издается с 1879Купить журнал

Выставка "Время мифа" в Архангельском объединила музей и театр

24 августа 2024

В музее-заповеднике "Архангельское", в трюме театра Гонзаги до 29 сентября работает выставка "Время мифа". Вдохновением для этой необычной экспозиции послужило само место ее расположения.

Екатерина Якушева

Театр, созданный в 1817-1818 годах итальянским художником Пьетро ди Готтардо Гонзага по заказу владельца усадьбы Архангельское князя Николая Борисовича Юсупова, входит в число тех немногих сохранившихся в мире старинных театров, которые не были затронуты позднейшими реконструкциями. До наших дней сохранились не только элементы убранства зрительного зала и театральной машинерии, но и подлинные декорации Гонзаги. А их больше не осталось ни в одном из европейских театров.

Впервые декорации Гонзаги Николай Юсупов, будущий директор Императорских театров, увидел в театре "Ла Скала" в Милане. В то время он был послом Российской империи при Туринском дворе. Позже, когда Гонзаго уже работал в России, Юсупов предложил ему подготовить проект театра для подмосковной усадьбы Архангельское. Намечались торжества по случаю пятилетия победы над Наполеоном, и в Архангельское с визитом должен был приехать император Александр I.

П. Гонзага. Проект театра в Архангельском. Фото: Музей-заповедник "Архангельское"

Театр возводился из дерева на каменном основании артелью плотников Осипа Иванова. А для установки сценических механизмов из Москвы был приглашен театральный машинист Петр Иванов. Здание было органично вписано в существовавший архитектурно-парковый ансамбль усадьбы. Современный облик театр приобрел уже к середине 1818 года. Он подходил для спектаклей любого рода - драматических, оперных, балетных.

Но прежде всего в Архангельском планировалось показывать так называемые спектакли декораций. Смысл их заключался в смене на сцене театра различных по настроению архитектурно-пространственных картин под музыку, но без участия актеров. Главную роль в таком представлении играл театральный живописец. Для такого рода спектакля он был и драматургом, и композитором, и балетмейстером в одном лице. Благодаря его мастерству рождалась, по выражению самого Гонзаги, "музыка для глаз".

Поэтому Пьетро ди Гонзага, кроме работы над архитектурным проектом театра, еще написал для него занавес и несколько перемен декораций. Достоверно известно, что их было десять. Хотя некоторые театральные историки утверждают, что декораций было больше двенадцати. До наших дней, помимо занавеса, сохранились только четыре - "Храм", "Таверна", "Тюрьма", "Мраморная галерея".

Гонзага подарил русской театральной сцене больше, чем просто условные декорации. Это была настоящая живопись, неизменно поражавшая зрителя натуральностью и эффектом присутствия. Декорации Гонзаги стали важной вехой в развитии сценографии в России. Его можно считать первым театральным художником в современном смысле слова. Особенная ценность декораций, хранящихся в Архангельском, в том, что это единственные подлинники. Остальное обширное наследие мастера - это только эскизы, натурные зарисовки и графические фантазии.

П. Гонзага. Эскиз декорации. 1790 г. Фото: Театральный музей им. Бахрушина

Так что неудивительно, что театр Гонзаги в Архангельском до сих пор остается местом, вдохновляющим молодых сценографов. И сегодняшняя экспозиция это только подтверждает. На ней одновременно представлены и работы современных художников, и предметы XIX века из коллекции музея-заповедника. С работой Александры Мураш "Люди пустыни" 2019-го года очень органично соседствует настенник первой четверти XIX века в виде колчана со стрелами. А нагрудное украшение на тему костюма Древнего Египта, созданное студентом школы-студии МХАТ Рамзилем Камалиевым в 2024 году, не вызывает эстетического диссонанса с витриной, где представлены театральные маски XIX века.

Театральный трюм как будто превратился в трюм некоего корабля-ковчега. А везет он всевозможные артефакты, связанные с мифологическими сюжетами разных эпох и народов. При этом экспонаты, собранные в небольшом выставочном зале, не выстраиваются в единую линию повествования. Это коллаж со множеством белых пятен, которые каждый посетитель выставки в праве заполнить по-своему. Так, на стыке искусства, истории и музейного дела, рождается новая комбинация смыслов. В том числе и ради нее стоит посетить эту экспозицию.

К тому же, "Время мифа" производит приятное эстетическое впечатление. Эпиграфом к ней очень точно подобраны слова актера, режиссера и знаменитого клоуна Вячеслава Полунина: "Я люблю театр, растущий из снов и сказок. Театр ритуально-магический и празднично-зрелищный…" Такой яркой и немного мистической и получилась выставка. Все эти макеты сценических костюмов, созданные студентами Школы-студии МХАТ по эскизам Льва Бакста; декорации и арт-объекты студентов Лаборатории впечатлений Школы дизайна НИУ ВШЭ; а также работы художников Сергея Мейтува, Елизаветы Минаевой и Дины Терентьевой, возводят искусство сценографии на новый современный уровень.

Выставка в театре Гонзаги переносит своих зрителей во времена, когда миф еще не считался наивным рассуждением на грани выдумки, а выражал вполне реальное представление человечества о мироздании. С помощью различных художественных приемов экспозиция как будто перезагружает роль мифа в истории. А если взглянуть шире и выйти за рамки одной небольшой экспозиции, то можно догадаться, что время мифа, на самом деле, не прошло. Ведь сегодня до сих пор существует множество мифов, связанных в том числе и с отечественной историей. И их развенчание актуально как никогда.

Те, кто соберется посетить выставку "Время мифа" в театре Гонзаги, должны быть готовы к небольшой прогулке. Ведь здание театра находится за территорией музея-заповедника. Но это того однозначно стоит.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться