издается с 1879Купить журнал

Как в России высмеивали врагов по Первой мировой войне

30 июля 2024

Музей современной истории России показал несколько карикатур, которые хранятся в его фондах. Они относятся к периоду Первой мировой войны, когда политические и военные деятели воюющих против России стран были основной мишенью сатирической пропаганды.

Наиболее частым персонажем карикатур был германский император Вильгельм II.

Музей современной истории России

Наиболее частым персонажем карикатур был германский император Вильгельм II.

В частности, музей представил карикатуры Леонида Лаврентьева, одного из самых известных художников того времени, работавших в жанре сатиры. Произведения были созданы в 1914-1917 годах.

Они высмеивают германского императора Вильгельма II, который был наиболее частым персонажем карикатур. Как пояснили в музее, забавные сценки из его жизни пользовались в России большим успехом.

"После появившейся в газетах новости о том, что "Вильгельма II сопровождает во всех его путешествиях придворный художник, на обязанности которого лежит зарисовывать кайзера в красивых воинственных позах", сюжет "Вильгельм и художник" неоднократно повторялся во многих журналах и в любительской карикатуре", - говорят в музее.

В данном случае вниманию зрителя представлены три сценки из "жизни" германского императора: "Вильгельм в ванне", "Вильгельм у художника" и "Крокодил". В последнем случае сам Вильгельм изображен в роли хищного крокодила. Идентифицировать императора можно по характерным усам и каске с пикой, характерным навершием немецкого головного убора, известного как пикельхельм.

"Крокодил".

"Легкость узнавания образов и устойчивый ассоциативный набор способствовали широкому распространению приема аллегорического отождествления "Вилли" с миром животных: огромные усы кайзера носили свиньи, обезьяны и даже крокодилы, - пояснили в музее.

Усы мелькали в пародиях на отношения участников Тройственного, а затем и Четверного союзов: Вильгельм покупал итальянскую Джульетту, жонглировал турками, обнимался с Болгарией".

"Если читатель вздумает хотя бы поверхностно обозреть обширную карикатуру, появившуюся за время настоящей войны и в газетах, и в открытках, и в лубке, и т. д., то всюду ему бросятся в глаза, прежде всего, усы кайзера и бакенбарды", - писал о сатирической моде той поры один из современников.

"Вильгельм в ванне".

О том, что образ внешнего врага занимал определенное место в сатирических журналах времен Первой мировой войны, пишут и историки Олька Кочукова из Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского и Сергей Кочуков из Государственного архива Саратовской области.

Публикация исследователей вышла в свежем номере журнала "Воронцово поле". В качестве примера они приводят саратовский журнал "Бич". Основной упор это издание делало на вскрытии внутренних проблем российской повседневности, но уже в своем первом номере опубликовало большую карикатуру "Наши враги".

Сатирический рисунок изображал трио врагов России в Великой войне: германского кайзера, императора Австро-Венгрии и турецкого султана, ведущих телефонные переговоры о ситуации на фронтах.

"По сути, это не столько разговор, сколько доклад центральному персонажу, действительно имеющему политический вес, - императору Германии Вильгельму II (изображенному в два раза крупнее своих собеседников), - отмечают исследователи.

Тем не менее, германский император представлен в образе обрюзгшего старика, для которого любое движение представляет непосильный труд. И этот политический лидер принимает доклады от своих верных союзников - Франца-Иосифа I и Мехмеда V".

"Кайзер: Как дела на фронтах? - Франц: Бьют! - Махмудка: Бьют. - Кайзер: И меня бьют. Одно утешенье, что внутри России калеки помогают, хищники и спекулянты".

Император был нарисован в традиционной венгерке с не менее традиционными бакенбардами. Но прежде всего в глаза бросаются подвязанные платком щеки, указывающие на "зубную боль", вызванную известием о поражении австрийской армии в результате прорыва армий Юго-Западного фронта генерала Брусилова.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться