издается с 1879Купить журнал

Загадка 1919 года: кто из красных командиров освободил Пермь от белогвардейцев

10 июля 2024

Всем пермякам известна улица Окулова у Коммунального моста. Жителям правого берега знаком микрорайон Акуловский между Пролетаркой и Железнодорожным. Несмотря на созвучие, они носят имена совершенно разных людей.

Филипп Акулов (второй справа в первом ряду) с товарищами сутки удерживал станцию Пермь II, когда Красная Армия уже ушла из города.

ПермГАСПИ

Филипп Акулов (второй справа в первом ряду) с товарищами сутки удерживал станцию Пермь II, когда Красная Армия уже ушла из города.

Кто был героем?

Иногда дети спрашивают, почему так названа улица или поселок. И взрослые обычно отвечают, что Окулов - какой-то знаменитый человек, а микрорайон Акуловский именуется так потому, что здесь нашли древних акул, живших миллионы лет назад, когда на месте Перми плескалось море.

Между тем и Степан Окулов, и Филипп Акулов - люди весьма известные. Слава их гремела по всему Уралу. В честь Степана Окулова в свое время назвали пароход и улицу. А лет сто назад вообще собирались переименовать Пермь в Окуловск.

Прославились же наши герои во время Гражданской войны, когда та полыхала в Прикамье. В конце 1918 года Пермь пала под напором армии Колчака, а через несколько месяцев Окулов и Акулов приняли участие в освобождении города.

Может быть, они так и остались бы в памяти людей как красные командиры, одни из многих воевавших на Урале. Но совершенно неожиданно в конце 1960-х годов разразился скандал, который продолжался десятки лет. И не затих даже в XXI веке. Причиной стал вопрос: кто освободил Пермь от белогвардейцев - Окулов или Акулов?

Мятеж в тылу

В декабре 1918 года в Прикамье шли тяжелые бои Красной Армии с наступающими корпусами адмирала Колчака. Сторонники советской власти в срочном порядке отступали. Впоследствии в этом обвинят предателей-троцкистов.

Полковой комиссар Федоров в своей книге "Пермская катастрофа и контрнаступление Восточного фронта", вышедшей в 1940 году, пишет: "Командование фронта по примеру главнокомандующего не спешило оказать помощь 3-й армии. Армия, понесшая огромные потери, не в силах была остановить наступление врага. Пермь была накануне падения". Фамилии и имена автор не называет, но в то время и так было понятно, что это враги народа.

В Перми находились все тылы Восточного фронта Красной Армии. Только на станции Пермь II скопилось более шести тысяч вагонов с продовольствием, амуницией, вооружением и прочими запасами. Из-за нехватки паровозов их не могли перегнать через Каму по железнодорожному мосту. Белые наступали быстро и решительно. Тем более что их разведчики помогли поднять восстание в Перми накануне ее захвата армией Колчака.

Держал оборону сутки

О ситуации в городе вспоминал Филипп Голиков, будущий маршал Советского Союза. Тогда, в конце 1918 года, он воевал под командованием Филиппа Акулова, возглавлявшего стрелковую бригаду. Красные отступали к Перми, хотя и задержали противника на реке Сылве. Батальон из полка "Красные орлы", где служил Голиков, 24 декабря отвели в город на отдых.

Для красноармейцев происходящее в Перми оказалось странным. Везде шла стрельба из ружей, пулеметов и орудий. В Мотовилихе рабочие сказали, что в городе белый мятеж. Вместе с комбригом Акуловым солдаты добрались до станции Пермь II. По ней били из пушек, снаряды ложились между вагонов. Акулов принялся наводить порядок и отправил часть эшелонов на правый берег Камы. На вагонах буквально гроздьями висели красноармейцы, уходя от белых.

Филипп Акулов удерживал Пермь II целые сутки. Потом в приказе по дивизии будет сказано: "Несмотря на суматоху, комбриги Акулов и Клоков и военкомы Яхонин, Муравьев и Беляев... приняли самые энергичные меры по защите станции гор. Перми, благодаря чему станция Пермь II удерживалась в наших руках до 19 часов 25 декабря, и за этот период из-под огня противника вывезено 15 эшелонов, за что вышеозначенным лицам объявляю глубокую благодарность".

Сбежал без боя

В это время в Перми находился и Степан Окулов, комендант города и одновременно начальник гарнизона. Несмотря на суматоху, постоянный обстрел из пушек и повсеместную стрельбу мятежников, командир батальона "Красных орлов" смог дозвониться до Окулова и попросил поддержки. Тот ответил, что немедленно идет на помощь с тысячью человек. Но вместо этого с остатками гарнизона умчался в село Култаево.

Из переписки председателя Уралсовета Белобородова видно, что комендант Перми обещал продержаться минимум пять часов против любых сил белых. Но уже через три часа стало известно, что Окулов дал приказ отступать. Вместе с ним ушли и два батальона ЧК "охранять обоз", то есть попросту сбежали. Пермь была сдана белым практически без боя, только на Перми II еще сутки держался Филипп Акулов.

Из Москвы для расследования произошедшего выехали Сталин и Дзержинский, они остановились в Глазове, кстати, запросив для своей охраны три полка. Появился здесь и Степан Окулов.

Сталин с товарищем допросили около 500 командиров и бойцов. Окулов, после недолгих расспросов, был арестован и приговорен к расстрелу за сдачу Перми без боя. Но так как командиров в Красной Армии не хватало, его отправили на фронт. Между прочим, в это время Филипп Акулов сдерживал натиск войск Колчака, рвавшихся к Глазову, где допрашивали Окулова.

Начальника гарнизона Перми Степана Окулова (в центре первого ряда) поначалу хотели расстрелять за оставление города, но впоследствии он боевой работой заслужил помилование. Фото: ПермГАСПИ

Пермь брали вместе

Летом 1919 года Красная Армия начала наступление. Филипп Акулов командовал Путиловским полком и на подходе к Перми едва не захватил бронепоезд, где находился колчаковский генерал Гайда. Красноармейские части 30 июня вышли к Каме. Акулов с полком начал переправу у взорванного железнодорожного моста и рано утром 1 июля вступил в Пермь.

Вместе с его частью шли и другие полки, в том числе под командованием Степана Окулова. Первыми в город вошли красноармейцы из полка Кротова. Окулов переправился в Пермь со стороны Верхней Курьи.

После этого Филипп Акулов отправился дальше гнать колчаковцев и в Перми больше не бывал. А Степан Окулов остался здесь и вновь принял на себя обязанности начальника гарнизона. Он стал довольно заметной фигурой и, командуя частями особого назначения, сражался с белыми и англичанами на севере Прикамья.

Потом Окулов тяжело заболел, перестал ходить и передвигался в инвалидной коляске. Но он постоянно выступал на митингах и собраниях, рассказывая также и о том, как была освобождена от белых Пермь в 1919 году. Постепенно Степан Окулов стал восприниматься как единственный герой, прогнавший Колчака из Прикамья. Вряд ли он сам этого хотел. Но время требовало героев эпохи социализма. Постепенно начал зарождаться некий культ Окулова.

В его честь еще при жизни назвали не только пароход и улицу, но и сквер, поселок, колхоз, заводской клуб, детский сад и пожарную часть. О прочих освободителях Перми забыли. Степан Окулов, как и Филипп Акулов, скончался в 1934 году, 90 лет назад. Один умер от болезни, второй задохнулся при пожаре в бане.

Оставили названия

Через много лет после кончины героев этой статьи вдруг активизировались коммунисты, помнившие Гражданскую войну. Они заявили, что Степан Окулов вообще не большевик, а бывший эсер, и дошли до того, что решили исключить его из числа освободителей Перми. Даже настояли на том, чтобы переименовать поселок на правом берегу Камы из Окуловского в Акуловский в память о Филиппе Акулове. Дескать, вот он, настоящий герой.

Однако тогдашние пермские власти не согласились с такими аргументами. Ведь Степан Окулов все-таки выбивал белых и был в числе тех, кто 1 июля 1919 года вошел в Пермь. Так в городе остались и улица Окулова, и микрорайон Акуловский.

Кстати, несколько лет назад, когда в Перми вдруг забушевала эпидемия переименований, противники Степана Окулова требовали назвать улицу в честь купца Мешкова. Не получилось.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться