Алексей Сергеевич Суворин, по мнению современников, был журналистом №1 пореформенной России, "отцом русской журналистики" и самым крупным книгоиздателем своего времени. Литературный критик, переводчик, публицист и писатель Василий Розанов вполне справедливо называл его "Ломоносовым русской ежедневной печати". А Чехов не раз отмечал невероятное профессиональное чутье Суворина: "Это большой человек. В искусстве он изображает из себя то же самое, что сеттер в охоте на бекасов, т. е. работает чертовским чутьем и всегда горит страстью... Он развил свой инстинкт до размеров большого ума".
Алексей Сергеевич и сам понимал значимость своего вклада в историю отечественной журналистики и книжного дела: "Как издатель я оставлю прекрасное имя. Да, прямо так и говорю. Ни одного пятна. Я издал много, я никого не эксплуатировал, никого не жал… Есть огромное дело, которое выросло до миллионного оборота, но я до сих пор не знал никакого развлечения, никаких наслаждений, кроме труда самого каторжного..."
Родился будущий знаменитый журналист, издатель, театральный критик и драматург 23 сентября (11-го по старому стилю) 1834 года в селе Коршеве Бобровского уезда Воронежской губернии (сегодня это Бобровский район Воронежской области). Его отец - Сергей Дмитриевич Суворин - участник Бородинского сражения, государственный крестьянин, дослужившийся до чина капитана, что в то время давало возможность получить потомственное дворянство. Алексей Суворин был старшим ребенком в семье.
Суворин пошел учиться в воронежский Михайловский кадетский корпус, затем в специальные классы Дворянского полка (Константиновское военное училище) в Санкт-Петербурге, где получил профессию сапера. Но к военной карьере юноша ни склонности, ни страсти не имел. Зато обладал выдающимися гуманитарными способностями. В начале 1856 года он сдал экзамен на звание учителя истории и географии и стал преподавателем сначала в Боброве, затем в Воронеже, где сблизился с публицистом и педагогом Михаилом Де-Пуле и поэтом Иваном Никитиным.
Еще в Боброве Суворин дебютировал в печати с переводами стихотворений французских поэтов. Затем появились его оригинальные статьи в петербургском сатирическом журнале "Весельчак" и газете "Русский дневник". После нескольких публикаций уже в московском журнале "Русская речь" начинающего публициста заметила издатель этого журнала, графиня Елизавета Салиас-де-Турнемир. Она предложила Суворину переехать в Москву и сотрудничать с "Русской речью" на постоянной основе.
В 1861 году Суворин переехал в Москву. Его много печатали в "Русской речи", несколько произведений были размещены в популярном журнале "Отечественные записки". Но через некоторое время Алексей Сергеевич отправился в Петербург, где его журналистскую карьеру ожидал мощный скачок в развитии. Он стал сотрудником и секретарем газеты "Санкт-Петербургские ведомости", выходившей тогда под редакцией известного публициста, историка литературы Валентина Корша. Особой популярностью пользовались суворинские воскресные фельетоны, посвященные театру, которые он в течение десяти лет под псевдонимом "Незнакомец" печатал на страницах "Санкт-Петербургских ведомостей".
Успех "Незнакомца" был настолько огромен, что в 1875 году Суворин даже выпустил две книжки своих "Недельных очерков и картинок". Издания были полностью раскуплены за несколько дней, что стало абсолютным рекордом для книжной торговли того времени. Впрочем, и современная книжная торговля об этом может только мечтать.
Издательская деятельность Алексея Сергеевича началась в начале 1870-х с выпуска "Русского календаря". На полученную с продаж прибыль он приобрел вместе с известным петербургским общественным деятелем Владимиром Лихачевым газету "Новое время" и типографию в Санкт-Петербурге. По соображениям цензуры, Суворин официально выступить редактором газеты не мог, но до конца своих дней оставался ее издателем.
Для первых номеров газеты свои произведения предоставили Николай Некрасов и Михаил Салтыков-Щедрин. А к концу года ее тираж уже увеличился в 10 раз. После перехода "Нового времени" к Суворину некоторые современники надеялись, что газета унаследует либеральный дух коршевских "Санкт-Петербургских ведомостей". Но новое издание оказалось, скорее, консервативной направленности.
В 1878 году Алексей Суворин установил в своей типографии первую в России большую ротационную машину и открыл на Невском проспекте свой первый магазин. Вскоре его магазины и киоски появились во многих крупных городах нашей страны. Суворин приобрел право торговли на всей сети российских железных дорог и водных путях.
В 1879 году его типография с целью просвещения простого народа начала выпуск общедоступной серии "Дешевая библиотека". За образец Суворин взял немецкую "Universal-Biblothek" и французскую "Bibliothèque Nationale". Целью его проекта стало издание книг самых известных русских и зарубежных авторов. Карманного формата издания "Дешевой библиотеки" должны были печататься большим тиражом, стоить не дороже 40 копеек и быть доступными самому широкому кругу читателей. Несмотря на низкую цену, серия печаталась на приличной бумаге и имела хорошо оформленные обложки. В 1887 году в этой серии 100-тысячным тиражом вышли 10 томов собрания сочинений Пушкина.
Вообще за 40 лет издательской деятельности Сувориным было издано примерно 1600 названий книг общим тиражом 6,5 млн экземпляров. Среди них особенно популярными были справочные издания: "Вся Россия", "Весь Петербург", "Вся Москва", "Русский календарь".
Именно Суворин разглядел талант Чехова и сделал его известным на всю страну. В 1887 году в его издательстве вышел первый сборник Чехова "В сумерках". На протяжении следующих 12 лет Алексей Сергеевич был главным издателем Антона Павловича. Даже существует версия, согласно которой повесть Чехова "Драма на охоте" и рассказ "Володя" связаны с трагическими событиями в семье Суворина.
Алексей Сергеевич не остановился на журналистской и издательской деятельности. В сентябре 1895 года в помещении Малого театра на Фонтанке (будущий БДТ имени Г. А. Товстоногова) он открыл Театр Литературно-артистического кружка. Это была самая долговременная частная антреприза в Петербурге. Суворин был и председателем кружка, и его фактическим владельцем. Малый театр все чаще стали называть Суворинским.
Большим успехом у зрителей пользовалась драма "Татьяна Репина", написанная Алексеем Сергеевичем. На ее написание драматурга Суворина вдохновила реальная трагическая история из жизни молодой актрисы из Калуги Евлалии Кадминой. Чехов написал к этой драме одноактное "продолжение" под тем же названием с теми же персонажами.
Алексея Сергеевича Суворина не стало 24 августа (11-го по старому стилю) 1912 года. Похоронен знаменитый книгоиздатель в Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем