7 июня 1879 года из Одессы на Сахалин вышел под военным флагом пароход "Нижний Новгород" с 590 ссыльными и 730 тонами груза на борту. Так начала действовать регулярная трансокеанская линия российского Добровольного флота.
Доброфлот отдает швартовы
Возникновение Добровольного флота, одной из наиболее крупных пароходных компаний России, связано с подписанием Сан-Стефанского мирного договора, знаменовавшего завершение русско-турецкой войны. Усиление России на Балканах вызвало негативную реакцию западноевропейских государств. Россия оказалась перед реальной опасностью новой войны с сильнейшей морской державой Великобританией.
Осознавая слабость отечественного флота, Императорское общество содействия русскому торговому мореходству выступило с предложением о начале сбора народных средств для закупки быстроходных судов. Причем, в военное время их планировалось переоснастить и использовать в качестве рейдерских. В марте 1878 года в Москве был учрежден Главный комитет для организации Добровольного флота под управлением наследника престола Александровича (будущего императора Александра Третьего). Военно-морское отделение комитета возглавил известный исследователь Дальнего Востока адмирал Константин Николаевич Посьет.
Сразу же начался сбор денег. Их суммы колебались от нескольких копеек до ста тысяч рублей. Уже к началу осени было собрано более 3-х миллионов рублей. Крупнейшим вкладчиком стал граф Строганов, внесший 100 тысяч рублей. На собранные деньги были приобретены четыре океанских грузо-пассажирских пароходов, в том числе и "Саксония", переименовнная в "Нижний Новгород": Нижегородская губерния стала третьей, после Санкт-Петербурга и Москвы, по сумме собранных средств.
Когда же после Берлинского конгресса опасность крупной общеевропейской войны сошла на нет, было решено использовать закупленные суда для коммерческих целей. В том числе, доставки людей и грузов на Дальний Восток.
Сахалин стал ближе
Огромную роль сыграла дальневосточная линия Доброфлота для колонизации острова Сахалин. Уже в конце шестидесятых годов здесь появились ссыльнокаторжные. Они и стали основными "пассажирами" первых морских рейсов на Дальний Восток. Подготовка первой партии к длительной перевозке через два океана и десяток морей начиналась еще в пересыльных тюрьмах европейской части России. Специальная медицинская комиссия выносила заключение, способен ли человек вынести морское путешествие через тропики.
Вскоре вслед за "Нижним Новгородом" во второй рейс на Сахалин из Одессы вышел пароход "Кострома" с 526 каторжанами на борту. А в августе того же года судно Добровольного флота "Россия" перевезло партию жен осужденных с детьми и 82 ссыльных женщины.
"От качки стонали зэка.."
Плавание из Одессы на Дальний Восток длилось около двух месяцев, и было нелегким испытанием. Особые страдания доставляли качка и жара тропиков. Хотя ссыльнокаторжных после погрузки в трюмы пароходов освобождали от кандалов и ежедневно устраивали для них двухчасовые прогулки по верхней палубе и купанья под специально оборудованном душем. Смертность среди перевозимых составляла всего 5-7 человек за рейс. Выгрузив ссыльных и сдав груз на Сахалине, суда возвращались в Россию, закупив на обратном пути чай в Китае или Индии.
С 1883 года начались регулярные перевозки по этому же маршруту переселенцев из центра России во Владивосток. Всего с 1879 по 1903 год на линии Одесса - Дальний Восток судами Добровольного флота было перевезено около 300 тысяч переселенцев и 980 тысяч тонн различных грузов.
Удивительная рифма история: первый рейс Доброфлота состоялся в год, когда вышел из печати первый номер журнала "Родина"…
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем