В мае 1974 года в палаточный городок Звездный высадился первый десант строителей БАМа, а уже в сентябре там открылась школа - первая на всей строящейся магистрали. Как она появилась и росла, "Родине" во всех подробностях рассказал ее первый директор - Заслуженный учитель Российской Федерации, Почетный гражданин Иркутской области Леонид Аполлонович Выговский.
Из обкома в палатку
В 1974 году нашему собеседнику было всего 30. Однако опыта ему было не занимать: еще студентом физфака Иркутского пединститута он успел поработать в сельской школе (в те времена проблему дефицита кадров на селе решали просто: отправляли студентов в глубинку набираться опыта), затем, получив распределение в Братский район, опять же, в поселковую школу, несколько лет отработал завучем. Как человек активный, идейный пошел по комсомольской линии - стал секретарем райкома. Вскоре позвали и в областной комитет комсомола, назначили заведующим школьным отделом. И все это за каких-то 10 лет после окончания вуза. Казалось бы, карьера удалась. Но…
- В 1974 году один из руководителей областного комитета образования попросил меня поискать надежного человека на должность директора первой школе на БАМе, - вспоминает Леонид Аполлонович. - Сразу мысль: я подойду! Вечером с супругой эту возможность обсуждали. Сколько, говорю, я буду еще сидеть в комсомольских штанишках, ждать повышения-продвижения? Поехали на БАМ? И она сразу согласилась.
Дело оставалось за малым: убедить в этом руководство обкома комсомола, имевшее собственные виды на перспективного коллегу.
- Ох, и пришлось мне побегать! Лето, все в отпусках. Но за две недели справил-таки себе путевку на стройку века.
14 августа 1974 года будущий директор первой школы на БАМе вышел из вертолета - в кирзовых сапогах, с рюкзаком на плече и заветным документом в кармане.
В Звездном его уже ждали. В большой палатке для учителей под названием "Ромашка" будущему директору подготовили место за шторкой. Скромные апартаменты Леонида Аполлоновича ничуть не смутили. Он тут же собрал коллег на совещание - и вместе с ними отправился прямиком на стройплощадку.
- До начала учебного года всего две недели, а школы еще нет - четыре венца лежит. Я к прорабу: 1 сентября надо начинать занятия! А тот невозмутим: "Вы, главное, не мешайте нам тут. Когда надо, тогда и закончим". И ведь успели - 3 сентября состоялась торжественная линейка! Сдали в эксплуатацию один корпус. Для начала его хватало - ведь учеников на тот момент было всего 17.
Доводили здание до ума сами - затыкали в щели паклю, вместо школьных досок - их даже на базе в Усть-Куте не было - приспособили листы кровельного железа. Пристроили небольшую котельную. И учебный процесс начался. К концу сентября учеников стало уже 30 - рабочие и инженеры прибывали со всей страны строить БАМ.
Экстремальные условия
Строители работали без остановки, но все же не успевали к зиме отстроить жилье для всех - в зиму входили в палатках. Когда Леонид Выговский привез в Звездный семью, в конце октября ударили 40-градусные морозы.
- Шубы, одеяла, валенки - все на себя натягивали. А буржуйки топились круглосуточно, - вспоминает он. - Нам выделили хлебный магазин, метров 16 площадью. Я нашел мебель, буржуйку поставил - трубу в окно вывел, тамбур небольшой ребята сколотили. Так началась наша первая, и самая трудная бамовская зимовка. Тяжело было привыкать к быту, но страдать особо времени не было. Работали. Из Иркутска вскоре пришли книги и даже телевизор.
Тот телевизор до сих пор помнят ветераны БАМа. Когда шли трансляции хоккейных матчей, болельщики собирались под окном Выговских - в каморку директора при всем его гостеприимстве они не вошли бы. Аппарат разворачивали экраном на улицу и включали звук погромче.
Пока до Звездного не дотащили по зимнику энергопоезд, холодно было везде - даже в школе температура едва дотягивала до +12 - котельная не справлялась с нагрузкой.
- Как-то подошел ко мне начальник строительного-монтажного поезда и попросил, пока достраивается общежитие, разместить в школе строителей-южан. Они совсем плохо переносили зиму, болели часто. Согласился, что было делать? - разводит руками Выговский. - Посовещались с родителями, перенесли весь учебный процесс на второй этаж, а на первом поставили обогреватели и поселили рабочих.
Впрочем, директор школы привык жить и работать в условиях "уплотнения": в его кабинете было три стола: свой, участкового и председателя поселкового совета депутатов. Как шутит Леонид Выговский, "первым делом в Звездном установили советскую власть". Он тоже вошел в первый бамовский депутатский корпус и даже был избран заместителем председателя поселкового совета. И это вскоре ему очень пригодилось!
Неудобный человек
Люди ехали на БАМ не только за романтикой, но и за деньгами. В июне 1974 года было выпущено Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, согласно которому труд строителей магистрали оплачивался по коэффициенту 1,7. Если зарплата инженера "на материке" была 220 рублей, то на БАМе - 374. Это постановление касалось всех работников, в том числе и воспитателей детского сада и медиков. Но почему-то в перечне не оказалось учителей.
- Это же явная несправедливость, мерзли-то мы все одинаково! - вспоминает наш собеседник. - И я пошел по инстанциям: местные власти, Усть-Кутские, областные. Все со мной соглашались, мол, неправильно, что у учителей нет доплат - а сделать ничего не могли. Вот тогда я заработал репутацию неудобного человека.
В феврале 1975 года Выговский написал письмо самому Николаю Викторовичу Подгорному, Председателю Президиума Верховного Совета СССР. Описал ситуацию, попросил разъяснений. Из высокой приемной пришел ответ: "Вопрос правильный, полностью вас поддерживаю. В течение месяца вам должны дать ответ и принять меры". К письму была приложена открытка с обратным адресом - если ответа не будет, просили сигнализировать повторно.
Три месяца прошли, но ничего не изменилось. И Выговский отправил открытку. После этого в мае в Звездный прилетел заместитель министра финансов РСФСР. Собрал партийный актив, сообщил, что вопрос решен и бамовский коэффициент учителям установлен.
Все - герои
Школа работала весь день. С утра уроки, после обеда - кружки: клуб интернациональной дружбы, кружок книголюбов, художественная самодеятельность, рукоделие, театр, спортивные секции.
- Родители с утра до ночи на объектах, детей домой не отпустишь, - объясняет Леонид Аполлонович.
Особая его гордость - шефство бригад над классами. Шефов приглашали на все школьные праздники, вместе решали бытовые вопросы.
- Это делалось по доброй воле, - уверен Леонид Аполлонович. - Представьте, дети родителей видят только вечером, а иной раз, если, например, отец семейства на трассе, несколько дней в месяц. Конечно, такое участие в жизни школы сближало. Или взять молодых рабочих, многим из которых было чуть за 20 лет - совсем недавно сами были детьми. Им хотелось семейного общения, тепла. Вот так и воспитывали друг друга.
Но и этого директору казалось мало. И по его инициативе на БАМе и в школе появились свои корчагинцы.
- Как-то был в Москве, увидел в киоске красивые значки - юноша в буденовке. Купил штук сорок. Потом мы напечатали на машинке удостоверения корчагинца, - рассказывает Леонид Выговский. - Первым почетное звание корчагинца в Звездном получил Виктор Калина. Он навел переправу через реку во время ледохода: перебросил трос на другой берег, перебрался по нему и там закрепил второй конец. Благодаря мужеству Виктора, быстро соорудили подвесной мост, по которому строители шли работать на трассу. Мы рассказали эту историю детям, которые вообще мало что знали о производстве. Считаю, что моральный стимул к ударному труду, учебе получился прекрасный.
Так, каждый год 29 сентября, в день рождения писателя Николая Островского, на общем комсомольском собрании в школе вручали три таких знака - строителю магистрали, ученику и учителю. За достижения в работе, учебе, общественной жизни. Дети сами выбирали лучших. Директору школы и зачинателю традиции такой знак вручили только на шестом году работы.
Новаторство
К 1980 году в звездинской средней школе обучалось уже больше 600 детей. Сделали еще один пристрой и теплый туалет для девочек и учеников начальной школы. Во всем поселке такой был только в больнице и в школе (северяне поймут, как много это значит).
- Понимание и погружение в бытовые вопросы тогдашнего начальника СМП Рейнгольда Георгиевича Миллера помогало нам очень, - поделился Леонид Аполлонович. - Я был включен в планерку производственников и все проблемы школы, связанные с ремонтами, строительством, решались на раз.
Ну а вопросы обучения, которых было немало, могли решить только сами учителя. Строители с детьми приезжали отовсюду: из Грузии, Армении, Украины, Молдавии… Соответственно, уровень знаний был у детей очень разный. Это одна беда. А бывало, что проучившись месяца два-три, ребенок отправлялся дальше по трассе и попадал в следующую школу. Что-то пропускал, конечно. Так и появлялись пробелы в знаниях.
Поэтому перво-наперво учителя выявляли истинный уровень знаний и на каждого ребенка заводили "досье" - что подтянуть в первую очередь. На методических объединениях не показатели успеваемости сравнивали и ругались за двойки, а искали способы учить детей так, чтобы, несмотря на пропуски, каждый школьник получил прочные знания.
- По стандартной программе на изучение всех трех законов Ньютона отводилось шесть уроков, которые растягивались на полчетверти, - объясняет новый подход к обучению Леонид Выговский. - Пока до третьего закона доберешься, первый забудешь. И мы придумали давать материал крупным блоками. Один урок - теория, все три закона сразу. А пять уроков - на повторение, закрепление и решение задач. Идеальная схема, работающая по всем предметам!
***
В 1981 году семья Выговских вернулась в Иркутск.
- Скучаю ли я по тому времени? Нет! Мне и это время нравится, - улыбается Леонид Аполлонович. - Но опыт получил колоссальный. До сих пор каждого своего ученика в лицо помню. И они меня не забывают, звонят, благодарят. Это дорогого стоит!
А карьера никуда не делась: был и заместителем заведующего областного отдела народного образования, и директором института повышения квалификации, в девяностые-начало двухтысячных возглавил главное управление общего и профессионального образования Иркутской области. На пенсии пошел работать в высшую школу - стал преподавателем и директором института образовательных технологий в Иркутском государственном университете иностранных языков.
Справка
Леонид Аполлонович Выговский - Заслуженный учитель Российской Федерации, Почетный гражданин Иркутской области, автор более 50 научно-педагогических публикаций. Награжден медалью "За строительство Байкало-Амурской магистрали" и значком "Отличник народного просвещения РСФСР". Удостоен медали К.Д. Ушинского и знака "Почетный работник высшей школы".
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем