В Москве в Центре визуальной культуры Béton открылась выставка архивной фотографии "Город N и его обитатели", посвященная русской провинции. В экспозиции представлены оригинальные дагерротипы 1840-х годов и отпечатки 1910-х. На снимках удивительной сохранности - виды российских городов, портреты их жителей и жанровые сцены.
Но авторы проекта последовательно избегают какой-либо территориальной и персональной привязки: в подписях ко многим фотографиям не уточнены ни место съемки, ни личность изображенного. Даже автор фото указан далеко не всегда, что не удивительного - имя фотографа за почти два века легко могло затеряться. И все это создает в пространстве одного выставочного зала собирательный образ нестоличного российского города XIX - начала XX веков и его жителей.
Главным действующим лицом выставки стал загадочный, но при этом так хорошо нам знакомый по произведениям классической русской литературы "уездный город N" с собором на главной площади, торговыми рядами, кривыми пыльными улочками, покосившимися бревенчатыми домами. Тот самый город N, где обитают персонажи Гоголя, Чехова, Тургенева, Достоевского, Герцена и не только. Подобные ему города можно было встретить везде - от Волги и до Урала.
Вход на экспозицию оформлен двумя небольшими колоннами, стилизованными под верстовые столбы с наклонными черно-белыми полосами. Те самые "версты полосаты", поставленные по приказу императора Александра I при въезде в каждый населенный пункт и воспетые Пушкиным в стихотворении "Зимняя дорога". Только, в отличие от настоящих верстовых столбов, музейный арт-объект украшен подлинными дагерротипами первой половины XIX века.
Эти столбы - своеобразный портал в прошлое: зритель, проходя между ними переносится в Российскую империю периода Великих реформ и постреформенного времени. Но не в крупный город, где по улицам едут первые автомобили, активно строятся фабрики, мосты, железные дороги, взлетают в небо аэропланы и дирижабли. А в маленький провинциальный городок, до которого прогресс в виде мощеных улиц, электрических фонарей и тех же железных дорог добирается, но делает это с трудом, увязая, как в зыбучих песках, в патриархальных устоях, обычаях и консервативном мышлении местных жителей, настороженно относящихся к любым переменам.
Особенно мощным ускорителем перемен стала, конечно, отмена крепостного права. На фоне этого в городах начали появляться новые социальные группы - рабочие и разночинцы. Купцы становились предпринимателями и промышленниками, а бывшие крепостные крестьяне, получив свободу, превращались в мелких собственников или переселялись в города. Эти метаморфозы общества фотографы того времени пытались запечатлеть, путешествуя по провинции.
Одним из таких мастеров фотосъемки был Вильям (Василий) Андреевич Каррик - российский художник и фотограф шотландского происхождения. Именно он, кстати, открыл первое в нашей стране фотоателье в Санкт-Петербурге на Малой Морской улице в доме №19. В 1861 году Каррик создал знаменитую фотосерию "Русские типы", типажи из которой потом не раз использовали другие художники. Каррик же за эту работу был удостоен золотого перстня из Кабинета императора Александра II.
Еще одним выдающимся фотографом той эпохи, зачинателем отечественной публицистической фотожурналистики был уроженец Нижнего Новгорода Максим Петрович Дмитриев. Оригиналы его работ "Вид на Успенскую гору", "Нижегородский Кремль", "Наводнение в Нижнем Новгороде" также украшают выставку.
Центром притяжения для посетителей экспозиции стал уникальный отпечаток 1909-го года, на котором изображен весь - от юных юнкеров до командного состава - Лейб-гвардии Санкт-Петербургский Короля Фридриха-Вильгельма III полк. Это более тысячи человек. Жаль, что автор фото неизвестен, ведь он достоин самой высокой похвалы за невероятный профессионализм. "Если повнимательнее посмотреть, здесь видно каждое лицо. Я как бывший фотограф даже себе не могу представить, как такая съемка была проведена", - с восхищением отзывается об этом снимке историк фотографии, арт-директор Центра визуальной культуры Béton Алексей Логинов.
Эта работа плавно подводит нас к тому, насколько сложен и кропотлив был труд фотографа полтора столетия назад. Сегодня, чтобы сделать снимок достаточно одного прикосновения. А тогда фотограф должен был обладать художественной выучкой, уметь не только настроить технику и выставить кадр, но и угадать с освещением и выдержкой и распечатать фотографию. По снимкам можно проследить, как менялись сами технологические процессы.
Как будто в качестве напоминания о непростой профессии фотохудожника в выставочном зале представлена фотокамера "Acme". Этот универсальный (для павильона и дороги) аппарат принадлежал классику советской фотографии Моисею Соломоновичу Наппельбауму. В 1918 году он снял на эту камеру известный портрет Ленина.
Выставка "Город N и его обитатели" приглашает зрителей не только погрузиться в нестоличную жизнь того времени, но и из разных деталей повседневности, запечатленных на фотографиях, самим сложить причудливую мозаику провинциальной жизни России.
Выставка продлится недолго - до 10 ноября 2024 года. Посетить ее можно по адресу Якиманская набережная, д. 2 к. 1.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем