издается с 1879Купить журнал

На острове Соммерс найдено место гибели советского "охотника за подлодками"

08 июля 2024

Участники комплексной экспедиции "Гогланд" при проведении обследования Внешних островов Финского залива обнаружили место гибели сторожевого катера - "Малого охотника" № 305.

Катера типа МО-4 входили в состав советского "москитного флота".

war-book.ru

Катера типа МО-4 входили в состав советского "москитного флота".

Как сообщает Русское географическое общество, находка была сделана в рамках 12-го сезона специального проекта "Острова памяти", который реализуется совместно с Минобороны России.

В этом году внимание привлечено к островам Гогланд и Соммерс. На последний участников экспедиции высадил десантный корабль типа "Серна", на острове они провели две недели.

"В первые дни поисковики обнаружили место гибели сторожевого катера - "Малого охотника" № 305, - рассказал руководитель экспедиции Илья Дюринский. - Это тип МО-4 - советские боевые катера, которые охотились за подводными лодками во время Второй мировой войны".

Такие катера входили в состав так называемого "москитного флота". Еще перед Великой Отечественной войной Советский Союз сформировал его специально для охоты за вражескими подлодками.

Малым охотникам, катерам типа МО-4, отводилась наиболее сложная роль. Кстати, они успешно сражались с противником не только на Балтике, но и на Черном море.

Также в состав "москитного флота" входили торпедные катера, бронекатера, сторожевые катера, катера-дымзавесчики, катера-тральщики и катера ПВО. К началу Великой Отечественной войны немецкие подлодки считались наиболее передовыми. Как оказалось, наиболее успешно с ними сражался именно "москитный флот".

Разработка катеров типа МО-4 началась в 1936 году. Их корпуса строили из первосортной сосны, что обеспечивало хорошую плавучесть и скорость. Несмотря на скромные размеры, такие катера получали мощное вооружение, в том числе устройства для траления и установки мин.

Для поиска подводных лодок "малые охотники" оснащались шумопеленгаторами и гидроакустическими станциями. Двигались катера при помощи надежных и простых в эксплуатации бензиновых моторов. Полный ход "малый охотник" мог набрать всего за пять минут.

Серийное производство таких катеров было налажено на ленинградском заводе НКВД №5, и еще до начала Великой Отечественной войны было выпущено 187 катеров. Кстати, часть "малых охотников" Балтийского флота принимала участие и в советско-финской войне.

После начала Великой Отечественной войны серийное производство катеров типа МО-4 было расширено и велось уже на нескольких заводах, в том числе на московской судоверфи Наркомречфлота. Всего в годы войны на воду было спущено 74 катера типа МО-4.

"Теперь специалистам предстоит провести работы по мемориализации места гибели боевого корабля и внести его в специальный реестр, - сообщил Илья Дюринский.

Экспонаты, найденные в ходе работ, пополнят выставку "Острова памяти" в Выборге, а также будут занесены в электронную энциклопедию "Россия от моря до моря", которую РГО развивает совместно с фондом "Люди моря".

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться