издается с 1879Купить журнал

Установлено истинное предназначение "пиратского" судна на дне Ладоги

16 августа 2024

Подводные археологи представили артефакты, обнаруженные на затонувшем судне XIX века. Находка была сделана на дне Ладожского озера. Ранее рассматривалась версия о том, что корабль принадлежал пиратам. Истинное предназначение объекта помогли узнать некоторые обнаруженные предметы.

Исследователи пришли к выводу, что пароход погиб на рифе, а затем его затащило на глубину во время шторма.

iStock

Исследователи пришли к выводу, что пароход погиб на рифе, а затем его затащило на глубину во время шторма.

Согласно последним данным, речь идет о пароходе длиной в 25 метров и шириной - пять метров. Он использовался в качестве транспорта для перевозки паломников.

Научный сотрудник Центра подводного археологического наследия Института археологии РАН Айвар Степанов, раскрывая новые подробности находки, указал на важную деталь. На барельефе в носовой части судна изображена раковина морского гребешка - это символом паломничества. Также на этом барельефе можно увидеть дельфина. Моряки часто украшали средневековые карты, используя образ этого быстрого морского животного.

Корпус обнаруженного судна был долгое время опутан большим количеством рыболовных сетей, и получил значительные разрушения от длительного пребывания под водой.

Исследователи пришли к выводу, что пароход погиб на рифе, а затем его затащило на глубину во время шторма. Удалось выяснить, что судно построили в XIX веке. Судя по ряду находок, оно имеет отношение к Швеции (на это указывают изделия с клеймом шведской фирмы, выпускающей кирпичи с 1830 года до 20-х годов XX века).

Найденные предметы подняли на поверхность. В их числе - несколько стеклянных бутылок и глиняная тарелка грубой работы. Все артефакты позже будут переданы в Орловский краеведческий музей.

Обнаруженное судно и успех этой экспедиции - плод работы трех групп специалистов: морских геодезистов, водолазов и подводных археологов. Трудиться приходилось в холодной воде, в условиях ограниченной видимости. Поскольку на глубине 35 метров, где лежал пароход, всегда глубокая ночь, операторы использовали огромные фонари.

Специалисты раскрыли интересную особенность работы под водой. По их словам, далеко не все находки можно и нужно поднимать. Тут есть простой принцип. Суть его в том, что вода - консервант, и к предметам на дне нет доступа кислорода.

"Если ты не уверен, что сможешь сохранить эту вещь, то лучше ее оставить на дне... Особенно это касается деревянных предметов интерьера", - цитирует координатора проекта Сергея Куликова РИА Новости.

За несколько лет исследований в Ладожском озере дайверам удалось обнаружить несколько затонувших кораблей, два автомобиля ГАЗ-АА и множество разнообразных артефактов конца XIX - первой половины XX века. Есть и объекты, которые специалисты разыскивают, начиная с 2017 года. Это церковные колокола в акватории острова Валаам. Они ушли на глубину Ладожского озера в 1940 году при попытке эвакуации церковного имущества Валаамского монастыря в Финляндию. Поиск утраченных ценностей продолжается.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться