издается с 1879Купить журнал

Впервые опубликованы воспоминания о боях за Попасную, Купянск и Дебальцево

20:25

Журнал "Воронцово поле" опубликовал интересные свидетельства одного из очевидцев боев на Донбассе, который в годы Гражданской войны служил в рядах Красной армии.

Автор публикации д.и.н. Руслан Гагкуев, председатель правления Российского исторического общества, поясняет, что речь идет о воспоминаниях, записанных в 1960-е годы бывшим комендантом 125-й бригады 42-й стрелковой дивизии РККА А.Г. Ручко.

В частности, Ручко описал подробности боя за станцию Попасную. Добровольческое командование использовало там бронепоезда и только-только прибывшие из Великобритании танки. Красная армия подтянула с других фронтов резервы, также сделав ставку на бронепоезда.

"Густая железнодорожная сеть Донбасса делала возможным самое активное использование железнодорожных броневых сил, - отмечает Гагкуев. - Дополнительный интерес представляет рассказ автора о возведении памятника на месте гибели бронепоезда РККА "Углекоп" в 1963 году".

Уникальный документ хранится в фондах Луганского краеведческого музея. Публикуется он впервые, причем с сохранением особенностей текста автора. Ручко вспоминал события, которые произошли за 45 лет до того, как он решил о них написать.

Он указывал, что во время Гражданской войны Попаснянский железнодорожный узел в Луганской области в военном отношении занимал важное место.

"После Ноябрьской 1918 года революции немецкие войска, находящиеся на Украине, начали уходить в Германию. Вместе с немцами ушли и предатели украинского народа - гайдамаки, - вспоминал Ручко.

Начиная с 15 декабря 1918 года в Попасной наступило безвластие, но такое положение продолжалось не долго. Вместо немцев и гайдамаков в пролетарский Донбасс с юга рвался новый враг".

Ручко имел в виду белогвардейцев, которые к тому времени захватили железнодорожные узлы Дебальцево, Никитовку и Артемовск. Прикрываясь бронепоездами, они по железной дороге рвались к Попасной.

"Если бы нам удалось захватить Попаснянский железнодорожный узел и закрепиться в нем, до подхода основных сил Добрармии, то это бы было белогвардейцам в руки, - писал Ручко.

Кратчайший выход по железной дороге на Купянск и далее в районы, куда еще не успели подойти части Красной армии из центральных районов России для занятия Украины, оставленных немцами".

Удивительно, как события вековой давности напоминают современные хроники. Как и сейчас, в Попасной "восстали железнодорожники и шахтеры близлежащих рудников для отпора белогвардейцам". Они сформировали рабочую боевую дружину.

А в помощь им для разгрома деникинских банд по указанию Ленина в декабре 1918 года с Восточного фронта была переброшена Уральская партизанская армия, численность которой насчитывала 20 тысяч человек.

В начале января 1919 года в Попасную прибыл эшелон с батальоном войск ВЧК из состава Воронежского стрелкового полка под командованием Фуфрянского. Затем начали прибывать части 4-й стрелковой партизанской дивизии с бронепоездами "Черноморец" под командованием черноморского моряка Жукова и "Победа или смерть" под командованием Фомина.

Бронепоезд "Черноморец", 1918 год. Фото: Государственный центральный музей современной истории России

"В конце февраля и начале марта фронт отодвинулся далеко за Дебальцево, и Попасная осталась в глубоком тылу. Но такое положение осталось не долго, - писал Ручко.

Во второй половине апреля районе Дебальцево 42-я стрелковая дивизия под командованием Станкевича вела тяжелые оборонительные бои с противником. В конце апреля белые подтянули конницу, усилили нажим, и поредевшие части Красной армии начали отход из Донбасса".

В помощь красным полкам, защищавшим Попасную, командование Красной армии срочно направило бронепоезд "Углекоп" с командой, составленной из моряков Балтийского флота.

Ручко детально описывает подвиг "Углекопа", который вступил в бой с танками противника - в завязавшемся артиллерийском бою "Углекоп" в течение нескольких минут повредил два танка, которые приближались к нему со стороны Артемовска. Затем меткими выстрелами был уничтожен третий танк, "офицерская команда в нем была уничтожена".

Но затем… случилось непоправимое. В разгар боя, когда "Углекоп" расправился с пехотой и танками противника, со стороны станции Роты незаметно подошел белогвардейский бронепоезд "Генерал Корнилов", который третьим снарядом попал в котел паровоза. Так погиб гроза белогвардейцев "Углекоп".

"На его броне были написаны слова "Борцы за свободу" - углекопы Донецкого бассейна, а далее "Победа или смерть", - отметил Ручко.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться