Тюмень, которая издавна носит статус первого русского города за Уралом, отметила очередной день рождения, а через неделю отпразднует юбилей области. Между тем за региональным центром пора признать старшинство и во всем Уральском федеральном округе.
Если брать во внимание всю историю древней Тюмени, то она была столицей неоднократно. В средневековье - по-настоящему, причем столицей разных государств. Еще раз - в ХХ веке, только уже в переносном значении. А еще это слово бытовало в прозвании-поговорке, с самоиронией присвоенным ей в свое время местными обывателями.
Столица Узбекского и Сибирского царств
Тюмень в свою раннюю, дорусскую, эпоху звалась Чинги-Турой. По одной из основных версий, имя получила в честь Чингисхана. Основал ее царевич Тайбуга. Стала она центром улуса (родоплеменного объединения) в составе Золотой Орды. Ориентировочно год рождения Тюмени, согласно нескольким авторитетным источникам, 1220-й. То есть позади - ровно восемь веков.
Чинги-Тура в определенные периоды была столицей двух ханств - Узбекского и Сибирского, "кочевых" государств, тогда территориально чрезвычайно зыбких. Но по размерам весьма внушительных. Так, Узбекское вбирало в себя земли до низовий Сырдарьи, до Аральского моря. Чинги-Тура служила первой столицей среднеазиатского государства 18 лет, до середины XV века.
Дворец правителя государства занимал в Чинги-Туре, начиная с 1481 года, хан Ибак. В общей сложности, с учетом небольших перерывов, - 14 лет. Сначала Ибак добился независимости от Узбекского ханства, выиграв сражение с его войском. В 1481 году, предварительно заключив союз с Московским княжеством, близ Азовского моря лично убил могущественного Ахмата - последнего хана орды, а его владения объявил своими.
Ахмат, потомок Чингисхана, продолжал набеги на Москву, Рязань, другие русские города, на Крым, "бодался" с Турцией, пытался удерживать русских князей в вассальной зависимости. С поражением от Ибака монгольская империя, по сути, окончательно распалась. Тогда, в конце пятнадцатого века, отмечают историки, на территории, занимаемой современной РФ, сложилось два сильнейших государства. Одно со столицей в Москве, другое - в Тюмени, то бишь Чинги-Туре.
Слово "Тюмень" и производные от него в документальных средневековых источниках фигурируют не однажды. Вот событие 1406 года, зафиксированное в Устюжском летописном своде: "Тое же зимы царь Женибек уби Тактамыша в Сибирскои земли близ Тюмени, а сам седе на Орде". Речь тут идет о внуке Чингисхана Тохтамыше. После утраты высшей власти в Золотой Орде он нашел пристанище в Чинги-Туре и восемь лет, до самой смерти, был ханом Тюменского улуса.
Через год после гибели атамана Ермака начали возводить русский острог на месте угасшей (видимо, обезлюдевшей) Чинги-Туры. К этому времени она давно утратила статус столицы ханства: ею в самом конце XV века стал Кашлык (Искер), располагавшийся неподалеку от современного Тобольска.
Летопись гласит: "Лета 7093 посланы воеводы с Москвы Василие Борисов Сукин, да Иван Мясной, да письменный голова Данило Чулков с тремя сты человек, поставиша град Тюмень июля в 29 день…". По современному календарю - в начале августа 1586 года. Мясной - из тульских дворян, Сукин - из московских, Чулков - из рязанских бояр. В соответствии с новым летоисчислением Тюмени исполнилось нынешним летом 438 лет.
Мать городов сибирских
Автор этих строк несколько лет назад сделал для себя открытие: другого русского города старше ее нет во всем Уральском округе. Как так? Ведь расширение государства в восточном направлении шло вроде бы последовательно, без географических скачков, и, по логике, первенствовать тут должна та же Свердловская область, а не сибирский регион.
Однако естественный черед расселения изменил рейд Ермака. Его отряд двинулся на юго-восток, по рекам Тагил и Тура, из владений Строгановых - с северных пермских земель, входивших в границы Московского царства. Таким образом первые русские города-крепости - Тюмень, Тобольск, Березов, Сургут, Тара, Нарым - заложены за Уральским хребтом.
На Среднем Урале подобные остроги построены после них: Верхотурье - в 1598 году, Туринск - в 1600-м. Был еще Пелым, только он, со временем превратившись в деревушку, в итоге вовсе исчез. В Челябинской области первенцы - Верхнеуральск, Чебаркуль и Челябинск - появились спустя полтора столетия после Тюмени.
Первенство русской Тюмени в Уральском округе подтвердил корреспонденту "Родины" кандидат исторических наук Георгий Визгалов, руководитель и организатор свыше 150 археологических экспедиций в Югре, на Ямале, в районах Восточной Сибири. А вот что сказал доктор исторических наук Александр Вычугжанин:
- Федеральные округа возникли сравнительно недавно. Поэтому, наверное, никому в голову не приходило сравнивать возраст Тюмени с другими уральскими городами. Ее старшинство в нашем округе, на первый взгляд, факт парадоксальный, но он, вы правы, объясняется хронологией освоения русским государством территории Западной Сибири.
Вычугжанин вместе с другим историком профессором Натальей Балюк - автор-составитель четырехтомного сборника "Тюмень - столица деревень". Этим летом историко-краеведческий труд удостоен очередной федеральной награды, победив в конкурсе Ассоциации книгоиздателей России как лучшее издание о регионах. Почему же "столица деревень"? Шутливо-ироничная поговорка сложилась во времена, когда Тюмень сама по себе была мала и окружена множеством сельских поселений.
На старте - спустя полвека после похода Ермака - Тюмень по численности населения превосходила Нижний Новгород, Владимир, утверждает доктор исторических наук, завкафедрой археологии, истории Древнего мира и Средних веков Тюменского госуниверситета Александр Еманов. Тюмень, подчеркивает ученый, помогала в строительстве и воинской охране Красного Яра (Красноярска), Тары, Кузнецка (Новокузнецка), Томска.
К середине 70-х годов XIX века в городе, хотя он и становится центром сибирского судостроения и имеет сотни три мелких производств, живет всего около 15 тысяч человек. К началу Второй мировой уездная Тюмень по населению почти вдвое больше губернского Тобольска. Быстрый рост случился благодаря Транссибу, сперва соединившему город с европейской частью страны, а затем - с восточной.
В 1918-м в Тюмени арестовали первого главу Временного правительства князя Георгия Львова. В край, где большинство жителей большевикам были не рады, он подался в надежде переждать Гражданскую войну. Полагаю, был уверен, что скоро буря стихнет и вернется прежний распорядок, коли рискнул организовать акционерное общество. На допросе в Екатеринбурге он объяснял: "Вы не можете себе представить, какие богатства таятся в Сибири. Я создал общество для изучения и использования природных запасов…"
Через полвека на севере Тюменской области обнаружили несметные запасы углеводородов. За Тюменью прочно закрепился статус столицы нефтегазового края. Она стала организационным, промышленным, научно-технологическим, транспортным, кадровым центром разработки месторождений, строительства новых городов и поселков, дорожной и энергетической инфраструктуры в Югре и на Ямале.
Будущий премьер правительства РФ Виктор Черномырдин в должности замминистра газовой промышленности жил с семьей в Тюмени, где находился его офис. Тогда, в середине восьмидесятых, город насчитывал 430 тысяч человек. К сегодняшнему дню население удвоилось.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем