Участники комплексной экспедиции "Гогланд" при проведении обследования Внешних островов Финского залива обнаружили место гибели сторожевого катера - "Малого охотника" № 305.
Как сообщает Русское географическое общество, находка была сделана в рамках 12-го сезона специального проекта "Острова памяти", который реализуется совместно с Минобороны России.
В этом году внимание привлечено к островам Гогланд и Соммерс. На последний участников экспедиции высадил десантный корабль типа "Серна", на острове они провели две недели.
"В первые дни поисковики обнаружили место гибели сторожевого катера - "Малого охотника" № 305, - рассказал руководитель экспедиции Илья Дюринский. - Это тип МО-4 - советские боевые катера, которые охотились за подводными лодками во время Второй мировой войны".
Такие катера входили в состав так называемого "москитного флота". Еще перед Великой Отечественной войной Советский Союз сформировал его специально для охоты за вражескими подлодками.
Малым охотникам, катерам типа МО-4, отводилась наиболее сложная роль. Кстати, они успешно сражались с противником не только на Балтике, но и на Черном море.
Также в состав "москитного флота" входили торпедные катера, бронекатера, сторожевые катера, катера-дымзавесчики, катера-тральщики и катера ПВО. К началу Великой Отечественной войны немецкие подлодки считались наиболее передовыми. Как оказалось, наиболее успешно с ними сражался именно "москитный флот".
Разработка катеров типа МО-4 началась в 1936 году. Их корпуса строили из первосортной сосны, что обеспечивало хорошую плавучесть и скорость. Несмотря на скромные размеры, такие катера получали мощное вооружение, в том числе устройства для траления и установки мин.
Для поиска подводных лодок "малые охотники" оснащались шумопеленгаторами и гидроакустическими станциями. Двигались катера при помощи надежных и простых в эксплуатации бензиновых моторов. Полный ход "малый охотник" мог набрать всего за пять минут.
Серийное производство таких катеров было налажено на ленинградском заводе НКВД №5, и еще до начала Великой Отечественной войны было выпущено 187 катеров. Кстати, часть "малых охотников" Балтийского флота принимала участие и в советско-финской войне.
После начала Великой Отечественной войны серийное производство катеров типа МО-4 было расширено и велось уже на нескольких заводах, в том числе на московской судоверфи Наркомречфлота. Всего в годы войны на воду было спущено 74 катера типа МО-4.
"Теперь специалистам предстоит провести работы по мемориализации места гибели боевого корабля и внести его в специальный реестр, - сообщил Илья Дюринский.
Экспонаты, найденные в ходе работ, пополнят выставку "Острова памяти" в Выборге, а также будут занесены в электронную энциклопедию "Россия от моря до моря", которую РГО развивает совместно с фондом "Люди моря".
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем