18 марта 2024 года исполнилось 180 лет со дня рождения великого русского композитора Николая Римского-Корсакова. Он выучился на морского офицера, но в итоге стал композитором, профессором консерватории, написал 15 опер, в числе которых - "Царская невеста", одна из наиболее часто исполняемых в мире. Римский-Корсаков видел музыку в цвете, спорил со Львом Толстым, придумал собственную гамму. А его музыка звучит более, чем в 150 фильмах и сериалах.
Римский-Корсаков родился в 1844 году в небольшом городке Тихвине Новгородской губернии в дворянской семье. Когда на свет появился Николай, его отцу было почти 60 лет. Глава семейства был в отставке, жил вместе с супругой и братом в собственном доме.
"Я с раннего детства высказывал музыкальные способности. У нас было старое фортепиано; отец мой играл по слуху довольно порядочно, хотя и не особенно бегло. В репертуаре его были некоторые мотивы из опер его времени…. У матери слух был тоже очень хороший… Она имела привычку петь все, что помнила, гораздо медленнее, чем следовало…
Еще мне не было двух лет, как я уже хорошо различал все мелодии, которые мне пела мать; затем трех или четырех лет я отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано… Лет шести меня начали учить игре на фортепиано. Взялась за это старушка, некто Екатерина Николаевна Унковская, соседка наша", - рассказывал о своем детстве композитор в "Летописи моей музыкальной жизни".
Римский-Корсаков признавался, что тогда он не особенно любил музыку: "Я ее терпел и учился довольно прилежно… Не помню, чтобы музыка делала на меня в то время сильное впечатление".
Будущий композитор сам придумывал для себя игры, подражая взрослым. Например, надевал очки из бумаги и разбирал часы, как мастер. Его старший брат Воин Андреевич был лейтенантом флота: через его письма и рассказы Николай полюбил море, хотя никогда его не видел.
А сочинять музыку он начал также "обезьянничая" - как разбирал и собирал часы. В 11 лет мальчик сочинил дуэт для голосов с аккомпанементом фортепиано: слова взял из детского стиха "Бабочка". Родители смотрели на увлечение сына как на шалость, а сам он стеснялся об этом кому-то рассказывать.
Римского-Корсакова пленила мысль стать моряком, он решил пойти по стопам старшего брата и дяди. В итоге, когда Николаю исполнилось 12 лет, отец отвез его в Петербург, в Морской кадетский корпус.
Во время учебы Римский-Корсаков брал по воскресеньям уроки игры на фортепиано. Любовь к музыке в нем пробудилась после посещения опер вместе с семейством Головиных (друзьями его старшего брата). Николай начал пробовать "ноты писать, а не сочинять", совершенствовал свою игру на фортепиано, ходил на концерты и окончательно пристрастился к симфонической музыке.
"Сидя одно воскресенье в корпусе (нас не пустили домой в наказанье за что-то), я не вытерпел и послал сторожа купить на имевшиеся 10 рублей полную оперу "Жизнь за Царя" в две руки и с жадностью рассматривал ее, вспоминая впечатление от исполнения на сцене. Я уже знал довольно много хорошей музыки, но наибольшая моя симпатия лежала к Глинке", - писал в своих воспоминаниях Римский-Корсаков.
Себя, 16-летнего, он называл "ребенком, страстно любившим музыку и игравшим в нее". По признанию композитора, между его дилетанскими занятиями и настоящей деятельностью молодого музыканта была практически такая же разница, как между игрой в солдатики и настоящим военным делом.
Все изменилось, когда Римский-Корсаков стал учеником пианиста Федора Канилле. Именно он навел юношу на мысль заняться сочинением музыки, давал задания писать вариации на разные темы.
Старший брат Николая посчитал, что на фортепиано он научился играть хорошо и занятия игрой прекратились. Но Римский-Корсаков продолжал писать музыку. Он собрал в Морском корпусе хор из кадетов. Начальство такие занятия не приветствовало, поэтому юноши пели тайком, в пустых классах, за что им однажды досталось.
В 1861 году Николай познакомился с превосходным пианистом и композитором Милием Балакиревым, перед которым он "благоговел". Римский-Корсаков показал ему несколько своих произведений: Балакирев потребовал, чтобы молодой человек взялся за сочинение симфонии.
У него же Николай встретился с Цезарем Кюи и Модестом Мусоргским. В 1862 году Римский-Корсаков, уже безнадежно влюбленный в музыку и композиторское дело, выпустился из училища и стал гардемарином, после чего отправился в почти трехлетнее плавание на клипере "Алмаз".
Во время путешествия Николай понял, что не любит морскую службу и неспособен к ней: "Оказалось, что я совершенно не в состоянии приказывать по-военному, покрикивать, ругаться, одобрять, взыскивать, говорить начальническим тоном с подчиненным".
На "Алмазе" Римский-Корсаков побывал в Англии, переплыл Атлантический океан и оказался в США, затем в Бразилии, после чего вернулся в Европу.
"Много неизгладимых воспоминаний о чудной природе далеких стран и далекого моря, много низких, грубых и отталкивающих впечатлений морской службы… Музыка была забыта и влечение к художественной деятельности заглушено… мечты разлетелись совершенно", - рассказывал композитор.
Но в 1865 году, когда у Николая началась "береговая и петербургская жизнь", он снова вернулся к музыкальным друзьям - Балакиреву, Кюи и Мусоргскому, познакомился с новым членом кружка "Могучая кучка" - Александром Бородиным.
И снова взялся за свою Первую симфонию. Впервые ее исполнил оркестр под управлением Милия Балакирева (в программе концерта также был "Реквием" Моцарта). Римский-Корсаков, представший в качестве автора в офицерском кителе, очень удивил публику.
Благодаря Балакиреву молодой композитор познакомился с русскими и восточными песнями и увлекся народной музыкой. "Служба занимала меня мало… Занятия мои заключались в дежурствах по экипажу и магазинам морского ведомства, называемым Новой Голландией, иногда я бывал назначаем в караул в тюрьму.
Музыкальная жизнь раздваивалась: в одной половине, в кружке Балакирева, меня считали композиторским талантом, плохим пианистом, милым и недалеким офицериком, в другой половине, между знакомыми и родными семейства Воина Андреевича, я был морской офицер, прекрасно играющий на фортепьяно и знаток серьезной музыки, между прочим что-то сочиняющий", - писал Римский-Корсаков в своей биографии.
В 1867 году Николай написал музыкальную картину "Садко" - первую, которая была вдохновлена сказкой. По настоянию друзей Римский-Корсаков продолжит сказочную тему в симфонической сюите "Антар" (она начиналась как Вторая симфония). По завещанию умершего в 1868 году Даргомыжского, молодой композитор закончил оркестровую партитуру его оперы "Каменный гость".
В 27 лет Римский-Корсаков стал профессором композиции и оркестрового письма в Санкт-Петербургской консерватории. Николай вспоминал, что колебался, принимать ли приглашение, так как был самоучкой и считал себя "полностью неподготовленным": "Я не писал никогда в жизни ни одного контрапункта, имел самое смутное понятие о строении фуги, не знал даже названий увеличенных и уменьшенных интервалов, аккордов, кроме основного трезвучия…
В сочинениях я стремился к правильности голосоведения и достигал его инстинктивно и по слуху". Но, став профессором, он начал обучаться всему этому и, по собственному признанию, в итоге "стал одним из лучших учеников".
К слову, уже в XX веке, после событий Кровавого воскресенья 1905 года, Римский-Корсаков встал на сторону своих студентов и поддержал их требования исключить из консерватории солдат музыкальной команды, которые участвовали в расправе над демонстрантами. Сейчас Санкт-Петербургская консерватория носит его имя.
В декабре 1871 года Римский-Корсаков женился на пианистке Надежде Пургольд (у семейной пары впоследствии родилось семь детей). Спустя два года композитора назначили инспектором музыкантских хоров Морского ведомства, что "расшевелило давно возникавшее желание ознакомиться с устройством и техникой оркестровых инструментов". Так он освоил тромбон, кларнет, флейту и другие духовые.
Тогда же Римского-Корсакова впервые пригласили выступить на концерте в пользую голодающих в Самарской губернии в качестве дирижера: "Все сошло благополучно, но голодающих самарцев мы не накормили, так как публики было немного, и еле-еле были покрыты расходы по оркестру, освещению и проч". А после Николай возглавил, вместо Балакирева, Бесплатную музыкальную школу.
Римский-Корсаков вел активную общественную жизнь. Он 12 лет проработал в Придворной певческой капелле, продолжал преподавать в консерватории, был постоянным дирижером "Русских симфонических концертов", выступал с оркестром на Всемирной выставке в Париже.
А еще постоянно совершенствовал композиторское мастерство: закончил Третью симфонию, написал свою первую оперу "Псковитянка" (которую он совершенствовал в течение последующих 20 лет), увертюру "Светлый праздник", оркестровую сюиту "Шехерезада", оперу "Майская ночь" (по мотивам "Вечеров на хуторе близ Диканьки") и "Снегурочка".
Премьера последней прошла в Мариинском театре с большим успехом, но в течение года она была снята со сцены. Автор пьесы, Николай Островский, воспринял произведение Римского-Корсакова с восторгом, однако критики встретили его довольно прохладно.
Схожая история случилось еще с одной оперой - "Садко". В Мариинском театре посчитали, что она слишком сложная для постановки. После доклада директора императорских театров Ивана Всеволжского императору Николаю II "Садко" вычеркнули из репертуара. Николай II написал: "Пусть вместо этой оперы дирекция подыщет что-нибудь повеселее".
Композитор был очень расстроен: "По-видимому, слушатели ничего не поняли, и опера никому не понравилась… Опера моя, очевидно, провалилась в глазах Всеволожского… я решил оставить дирекцию в покое и никогда более ее не тревожить предложением своих опер". В итоге "Садко" поставили в Московской частной опере С.И. Мамонтова. Партию Варяжского гостя тогда исполнил Федор Шаляпин.
С этой оперой связан любопытный эпизод. Одну из частей, которая начиналась словами "Уж ты Сад-Садко, пригожий молодЕц", композитор написал сложным и редким размером - одиннадцать четвертей. Справиться с ним хору было очень сложно.
Рассказывают что итальянский дирижер, который работал над постановкой произведения, придумал тренинг: "Рим-ский-Кор-са-ков со-всем с у-ма сошел". Получилось 11 слогов и 11 четвертей. Хор запомнил, как пропевать эту фразу, проблема решилась. По сей день вокалисты используют ее для разучивания произведений на 11/4 .
Николай Андреевич оставил после себя богатое наследие. Он создал свою композиторскую школу, воспитал около двухсот учеников, в числе которых - Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский.
Его наследие - три симфонии, множество симфонических произведений, 15 опер, в числе которых - "Царская невеста", "Сказка о царе Салтане", "Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии". Последнюю свою оперу - "Золотой петушок" - Римский-Корсаков на сцене не увидел.
За два дня до смерти ему прислали письмо из дирекции императорских театров о том, что в постановке отказано - слишком острой была политическая сатира в либретто.
Умер композитор 21 июня 1908 года от инфаркта, в возрасте 64 лет. Его похоронили на Новодевичьем кладбище, а в 30-х годах прошлого века перенесли прах в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры. Современники вспоминали, что во время отпевания Римского-Корсакова церковь была переполнена, а похоронную процессию сопровождали более 10 тысяч человек.
Интересные факты
- Композитор рассказывал, что видел музыку в цветах. Например, ми-мажор (в нем написаны его "морские" произведения) был синим.
- Он придумал собственную "гамму Римского-Корсакова".
- В 1898 году супругов Римских-Корсаковых пригласили в гости ко Льву Толстому. Писатель и композитор серьезно поспорили: Толстой утверждал, что музыка позорна и вредна. Римский-Корсаков, конечно же, с ним не согласился.
- Римский-Корсаков входит в 30-ку мировых композиторов, чьи произведения исполняются чаще всего.
- "Царская невеста" входит в сотню самых популярных опер мира.
- Музыка композитора очень востребована в кинематографе: она звучит в более, чем 150 фильмах и сериалах (включая "Теория большого взрыва" и "Как я встретил вашу маму"). Самые известные произведения, попавшие в саундтреки - "Полет шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане" и "Ария индийского гостя" из "Садко".
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем