издается с 1879Купить журнал

Романтика большой дороги: после педучилища - в строительницы БАМа

13 июня 2024

Полвека назад началось строительство Байкало-Амурской магистрали. Молодежь со всех концов Советского Союза ехала в Сибирь, чтобы внести свою лепту в "стройку века". Любовь Дмитриевна Котова, попавшая на прокладку магистрали летом 1974 года, рассказала "Родине", что значил для нее БАМ.

из архива Любови Котовой

Из детского сада на стройку

- Я росла в самой обычной семье в забайкальской деревне Чикичей, - вспоминает Любовь Дмитриевна. - После школы поступила в педагогическое училище в Сретенске и даже проработала два года воспитателем в детском саду. А потом решила: неправильно будет, если БАМ построят без меня, и поехала в Читинский горком комсомола просить путевку.

Фото: из архива Любови Котовой

Там посмотрели на девушку, на ее диплом учителя начальных классов и говорят: "На БАМе нужны плотники, маляры и бетонщики. А вы кто? Педагог! Вот и учите детей!". Но она стояла на своем - и ей выдали заветный документ.

На станции Лена, куда она приехала, поток людей разных возрастов и национальностей тянулся от вокзала к штабу БАМа. Люба тоже встала в длинную очередь. Отстояв не один час, гордо подала свои документы.

- "Нет, нет и нет!" Там жестко разговаривали, некогда было миндальничать. Отправили меня подальше - в городской отдел образования, - заново переживает отказ Любовь Дмитриевна. - Расстроилась, сижу на вокзале, чуть не плачу. Тут паренек ко мне подсел, такой же никому не нужный, Коля.

А дальше - все как в кино. На привокзальной площади невесть откуда появилась толпа веселых ребят. Все в штормовках, с большими рюкзаками. Общительная Люба буквально парой слов перекинулась с ними, а те и говорят: "А поехали с нами в Звездный!"

- Вот уже подошел оранжевый ПАЗик, курсирующий до аэропорта. Думать некогда, я бегом за чемоданом, кричу Коле: "Поехали!" Он тоже сорвался, - смеется рассказчица. - Ребята в аэропорту каким-то чудом выпросили для нас посадочные талоны в вертолет. Взмываем в небо! Оглохла! Внутри все замерло, ведь никогда раньше не летала… Странное чувство - страх вперемешку со счастьем. Я лечу на БАМ!

С корабля на бал

Так в начале августа 1974 года Любовь прибыла на стройку. Сошедших с вертолета новичков тут же облепил гнус. Хорошо, что водитель ЗИЛка, встречавший ребят, сразу выдал им накомарники.

Фото: из архива Любови Котовой

Машина прибыла в палаточный городок. Люба быстро со всеми перезнакомилась и уже собралась бежать в контору, устраиваться. Но девчонки ее остановили: "Пятница, дело к вечеру, не успеешь. В понедельник пойдешь. А сегодня - танцы!"

Клуб "Таежник" - первое культурное учреждение БАМа - по фотографиям из газет знала вся страна. В нем и танцевали, и собрания проводили, и играли первые комсомольские свадьбы. Оказалось, что новенькая очень неплохо вальсирует... Веселились, потом долго сидели у костра, пили чай, знакомились, смеялись. Наутро пошли купаться на ледяную речку Таюру. В этой почти праздничной круговерти Любу не оставлял страх - а вдруг не возьмут…

В штукатуры-маляры

С утра девчата - все они были штукатуры-маляры - пошли на работу. А Люба - бегом в контору СМП-266. И Коля пришел, с которым они неожиданно залетели в Звездный. Его-то сразу приняли в бригаду плотников.

- Глянув на мой диплом, начальник участка Петр Петрович Сахно сказал, что взять меня не может, - рассказывает Любовь Дмитриевна. - А я отвечаю: никуда не пойду, и все тут. Встала у шкафа, сложила руки на груди и стою. В кабинет люди заходят - кто ругается, кто требует, а я ни с места! Уже к вечеру зашел прораб Машуков. Спрашивает меня: "Не слиняла еще? А ты хотя бы знаешь, что такое леса?" Конечно знаю, говорю. Я же в лесу родилась. И тут все как давай хохотать!

Назвал прораб девушку дурехой и взял под свою ответственность в бригаду маляров.

Фото: из архива Любови Котовой

На работу собиралась, как на праздник: приоделась в парусиновые брючки, на голову повязала голубую косынку, кто-то из девчонок дал тельняшку. Красота!

Пришли на объект. Там бригада лопатами ровняла стены и дно большой ямы. "Туалет на три очка" - объяснили Любе. Плотники закрепили в яме деревянные щиты, их нужно было пропитать битумом. Люба вызвалась лезть в яму сама. А когда ей помогли выбраться оттуда, ахнула - с ног до головы вся в черных пятнах! Отмыться смогла только соляркой. Но главное - ее приняли!

- Вот так, начала с туалета, - улыбается она. - А что? Тоже нужное дело. После работали грузчиками - разгружали и складировали стройматериалы. А вскоре нас перевели на отделочные работы в строящейся школе. Это был настоящий аврал - надо было успеть ее сдать к 1 сентября. Детей в поселок приехало много. Вот тогда я, наконец, узнала, что такое леса.

За запахом тайги

В марте 1975 года бригаду расформировали - все основные отделочные работы в Звездном были завершены. Но мастер сказал девчонкам по секрету, что в бригаду СМК-2 (строительно-монтажная колонна) как раз надо три человека. Только условие - жить в лесу на просеке. Собрались подружки, взяли направления у прораба и двинули. Сразу почему-то никто и не подумал, зачем в тайге маляры?

Фото: из архива Любови Котовой

По весеннему зимнику на дежурке добрались до таежного тупика. Из зимовья вышел народ встречать машину, и все недоуменно смотрели на девчонок.

- Бригадир Леонид Казаков дар речи потерял. Вы, спрашивает, к кому приехали, - рассказывает Любовь Дмитриевна. - А мы ему направления подписанные суем. Он сердится: "Я ж трех парней покрепче просил… А вы езжайте-ка обратно!" Ну, не на тех напал! В общем, вынуждены были нас принять. Достроили нам нары в углу зимовья - там уже жила Лида-повариха. И мы проработали в СМК-2 до окончания строительства БАМа. Дошли вместе до Кунермы.

Бригада занималась возведением водопропускных труб под будущей магистралью. Монтажники шли следом за лесорубами, прокладывающими просеку. В точно обозначенных на картах местах рыли канавы, укладывали в них гравийные подушки, затем возводили каркасы из бетонных блоков. А уже внутри них из бетонных колец собирались трубы. А потом начиналась работа штукатуров-маляров. Пригодились они в тайге!

- Сначала надо было все швы утыкать паклей, пропитанной цементным молочком, затем их заштукатурить, - до сих пор помнит Любовь Дмитриевна технологию процесса. - Верхние швы поначалу никак не давались - закидываешь туда раствор, а он летит во все стороны. Тогда мы стали руками запихивать его в швы, а потом мастерком выравнивали. После этого белили всю трубу изнутри цементным молочком. И это еще не все! Трубу изолировали битумом и мешковиной. Чтобы на века! Нашу работу считали незаметной. Но как же дорога без водопропускных труб? Речушки, талые воды размоют насыпь…

Тем временем вдали день и ночь гудела техника - шла отсыпка железнодорожного полотна. Механизаторы словно подгоняли лесорубов и монтажников - к концу 1975 года первый поезд должен был прийти в Звездный.

Помнить все

- Меня БАМ всему научил, - с благодарность говорит Любовь Дмитриевна. - Готовить десятки блюд из одинакового набора продуктов, стирать спецовку в бензине, солить и вялить рыбу, варить компоты огромными бадьями. В начале месяца всей бригадой скидывались по десятке и ехали в Звездный на склад, закупаться. В ассортименте были гречка, рис, горох, макароны, сахар, чай, рыбные консервы. А еще картошка, тушенка, лук, яичный порошок, мука, сода, сгущенное молоко, какао и кофе со сгущенкой в банках. Мясо только зимой - хранить-то негде было. Помню, как впервые варила гречку - она у меня разбухла, почти из кастрюли полезла!

Фото: из архива Любови Котовой

Если в Звездном была организована баня-вагончик, то в зимовье такой роскоши не было. Тут уж как придется - таяли снег в тазах, как-то омывались за шторкой, летом - в студеной речке. Иногда топили баньку по-черному соседи-лесорубы и звали девчат мыться. И это был праздник!

Десять БАМовских лет вместили многое, не только стройку. Наша героиня родила троих детей, заочно окончила Братский индустриальный институт, вступила в ряды КПСС, и даже депутатом была - сначала городского Усть-Кутского, а потом и областного Совета депутатов. Были и командировка в Японию по программе советско-японской дружбы, и турпутевка в Африку… Она может рассказывать обо всем этом долго, ни одна деталь не затерлась в памяти.

- И вот как-то дети мне говорят: "Мама, садись и пиши!". И я освоила компьютер, социальную сеть "Одноклассники", - делится Любовь Дмитриевна. - Сначала нашла там, кого смогла, из нашей бригады, и из Звездного. А потом начала писать.

Фото: из архива Любови Котовой

На ее страничке почти 900 (!) заметок, большая часть которых посвящена БАМовской жизни. А еще десяток альбомов с фотографиями, которые она периодически выкладывает в сеть, радуя друзей.

- У нас в бригаде была любимая песня "Люди идут по свету", - вспоминает Любовь Котова. - Мы ее пели всегда и везде: на коротких перерывах, в дежурке по пути домой или на работу, на всех праздниках. Ведь это правда, "Счастлив, кому знакомо щемящее чувство дороги!"