издается с 1879Купить журнал

Тема, которую Валентин Распутин поднимал в конце 60-х, - пронзительно звучит в наши дни

10 апреля 2024

В Государственном академическом русском драматическом театре Республики Башкортостан состоялась премьера спектакля "Деньги для Марии" в постановке команды из Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова. Режиссер - Станислав Мальцев, художник-сценограф - Александр Плинт, художник по костюмам - Оксана Готовская.

Пресс-служба Русдрамтеатра

Спектакль поставлен по повести советского писателя Валентина Распутина. Завязка сюжета незатейлива: простую деревенскую женщину Марию уговорили работать в магазине. Доверчивая душа, она отпускала товар под честное слово и не очень строго вела учет. В результате ревизор обнаружил гигантскую недостачу - тысячу рублей и дал пять дней, чтобы закрыть ее.

Дело происходит после денежной реформы (сама повесть вышла в 1967-м), когда дензнаки обменивались в пропорции 10:1. И когда муж Марии Кузьма с надеждой спрашивает ревизора: "Старыми?" и слышит в ответ: "Новыми", становится понятен масштаб трагедии.

Но где занять такую невообразимую для глубинки сумму? Кузьма все надежды возлагает на односельчан, ведь они никогда не оставались в стороне от чужой беды. Он собирает деньги для жены, будучи уверен, что люди, узнав о беде, сами должны предложить помощь. Но сталкивается с обратным, что рушит его картину мира.

- Прошло 20 лет с конца войны, когда люди были объединены, и вдруг началась смена ценностей, произошло размежевание. Тема, которую Валентин Распутин поднимал в конце 60-х годов: мы для денег или деньги для нас, - пронзительно звучит и в наши дни.

Автор все время возвращает нас к тому, что же в этой жизни главное? Для нас, живущих на этой земле, и в общечеловеческом плане. Проверка, которую проходят жители деревни, - это метафора проверки всего человечества. Если мы ее не пройдем - случится катастрофа, - считает Станислав Мальцев, которому близки мировоззрение и идеи писателя.

В Уфе нашлись актеры, которые очень точно отразили и суть истории, и характеры персонажей. Попадание в образы получилось точным. Мария - Олеся Шибко, ее муж Кузьма - народный артист РБ Николай Рихтер.

Трудно представить на месте деда Гордея кого-то, кроме народного артиста РБ Сергея Басова, а председателя колхоза - Владимира Кузина. Не сразу узнаешь в Степаниде народную артистку РБ Татьяну Макрушину - настолько отточен ее талант перевоплощения.

Как всегда неподражаем в роли расчетливого учителя Евгения Николаевича народный артист РБ Тимур Гарипов. Пронзительно тонко передала народная артистка РБ Ольга Лопухина переживания тетки Натальи, вставшей со смертного одра, чтобы отдать Марии накопленные на собственные похороны средства...

Сценография спектакля решена как своего рода коллаж. На заднем фоне мы видим окна домов - с занавесками и непременной геранью. В центре - "хвост" поезда. При смене картин артисты выкатывают на сцену соответствующий реквизит и по окончании убирают его за кулисы.

Сцена за сценой, где Кузьма то один, то с другом Василием (заслуженный артист РБ Олег Сальцин) встречается с односельчанами, усиливают психологическое напряжение. Этому способствует еще один персонаж - ветер. Без него в спектакле, как и в повести, не обходится ни одна мизансцена.

Напряжение разряжается в конце, когда Кузьма отправляется за деньгами к брату в город. Поезд трогается, и наконец начинается долгожданный снегопад как начало чего-то нового, светлого. Финал открытый, но он дает надежду, что не все еще потеряно в людских душах.