декабря 1956 г. в Евпатории29.
Полупанов воевал на Восточном фронте чуть более месяца. Но за этот короткий период успел основательно "наследить" в истории Гражданской войны, став одним из наиболее ярких сторонников "партизанщины" в командном составе Красной армии.
- 1. Полупанов А.В. Бронепоезд "Свобода или смерть" №4. Полупановцы: Воспоминания командира бронепоезда. Л., 1939; его же. Бронепоезд "Свобода или смерть" N 4. Воспоминания командира бронепоезда. М., 1941; его же. Свобода или смерть! Симферополь, 1958; его же. Свобода или смерть. Донецк, 1966.
- 2. РГВА. Ф. 106. Оп. 7. Д. 9. Л. 2.
- 3. Полупанов А.В. Свобода или смерть. Донецк, 1966. С. 5; Россия в Гражданской войне 1918-1922: энциклопедия в трех томах. М., 2020. М., 2021. Т. 2: И-П. С. 807.
- 4. РГВА. Ф. 106. Оп. 1. Д. 2. Л. 3.
- 5. Асташов А.Б. Русский фронт в 1914 - начале 1917 года: военный опыт и современность. М., 2014. С. 104.
- 6. РГВА. Ф. 106. Оп. 7. Д. 25. Л. 157-158.
- 7. Там же. Ф. 1. Оп. 2. Д. 45. Л. 138.
- 8. Калнин О.Ю. Борьба на Восточном фронте // Годовщина Первой революционной армии. М., 1920. С. 70.
- 9 .РГВА. Ф. 106. Оп. 7. Д. 28. Л. 74-75.
- 10 .Гражданская война. 1918 г. 17 июля. N 2.
- 11 .Полупанов А.В. Бронепоезд "Свобода или смерть" №4. Полупановцы: Воспоминания командира бронепоезда. Л., 1939. С. 58-59.
- 12. РГВА. Ф. 106. Оп. 7. Д. 9. Л. 1а-2.
- 13. РГВА. Ф. 106. Оп. 7. Д. 3. Л. 22-23; Д. 7. Л. 13.
- 14. РГВА. Ф. 106. Оп. 7. Д. 7. Л. 13; Д. 25. Л. 95-96.
- 15. РГВА. Ф. 106. Оп. 7. Д. 3. Л. 22.
- 16. РГВА. Ф. 106. Оп. 7. Оп. 2. Д. 4. Л. 75 об.
- 17. РГВА. Ф. 1. Оп. 3. Д. 42. Л. 96.
- 18. РГВА. Ф. 106. Оп. 7. Д. 3. Л. 22.
- 19. РГВА. Ф. 1. Оп. 3. Д. 42. Л. 119 а.
- 20. Там же. Л. 119 а.
- 21. РГВА. Ф. 106. Оп. 7. Д. 9. Л. 4, 10.
- 22. РГВА. Ф. 106. Оп. 7. Д. 7. Л. 6 об.-7.
- 23. РГВА. Ф. 106. Оп. 7. Д. 9. Л. 4, 10.
- 24. Гимельштейн Н.С. С бронепоездом "Свобода или смерть" // 1918 год на родине Ленина: Сборник воспоминаний о революции в Симбирской губернии. Куйбышев, 1936. С. 218-219; Звирбуль Я. Падение Симбирска // Там же. С. 232.
- 25. РГВА. Ф. 157. Оп. 1. Д. 3. Л. 16.
- 26. РГВА. Ф. 157. Оп. 2. Д. 576. Л. 26.
- 27. РГВА. Ф. 157. Оп. 1. Д. 3. Л. 15-16.
- 28. РГВА. Ф. 157. Оп. 3. Д. 609. Л. 161.
- 29. Полупанов А.В. Свобода или смерть. Донецк, 1966. С. 5-6.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем