издается с 1879Купить журнал

В Петербурге представили малоизвестные факты из истории Северных конвоев

27 июня 2024

Государственный музей истории Санкт-Петербурга открыл в "Особняке Румянцева" выставку "Союзные (Северные) конвои и ленд-лиз 1941-1945 годов". В ее основе - наиболее ценные предметы из коллекции фонда "Международный центр Северных конвоев". А это более 150 уникальных артефактов времен Второй мировой и Великой Отечественной войн.

Как отметили на открытии выставки, тему конвоев выбрали не случайно. Она объединяет морскую тематику, освоение Арктики, историю ВМФ России. А еще свидетельствует о мужестве и героизме не только военных, но и моряков гражданского флота, работавших на общую победу.

Директор музея "Особняк Румянцева" Татьяна Шмакова рассказала корреспонденту "Родины" об особо ценных экспонатах. Это личные предметы, которые передали семьи советского матроса Василия Черепина и представителя британского флота Чарльза Броди. Кроме того, на выставке есть экспонаты, относящиеся к капитану 1-го ранга Платону Патрушеву. Он был заместителем командира эсминца "Деятельный".

Можно увидеть любопытные документы, части обмундирования - матросов и командирского состава. Есть вещи британских моряков, а также предметы, поставлявшиеся по ленд-лизу. Но особый интерес вызывает коллекция орденов и медалей. Это награды разных стран, которые вручали за сопровождение конвоев.

На выставке представлены малоизвестные факты из истории Северных конвоев времен Великой Отечественной войны. Во-первых, о секретной операции под названием "Бенедикт" и базировании летчиков на аэродроме Ваенга. Там они находились для защиты конвоев с воздуха. Во-вторых - информация о гибели в неравном бою с фашистскими кораблями лесовоза "Ижора", а также невероятное возвращение теплохода "Старый большевик".

Последний - работал в Мурманском морском пароходстве, потом вошел в состав полярных конвоев. Чтобы обеспечить защиту теплохода от атак вражеской авиации, на нем поставили два зенитных орудия и несколько пулеметов.

В конце марта 1942 года "Старый большевик" пришел в Нью-Йорк, взял на борт четыре тысячи тонн снарядов и взрывчатки, а также полтора десятка самолетов. И отправился в обратный путь. 27 мая пережил 47 атак немецких самолетов. И даже после прямого попадания бомбы сумел дойти до Мурманска.