издается с 1879Купить журнал

"Ломоносов русской ежедневной печати": 190 лет со дня рождения издателя Алексея Суворина

08:00

Алексей Сергеевич Суворин, по мнению современников, был журналистом №1 пореформенной России, "отцом русской журналистики" и самым крупным книгоиздателем своего времени. Литературный критик, переводчик, публицист и писатель Василий Розанов вполне справедливо называл его "Ломоносовым русской ежедневной печати". А Чехов не раз отмечал невероятное профессиональное чутье Суворина: "Это большой человек. В искусстве он изображает из себя то же самое, что сеттер в охоте на бекасов, т. е. работает чертовским чутьем и всегда горит страстью... Он развил свой инстинкт до размеров большого ума".

И. Крамской. Портрет А.С. Суворина. 1881 г.

И. Крамской. Портрет А.С. Суворина. 1881 г.

Алексей Сергеевич и сам понимал значимость своего вклада в историю отечественной журналистики и книжного дела: "Как издатель я оставлю прекрасное имя. Да, прямо так и говорю. Ни одного пятна. Я издал много, я никого не эксплуатировал, никого не жал… Есть огромное дело, которое выросло до миллионного оборота, но я до сих пор не знал никакого развлечения, никаких наслаждений, кроме труда самого каторжного..."

Родился будущий знаменитый журналист, издатель, театральный критик и драматург 23 сентября (11-го по старому стилю) 1834 года в селе Коршеве Бобровского уезда Воронежской губернии (сегодня это Бобровский район Воронежской области). Его отец - Сергей Дмитриевич Суворин - участник Бородинского сражения, государственный крестьянин, дослужившийся до чина капитана, что в то время давало возможность получить потомственное дворянство. Алексей Суворин был старшим ребенком в семье.

Суворин пошел учиться в воронежский Михайловский кадетский корпус, затем в специальные классы Дворянского полка (Константиновское военное училище) в Санкт-Петербурге, где получил профессию сапера. Но к военной карьере юноша ни склонности, ни страсти не имел. Зато обладал выдающимися гуманитарными способностями. В начале 1856 года он сдал экзамен на звание учителя истории и географии и стал преподавателем сначала в Боброве, затем в Воронеже, где сблизился с публицистом и педагогом Михаилом Де-Пуле и поэтом Иваном Никитиным.

Еще в Боброве Суворин дебютировал в печати с переводами стихотворений французских поэтов. Затем появились его оригинальные статьи в петербургском сатирическом журнале "Весельчак" и газете "Русский дневник". После нескольких публикаций уже в московском журнале "Русская речь" начинающего публициста заметила издатель этого журнала, графиня Елизавета Салиас-де-Турнемир. Она предложила Суворину переехать в Москву и сотрудничать с "Русской речью" на постоянной основе.

В 1861 году Суворин переехал в Москву. Его много печатали в "Русской речи", несколько произведений были размещены в популярном журнале "Отечественные записки". Но через некоторое время Алексей Сергеевич отправился в Петербург, где его журналистскую карьеру ожидал мощный скачок в развитии. Он стал сотрудником и секретарем газеты "Санкт-Петербургские ведомости", выходившей тогда под редакцией известного публициста, историка литературы Валентина Корша. Особой популярностью пользовались суворинские воскресные фельетоны, посвященные театру, которые он в течение десяти лет под псевдонимом "Незнакомец" печатал на страницах "Санкт-Петербургских ведомостей".

Успех "Незнакомца" был настолько огромен, что в 1875 году Суворин даже выпустил две книжки своих "Недельных очерков и картинок". Издания были полностью раскуплены за несколько дней, что стало абсолютным рекордом для книжной торговли того времени. Впрочем, и современная книжная торговля об этом может только мечтать.

Логотип  газеты "Санкт-Петербургские ведомости".
Логотип газеты "Санкт-Петербургские ведомости". Фото: НЭБ

Издательская деятельность Алексея Сергеевича началась в начале 1870-х с выпуска "Русского календаря". На полученную с продаж прибыль он приобрел вместе с известным петербургским общественным деятелем Владимиром Лихачевым газету "Новое время" и типографию в Санкт-Петербурге. По соображениям цензуры, Суворин официально выступить редактором газеты не мог, но до конца своих дней оставался ее издателем.

Для первых номеров газеты свои произведения предоставили Николай Некрасов и Михаил Салтыков-Щедрин. А к концу года ее тираж уже увеличился в 10 раз. После перехода "Нового времени" к Суворину некоторые современники надеялись, что газета унаследует либеральный дух коршевских "Санкт-Петербургских ведомостей". Но новое издание оказалось, скорее, консервативной направленности.

В 1878 году Алексей Суворин установил в своей типографии первую в России большую ротационную машину и открыл на Невском проспекте свой первый магазин. Вскоре его магазины и киоски появились во многих крупных городах нашей страны. Суворин приобрел право торговли на всей сети российских железных дорог и водных путях.

Редакция газет "Новое время" и "Вечернее время" на Невском проспекте. На стенах - телеграммы со сводками с фронта. 1914 г.
Редакция газет "Новое время" и "Вечернее время" на Невском проспекте. На стенах - телеграммы со сводками с фронта. 1914 г. Фото: pastvu.com

В 1879 году его типография с целью просвещения простого народа начала выпуск общедоступной серии "Дешевая библиотека". За образец Суворин взял немецкую "Universal-Biblothek" и французскую "Bibliothèque Nationale". Целью его проекта стало издание книг самых известных русских и зарубежных авторов. Карманного формата издания "Дешевой библиотеки" должны были печататься большим тиражом, стоить не дороже 40 копеек и быть доступными самому широкому кругу читателей. Несмотря на низкую цену, серия печаталась на приличной бумаге и имела хорошо оформленные обложки. В 1887 году в этой серии 100-тысячным тиражом вышли 10 томов собрания сочинений Пушкина.

"Русский календарь" Суворина.
"Русский календарь" Суворина. Фото: Северный аукционный дом

Вообще за 40 лет издательской деятельности Сувориным было издано примерно 1600 названий книг общим тиражом 6,5 млн экземпляров. Среди них особенно популярными были справочные издания: "Вся Россия", "Весь Петербург", "Вся Москва", "Русский календарь".

Именно Суворин разглядел талант Чехова и сделал его известным на всю страну. В 1887 году в его издательстве вышел первый сборник Чехова "В сумерках". На протяжении следующих 12 лет Алексей Сергеевич был главным издателем Антона Павловича. Даже существует версия, согласно которой повесть Чехова "Драма на охоте" и рассказ "Володя" связаны с трагическими событиями в семье Суворина.

Алексей Сергеевич не остановился на журналистской и издательской деятельности. В сентябре 1895 года в помещении Малого театра на Фонтанке (будущий БДТ имени Г. А. Товстоногова) он открыл Театр Литературно-артистического кружка. Это была самая долговременная частная антреприза в Петербурге. Суворин был и председателем кружка, и его фактическим владельцем. Малый театр все чаще стали называть Суворинским.

Большим успехом у зрителей пользовалась драма "Татьяна Репина", написанная Алексеем Сергеевичем. На ее написание драматурга Суворина вдохновила реальная трагическая история из жизни молодой актрисы из Калуги Евлалии Кадминой. Чехов написал к этой драме одноактное "продолжение" под тем же названием с теми же персонажами.

Алексея Сергеевича Суворина не стало 24 августа (11-го по старому стилю) 1912 года. Похоронен знаменитый книгоиздатель в Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться