Специалисты провели обследование ряда исторических маяков страны. В результате были созданы 3D-модели некоторых навигационных сооружений. В планах - разработка виртуальных экскурсий по маячным городкам.
Как рассказали в РГО, завершился финальный сезон историко-культурного проекта "Маяки России". Он проводился совместно с Минобороны России и Центром современной истории.
Сегодня в эксплуатации военного ведомства - более 200 действующих маячных построек. С одной стороны, они являются культурно-историческими объектами, которые вызывают большой интерес у туристов, в том числе из других стран. С другой - сооружения имеют статус строений на территории воинских частей, поэтому доступ к ним в целях туристического осмотра не разрешен.
Чтобы любой желающий получил возможность увидеть исторические маяки из любой точки мира, где есть интернет, ученые исследовали объекты, выполнив важные работы. Например, в этом году обследовали маяки Дербентский, Анапский, и тот, что расположен на острове Большой Тютерс. О них собрали полную информацию, включая технические характеристики, состояние, размеры. Также выполнено их лазерное сканирование. На очереди - 3D-модели.
Всего же с 2020 года изучили и описали более 20 маяков на материковом побережье, на островах Северного Ледовитого и Тихого океанов, Балтийского, Черного и Каспийского морей. Так что есть уже большой материал.
"Специалисты провели обследование технического состояния исторических маяков, фотограмметрическую съемку, лазерное сканирование и создали 3D-модели некоторых навигационных сооружений", - уточнил директор Центра современной истории и руководитель экспедиции "Маяки России" Иван Анохин.
Одной из основных задач было определение текущего состояния маяков.
"Например, Дербентский, Анапский маяки находятся в хорошем состоянии, им ничего не угрожает", - отметил Иван Анохин.
А вот состояние маяка на острове Большой Тютерс определили как "ограниченно работоспособное". С большой вероятностью, он вот-вот станет аварийным объектом из-за вертикальных трещин, которые проходят через всю маячную башню.
Между тем, ориентировочная стоимость приведения объектов в порядок в тысячи раз превышает сумму, которая ежегодно отпускается на их содержание. А потому есть большая заинтересованность в появлении внебюджетных источников финансирования для ремонтно-восстановительных работ, подчеркнула директор Департамента экспедиционной деятельности и туризма Наталия Белякова.
Есть хороший пример - деревянный маяк на острове Белый, построенный полярниками в первой половине прошлого века. Несколько лет назад было отмечено его плохое техническое состояние и определены риски разрушения.
Поскольку объект является частью историко-культурного наследия, инициативная группа решила его восстановить. Проект уже стартовал, и в следующем году запланирована доставка конструкций на остров и сборка маяка на месте.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем