В Ярославской области отметили 155-летие со дня рождения талантливого живописца, действительного члена Императорской академии художеств, одного из основателей Союза русских художников Сергея Арсеньевича Виноградова.
"…Была жара, жара плыла - на даче было это". Конкретно - на даче (ныне музей) первого русского импрессиониста Константина Коровина в деревне Охотино Переславского городского округа. 30-градусное пекло веселью и отдыху не помешало, хотя старательно прогоняло участников праздника с залитой солнцем поляны под старый тополь и в тень оберегаемого энтузиастами исторического здания.
В свое время художники дружили, Сергей Виноградов, в 1910-е годы тоже писавший в импрессионистской манере, нередко гостил в Охотине (с его слов, он "был связан такой горячей, долголетней дружбой с Константином Алексеевичем, что принимал участие во всех его пережитиях"), да и родился он летом 1869 года не слишком далеко от этих мест - в селе Большие Соли Костромской губернии, позднее вошедшем в состав Ярославской области.
В Охотине этого незаслуженно подзабытого замечательного живописца и вспоминали - без лишнего официоза, по-домашнему душевно: чтением мемуаров его и его друзей; "бродилкой" по выставке репродукций его картин, расположившейся на только на территории усадьбы, но и за ее пределами; участием в посвященной юбиляру викторине; пленэром; прогулками в лес и на речку Нерль, где художники обожали удить рыбу; выступлением артистов; коллективным чаепитием…
Впрочем, ослепительный солнечный день тоже как будто стал "соорганизатором" праздника, вступив в спор о том, где же света больше - под реальными жаркими лучами или на картинах Виноградова. Потому что эту особенность его живописи - дивную солнечность - отмечал еще довоенный рижский журналист и критик Петр Пильский.
"У Виноградова все залито солнцем и пронизано тихим восхищенным светом… Виноградов поразительный художник, к чему бы он ни прикоснулся, все вдруг начинает трепетать и светиться. По этим холстам разлита ласковая и восхитительная радость…", - писал он.
Земля "красоты непомерной"
Охотино в душе Сергея Арсеньевича вызывало такую же восхитительную радость, как и в Константине Коровине, и, как следствие, - осталось на его полотнах. Но началось все с того, что именно Виноградов сопровождал Коровина, когда тот впервые после покупки земли в этих благословенных местах приехал их посмотреть.
Позже попутчик вспоминал об этом так: "Как-то Савва Иванович Мамонтов подарил Константину Алексеевичу Коровину пустошь десятин в 65-70. Пустошь звалась Ратухино; была недалеко от Ростова Великого по Московско-Ярославской железной дороге. Дорога эта была Мамонтовская. Прошло время. Коровин никогда этой пустоши не видел и, завтракая как-то у Кюба с приятелем-инженером, продал ему эту пустошь.
Прошло еще порядочно времени и снова, опять же за завтраком у Кюба, купил пустошь у инженера, уже заплатив раза в полтора дороже, чем когда-то получил за нее. Оказалось, эта пустошь - чудесное место…" (цитаты по публикации в рижской газете "Сегодня", 1930-е годы; размещена Александром Медведевым и Геннадием Ратниковым на сайте "Богородское краеведение" - прим. авт.).
Поняв, что купленная земля - "красоты непомерной", художники начинают туда ездить, останавливаясь поначалу в крестьянской избе в деревне Старово, а потом Коровин строит на берегу Нерли (это та Нерль, на которой ниже по течению стоит знаменитейший храм Покрова XII века) мастерскую, две жилые комнаты и чуть позднее - зимний домик. И уже в эти "апартаменты" к Коровину на отдых начинают приезжать друзья, в том числе Федор Шаляпин. "Спал он в сенном сарае и здорово же спал - не добудишься бывало его к обеду", - вспоминал Виноградов.
В итоге Шаляпину так полюбилось Ратухино, что он попросил Коровина эту землю ему продать. "Костя озадачен - "Как, зачем продавать?.." И пошли тут забавные переговоры, один убеждает продать, другой убеждает не покупать… В обоих случаях доводы были курьезные, переходили из дружеского тона на холодный и на "вы"…
И иногда расходились не друзьями, чтобы потом опять начать: "Все же, Костенька, ты Ратухино мне продай, тебе оно не нужно, ты же замечательный художник, ты должен ездить, путешествовать, писать в разных местах, а что же все тут сидеть "и опять доводы, убеждения; наблюдать было забавно переговоры эти…", - продолжал Виноградов.
И все же Шаляпин своего добился: Коровин в 1905 году землю уступил. Звезда оперной сцены прикупил еще участки у соседей, серьезно увеличив имение, и затеял там масштабную стройку. "Место, где строился дом Шаляпина по моему проекту, называлось Ратухино. Строил его архитектор Мазырин, по прозвищу Анчутка. Шаляпин принимал горячее участие в постройке, и они с Мазыриным сочинили без меня конюшни, коровники, сенной сарай, огромные, скучные строения, которые Серов назвал "слоновники". Потом прорубали лес, чтобы открыть вид. Над рекой построили помост для рыбной ловли, огромную купальню", - писал в своих воспоминаниях уже сам Константин Коровин.
Он, в свою очередь, приобрел близ той же речки Нерли, в Охотине, сгоревшую барскую усадьбу, где построил из сосновых бревен одноэтажную дачу. Так что Шаляпин и Коровин все равно остались соседями (дома разделяли несколько километров) и ходили друг к другу в гости. А также радушно принимали друзей, среди которых были Валентин Серов и Максим Горький.
Все эти гении добирались сюда около восьми часов на поезде - до станции Итларь, а потом еще километров пять на подводах, но это, без сомнения, того стоило. Коровин вспоминал, что в Париже уже больной Шаляпин мысленно переносился в дорогое Ратухино и ничуть не сомневался, что там бы пошел на поправку: "А знаешь ли, - сказал, помолчав, Шаляпин, - живи я сейчас в Ратухине, где ты мне построил дом, где я спал на вышке с открытыми окнами и где пахло сосной и лесом, я бы выздоровел…".
"Место было, как рай. Я писал с натуры красками. Со мной был приятель мой рыбак, охотник, поэт и скиталец - Василий Княжев. Он любил эту жизнь. Он говорил: "В красоте природы кружиться - лучше жисти нет". Это была жизнь поразительная тайной прекрасного ощущения. Чудеса созерцания - утра, вечера, ночи, какое-то слияние чистой красоты с ее же тайной гармонией", - тосковал по своему Охотину, находясь за границей, и Константин Коровин.
Спасти хоть что-то
Счастливая творческая и дачная жизнь в этих двух уютных усадьбах закончилась вскоре после революционных потрясений. Дома начали грабить еще до отъезда их хозяев в эмиграцию, а потом - и подавно. Шаляпин и Коровин уехали за рубеж в 1922 году, Виноградов - в 1924-м (перебрался в Латвию).
Постройки Коровина и Шаляпина новая власть долгие годы использовала в образовательно-оздоровительных целях, но о сохранности их не пеклась, и судьба у них оказалась разной: до наших дней чудом дожила только дача Коровина, а вот крепкий деревянный дом Федора Ивановича, где долго размещался санаторий, в 1960-е разобрали по бревнышку, отдав предпочтение стандартной кирпичной коробке нового корпуса. И уникальный объект остался только в памяти местных жителей, до сих пор именующих территорию шаляпинской дачей, а тропу по берегу Нерли - шаляпинской тропой.
Примечательно, что на Яндекс-карте эта тропа называется улицей Шаляпина. Правда, земля с давно уже неработающим санаторием недавно снова поменяла владельца, и тропа оказалась за частным забором. Смогут ли участники праздников в Охотине по ней еще пройтись, пока неясно.
В доме Коровина в 1920-х открыли начальную школу, а когда учеников не стало, передали его под дом отдыха Мытищинскому заводу художественного литья (там, кстати, отливали ярославские памятник Ярославу Мудрому и скульптуру Святой Троицы). Но у завода в 1990-е начались проблемы, и дача оказалась заброшенной.
С разбитыми окнами, заросший бурьяном дом простоял до 2015 года, пока в Охотине не приобрела участок под дачу столичная жительница, руководитель студии живописи Елена Пешкова. Узнав, чья усадьба тихо гибнет за ржавым забором из рабицы, она возмутилась и "пошла по инстанциям".
- У моей семьи в паре километров от Охотина, в Любильцеве, тоже есть дачный дом, я с детства здесь, и мы всегда знали о даче Коровина, показывали ее друзьям, - рассказывает вице-президент фонда имени Константина Коровина "Спасем вместе" Наталья Булах. - Елена Пешкова создала группу в соцсетях, призвав энтузиастов подключаться к восстановлению дома. В соцсетях я ее и нашла и немедленно присоединилась.
В итоге за месяц, с 7 августа по 11 сентября 2015 года, мы смогли так подготовить этот дом, что его стало возможно открыть для посещения. Это было настоящее общественное движение, подъем общественного интереса. Местные жители, дачники, энтузиасты из других регионов очистили территорию, провели посильные ремонтные работы. Художники предоставляли нам свои картины, которые мы разыгрывали на аукционе в соцсетях, чтобы вырученные деньги направить на приведение дома в порядок.
Как охота нам в Охотино
Однажды субботник на коровинской даче увидел местный предприниматель. "А что это вы здесь делаете?" - поинтересовался он в стиле одного из героев фильма "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен". А узнав, по какому поводу люди засучили рукава, он, оказавшийся владельцем стекольной мастерской, предложил совершенно бесплатно застеклить веранду. И действительно застеклил.
- Очень многие откликались, помогали. Получилось так, что Константин Алексеевич объединил вокруг себя предпринимателей, местных жителей, представителей органов власти, художников, журналистов, - продолжает Наталья Булах.
Энтузиасты создали фонд "Спасем вместе", а хранителем дачи и по совместительству экскурсоводом на благотворительных, по сути, началах стал Владимир Селиверстов, родившийся в этих местах, полвека проработавший в Ярославле (в том числе чиновником) и на пенсии очень кстати вернувшийся на землю предков. Он сам и многие его родственники учились в начальной школе в доме Коровина, Владимир Сергеевич даже помнит, где стояла его парта, и рассказывает о здешней дореволюционной жизни художников, певцов и писателей с таким азартом и вдохновением, словно сам присутствовал когда-то среди них.
На традиционный вопрос экскурсантов, есть ли в музее подлинники картин, он смеется: "Если бы они тут были, я бы уж давно мертвый был… Коровин - один из самых дорогих художников, его картины стоят миллионы. Если бы тут были подлинники - и меня бы убили, и картины бы давно выкрали".
Нет здесь и принадлежавших Коровину вещей. Есть только стены, в которых знаменитый художник и его гости жили, полы из широченных досок, по которым они ходили. Есть атмосфера, дух, аура, та же природа вокруг, так восхищавшая хозяина.
После того, как дача Коровина пережила "возрождение", здесь начали проходить мастер-классы художников, концерты молодых певцов. 11 сентября 2018 года состоялся первый фестиваль "Искусство жить на даче", ставший ежегодным. А празднованием 155-летия со дня рождения действительного члена Императорской академии художеств, одного из основателей Союза русских художников Сергея Арсеньевича Виноградова нынче стартовал проект "Охота в Охотино", посвященный друзьям Константина Коровина, которые любили сюда приезжать.
И в этом случае слово "охота" значит "тянет, хочется". Впрочем, таких людей, которых сегодня тоже сюда тянет, становится все больше. Круг друзей Константина Алексеевича из года в год только ширится…
- Я не предполагала, что будет так душевно, - делится впечатлениями от праздника ярославна Елена Куприянова. - Что будет такая нестандартная экскурсия, автор которой до мельчайших подробностей знает историю и дома, и связанных с ним людей, передавая личное восприятие и видение происходившего.
У меня недавно был опыт, когда я по Ярославлю ходила с экскурсией и на некоторые вопросы гид отвечала: "Я не знаю, я этого в интернете не нашла". Здесь же чувствовалось, что все это в глубине человека, что он этим живет, знает до мелочей, до тонкостей. Поэтому очень понравилось. А еще я походила здесь босиком по очень мягкой траве! У меня дачи нет, и это оказалось настоящим наслаждением!
К Коровину на пленэр
С 2015 года в доме-даче Коровина сделано многое, но еще больше сделать предстоит. Владимир Селиверстов печалится: нужно подновлять фундамент, ремонтировать крышу, восстановительные работы требуются и в доме… Например, печь на стене просто пока нарисована - обозначено место, где она была… Деньги нужны большие, а где их взять? Проблема еще в том, что дом находится в собственности Переславского городского округа, то есть ни областные, ни тем более федеральные власти средства на реставрацию выделить не могут, а у муниципалитета и других проблем хватает.
В 2022 году дача Константина Коровина была признана объектом культурного наследия регионального значения. На бумаге новый статус обезопасил дом от возможных непродуманных решений собственника, но любые работы в нем теперь будут обходиться значительно дороже, ибо условный плотник Иван Иваныч со своим молотком к памятнику подойти уже не имеет права: разрешение на это могут дать только специалисты.
Но территорию возле дома волонтеры облагораживать продолжают. На средства Фонда президентских грантов, выделенные на проект "Охотинский рай Константина Коровина. Аллегории дачного сада", энтузиасты этим летом будут приводить в порядок большой участок за домом художника, который пока напоминает джунгли. Хотя там у Коровина росли и яблони, и вишни, и малина, и много чего еще. Договоренность с ландшафтными дизайнерами, которые определят, какие растения надо сохранить, а какие убрать, уже есть.
И, что особенно радует, к памятнику и памяти о пребывании в этих местах Коровина, Шаляпина и их гениальных гостей не ослабевает интерес у меценатов. Один из них, кстати, профинансировал первый фестиваль "Охота в Охотино", то есть празднование юбилея Сергея Виноградова.
А правление фонда "Спасем вместе" и его попечительский совет, в который тоже входят меценаты, в этом году объявили о первой художественной Премии Коровина с призовым фондом в пять миллионов рублей. То есть живописцам надо обязательно приезжать "к Коровину", писать здесь картины и ловить удачу за хвост.
***
В этом году фестиваль "Искусство жить на даче", который пройдет в Охотине 14 сентября, будет посвящен теме дачной еды. Гости поучаствуют в приготовлении и дегустации ухи по рецептам Коровина, Серова и Шаляпина, а также варенья из плодов, какие могли расти в саду вокруг коровинской дачи. В своих рассказах художник-литератор Константин Коровин (а он в эмиграции написал сотни рассказов) упоминает, например, варенье из райских яблочек. Но какую точно сладость будут варить в фестивальный день - пока секрет.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем