издается с 1879Купить журнал

Любовные письма супруги Петра I стали "хитом" 1718 года, показало исследование

25 июня 2024

Любопытное исследование, выполненное при финансовой поддержке Российского научного фонда, опубликовано в новом выпуске журнала "Русская речь". Его автор, Татьяна Садова из Санкт-Петербургского государственного университета, рассматривает в своей статье язык личных писем царицы Евдокии, первой супруги Петра I.

Евдокия Лопухина была обвинена в заговоре против Петра Первого и провела в монастыре почти 30 лет.

Евдокия Лопухина была обвинена в заговоре против Петра Первого и провела в монастыре почти 30 лет.

"Выбор материала для статьи продиктован интересом автора к эволюции деловых жанров русской канцелярии петровской эпохи, которая характеризуется не только масштабными государственными реформами, но и коренной перестройкой всей системы деловой коммуникации, обслуживающей работу молодой Российской империи", - отмечено в аннотации.

Личные письма были включены в печатный текст манифеста 1718 года, который имел статус юридического документа. Манифест описывал расследование заговора, который якобы готовился против Петра I.

Главной подозреваемой оказалась Евдокия, которая в 1698 году стала монахиней Еленой. Манифест неожиданно ее прославил, хотя поначалу слава была сомнительной, ведь были приоткрыты, впервые в истории, неприглядные стороны жизни царской семьи.

"Был в монашеской жизни Евдокии Федоровны страшный период, когда ей публично и всенародно вменялись чудовищные преступления: измена государю, тайный сговор в пользу сына, царевича Алексея Петровича, - пишет Татьяна Садова.

И, что самое постыдное для бывшей царицы, "блудное житье" со Степаном Глебовым, майором-преображенцем, некоторое время производившим рекрутский набор недалеко от Суздаля, в Покровском монастыре которого томилась опальная царица".

Манифест от 5 марта 1718 года содержал материалы расследования громкого преступления против "Его Царского Пресветлого Величества". В заголовке имелось толкование иноязычного термина "манифест", только-только входившего в канцелярский оборот: "манифестъ, или объявление...".

"Любовные письма Евдокии стали достоянием широкой публики: манифест напечатали в две тысячи копий и свободно продавали, - пишет Татьяна Садова. - Известно, что в черновой текст манифеста активно вмешивался Петр, правил формулировки, вставлял целые фрагменты, написанные собственноручно.

Следовательно, печатный текст документа, подлежавший обязательному обнародованию, был важен для императора именно в таком виде. Манифест выполняет ряд важных прагматических функций в условиях новой Петровской эпохи: помимо очевидной информационной, он обладает назидательной, воздействующей и императивной функциями".

Биография царицы Евдокии Лопухиной (1669-1731) пестрит крутыми поворотами судьбы. От рождения она была Прасковьей Илларионовной Лопухиной, после брака с Петром стала Евдокией Федоровной Романовой, а в монашестве - старицей Еленой.

Она была последней неиноземной царицей. Ее полностью оправдали лишь за четыре года до кончины. Она была освобождена внуком Петром II, получила титул "государыни бабушки" и достойное содержание, но жить мирской жизнью не смогла. Остаток своих дней провела в Новодевичьем монастыре.

Садова подчеркивает, что в печатный текст были включены копии личных писем, имевших рукописную основу. Об этом свидетельствует типичный канцелярский штамп, сопровождающий каждое из писем: "писала своею рукою - Елена".

"Следует полагать, что внесены они в текст манифеста с максимальным сохранением "источника", на что косвенно указывает, например, записка Скорнякова Петру I, объясняющая долгое расследование, вызванное необходимостью создания нескольких копий изъятых у бывшей царицы писем, "дабы не утратились в пути", - считает исследователь.

В манифесте были представлены пять личных писем Евдокии Лопухиной. Петру она писала короткие, жалостливые, покаянные и весьма "раболепские" послания. А в письмах к своему возлюбленному была более многословна. В ее посланиях Глебову было найдено 16 типов обращений, отражающих сильные чувства к нему: свет мой, душа моя, батька мой, любезный друг мой, батюшка мой, сударь мой и т.д.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться