В Кенозерском национальном парке Архангельской области открылся информационный центр "Жизнь на тракте. Куда ушли деревни Немята, Екимова, Захарова": он продолжает проект, посвященный затерявшимся в истории России маленьким деревням Кенозерья и Лекшмозерья.
Новую экспозицию разместили под открытым небом на берегу озера Долгое - на том самом лугу, где сто лет назад жители деревни Немята все вместе отмечали праздники, а сегодня осталась только часовня Трех Святителей конца XVIII века.
Это обычная страница летописи Кенозерья: после войны большинство островных жителей переезжали на центральные усадьбы лесопунктов, колхозов или в города, нередко разбирали и забирали с собой бревенчатые дома. А вот храмы не трогали. Они и сегодня стоят - в заброшенных деревнях старого Пудожского тракта, связывавшего когда-то Архангельск и Санкт-Петербург.
Следующей после Немяты вдоль этой дороги была Захарова, а затем - Екимова.
"Пудожский тракт не используется в Немяте, Екимовой и Захаровой уже сотню лет. Мы хотели показать, как за счет него в деревнях жили самые богатые семьи Кенозерья. Именно здесь была возможность расширять общение и торговлю с другими регионами", - сообщил главный хранитель музейных фондов Кенозерского нацпарка Анна Анциферова.
Она также отметила, что место, где сегодня оборудован информационный центр, особое для Немяты: "Раньше это была праздничная поляна (на ней никогда ничего не строилось). Когда наступали деревенские праздники, жители Немяты и соседних поселений собирались на гуляния именно здесь. Поскольку самый главный праздник для Немяты это Кириков день, то и поляну мы стали называть "кириковой". А поскольку экспозиция расположена на праздничной поляне, мы хотели отразить в ней радость, в первую очередь. Безусловно, был и тяжелый труд, и лишения, и войны... Но люди помнили, что есть праздники, которые всегда нужно отмечать, как завещали предки".
Новая экспозиция посвящена не только ушедшим деревням - она о культуре и традициях всего Русского Севера. К примеру, арт-объект "Верстовой столп" повествует о знаменитом фольклористе XIX века Александре Гильфердинге, записавшем в Немяте свои лучшие кенозерские былины (33 из 80 былин обрели книжную жизнь именно здесь).
Один из разделов экспозиции называется "Иконописец" - он рассказывает о часовне Трех святителей и ее шестнадцатигранном "небе" (расписном потолке), которое сегодня перенесено в музей Кенозерского парка "Рухлядный амбар". Небо считается уникальным: единственное в кенозерской коллекции оно написано на дорогостоящем золотом фоне (все остальные выполнены на синем или голубом).
Отметим также, что все арт-объекты в новом информационном центре построены госинспекторами Кенозерского национального парка по проекту главного специалиста отдела развития туризма Евгения Мазилова. Экспозиции расположены хронологически - каждая мини-выставка рассказывает про отдельно взятую эпоху.
"Мы храним память о наших, пусть исчезнувших с карт и с лица земли деревнях, но не исчезнувших из сердечных воспоминаний уроженцев этих мест. Мы знаем, как это важно потомкам жителей Немяты, Захаровой, Екимовой. Мы верим, что это нужно всем людям, живущим ныне и в будущем. Эти деревни живы, пока жива память о них", - резюмирует руководитель Кенозерского национального парка Александра Яковлева.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем