издается с 1879Купить журнал

"Отец мушкетеров": 90 лет со дня рождения режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича

13:04

22 октября 2024 года исполнилось бы 90 лет Георгию Юнгвальд-Хилькевичу - замечательному режиссеру, снявшему любимые многими музыкальные фильмы "Сезон чудес", "Выше радуги", "Ах, водевиль, водевиль" и легендарных "Д"Артаньяна и трех мушкетеров".

Съемки фильма "Новые приключения Мушкетеров, или месть Мазарини". Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич.

Сергей Савостьянов/ РГ

Съемки фильма "Новые приключения Мушкетеров, или месть Мазарини". Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич.

Спасли романы Дюма

Георгий Юнгвальд-Хилькевич родился в Ташкенте 22 октября 1934 года. Его родители переехали в Узбекистан, бежали от репрессий. Отец Эмиль Иосифович происходил из шляхетского рода. Дед будущего режиссера владел железными дорогами в Польше, а бабушка была итальянкой, родной сестрой "звезды прекрасной эпохи", певицы Лины Кавальери. Эмиль Юнгвальд-Хилькевич возглавлял Ташкентский оперный театр, а также Государственный узбекский театр оперы и балета, был одним из основоположников оперы в республике.

Мама Георгия - балерина Нина Буйко. Ее отец был комендантом Варшавы и полковником царской армии, перешедшим к большевикам. История рождения режиссера связана с семейной легендой. У него был старший брат, который умер от болезни в младенчестве. После этого Нина Ивановна долго не могла забеременеть. Эмиль Иосифович организовал встречу жены с ясновидящим Вольфом Мессингом. И он рассказал, что в скором времени супруги узнают о прибавлении в семействе. Так и случилось: спустя два месяца стало известно о беременности Нины Ивановны.

Георгий был очень активным ребенком - хорошо учился, играл в футбол, гонял на мотоцикле. В 14 лет Юнгвальд-Хилькевич серьезно травмировал ногу, заболел остеомиелитом. Четыре года мальчик пролежал в гипсе, пережил три клинические смерти. Отец чудом смог найти для него дефицитный пенициллин, благодаря чему болезнь удалось остановить. Однако Георгий остался на всю жизнь хромым.

Прикованный к койке Юнгвальд-Хилькевич много читал. Особенно он полюбил романы Александра Дюма и Оноре де Бальзака. Позже режиссер вспоминал, что они дали ему возможность не сойти с ума и надеяться на лучшее. Эта любовь впоследствии станет для него судьбоносной: свой самый известный фильм Георгий Эмильевич поставит именно по роману Дюма.

Друг Высоцкий

После школы молодой человек поступил в Ташкентский архитектурный институт, затем отучился еще в одном вузе - театрально-художественном институте имени Островского. Он отлично рисовал, был художником в ташкентских театрах, затем - на "Узбекфильме" и "Таджикфильме", руководил мюзик-холлом.

Неугомонная натура вела его вперед: Георгий Эмильевич отучился в Москве на Высших курсах сценаристов и режиссеров ВГИКа и начал работать на Одесской киностудии. Его кинодебютом стал фантастический фильм "Формула радуги" про физика и его копию-робота. Но в прокат картину не пропустили чиновники. Рассказывают, что в ней якобы увидели пародию на Никиту Хрущева.

В 1969 году Юнгвальд-Хилькевич выпустил две картины. В "Опасных гастролях" одну из главных ролей исполнил Владимир Высоцкий. Также в фильме были заняты Николай Гринько, Ефим Копелян, Лионелла Пырьева, Георгий Юматов. Это был историко-революционный водевиль, основанный на реальных событиях, описанных Александрой Коллонтай. Георгий Эмильевич признавался, что делал "Опасные гастроли" "Под Володю".

С Высоцким режиссер познакомился, когда он пробовался в фильм "Вертикаль" Станислава Говорухина. "Володя тогда еще совсем не был популярен. Боголюбов (второй режиссер) мне говорит: "Ты послушай его, послушай. Слава что-то кочевряжится. Может, поможешь его уговорить? Ведь это гений!" Я говорю: "Я терпеть не могу бардовскую песню. Я даже Окуджаву не люблю, и Визбора не очень-то. Я люблю стихи, а не эти песни".

А Боголюбов не отставал: "Нет, ты пойди и послушай! Чего у тебя - корона упадет?". Я спустился на этаж ниже, где сидел Володя... Не помню, какие именно его песни я услышал тогда, но я в него просто влюбился. Мы с ним ушли на берег, на пляж. Сидели на каких-то перевернутых лодках, проговорили, наверное, часов пять. В основном, кажется, разговор состоял из моего захлебывающегося восхищения тем, что я услышал. Сказал я ему и о том, что я не люблю бардовскую песню. Володя мне ответил: "Я не бард. Я профессионально поющий актер театра на Таганке"... Он не считал себя самодеятельным автором. Причисление к бардам его очень унижало и задевало", - вспоминал Юнгвальд-Хилькевич.

Изначально "Опасные гастроли" - историю о том, как артисты варьете перевозили листовки, - приняли в штыки. Фильм положили на полку: мало того, что режиссер снял "революцию на фоне канкана", он еще и взял на роль Высоцкого, который был персоной нон грата.

Картину разгромили критики. Кинорежиссер Ефим Дзиган в журнале "Искусство кино" писал: "Так вот как Георгий Юнгвальд-Хилькевич представляет себе Октябрьскую революцию!".

Судьбу фильма решил влиятельный советский политик Анастас Микоян. Он увидел "Опасные гастроли" на закрытом показе и остался в восторге. Картине дали зеленый свет - в кинотеатрах его посмотрели почти 37 миллионов зрителей.

К слову, песни Высоцкого звучат в нескольких фильмах Георгия Эмильевича. "Володя говорил: "У меня есть примета. Если встречаю Хила - это к деньгам". Я заказывал ему больше песен, заранее зная, что войдёт меньше. Скажем, для "Цунами" (фильм-катастрофа "Внимание, цунами!") я заказывал пять песен, прекрасно понимая, что войдет две. Но договор-то составлялся на пять! В "Туфлях" ("Туфли с золотыми пряжками") было то же самое - заказали четыре песни или даже шесть, а я точно знал, что войдет одна. С деньгами-то у него дела были далеко не сахар", - рассказывал режиссер.

Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич во время съемки фильма "Выше радуги". 1985 год. Фото: Венделин П. / Фотохроника ТАСС

"Пора-пора-порадуемся!"

В 70-х Юнгвальд-Хилькевич снял несколько картин - "героико-приключенческую "Дерзость" с Николаем Олялиным в главной роли; промышленную драму "Весна двадцать девятого" с Валерием Золотухиным, Верой Васильевой и Натальей Варлей; музыкальную сказку "Туфли с золотыми пряжками".

В 1979 году настал его звездный час - на Центральном телевидении состоялась премьера трехсерийного фильма "Д'Артаньян и три мушкетера", который до сих пор остается всенародно любимым хитом.

Это было совершенно новое прочтение любимого Георгием Эмильевичем романа Дюма. Музыкальная комедия с яркими актерами, запоминающимися песнями Максима Дунаевского, которые сразу же стали популярными. Исполнители ролей мушкетеров - Вениамин Смехов, Игорь Старыгин, Валентин Смирнитский - сразу же стали звездами, а Д"Артаньян - Михаил Боярский - суперзвездой. В СССР раскупили книги Дюма.

По воспоминаниям режиссера, одна из газет написала критическую заметку про "Мушкетеров". После этого толпа фанатов выбила окна в редакции.

Создавался фильм сложно. Изначально на роль Д"Артаньяна был утвержден Александр Абдулов - так решило Министерство культуры. Михаилу Боярскому досталась роль графа Рошфора. Но Юнгвальд-Хилькевич понял, что это роль именно его. Режиссер отстоял молодого актера - в обмен на то, что Констанцию сыграет Ирина Алферова (изначально Георгий Эмильевич хотел снять Евгению Симонову). Из-за этой перемены ролей из картины ушел Игорь Костолевский, который должен был сыграть Бэкингема.

Кстати, Абдулов все же в фильм попал - в первой серии он сыграл любопытствующего зеваку в костюме плотника за спиной господина Бонасье и раненого гвардейца кардинала - он лежит на земле после стычки в парке возле монастыря Деш.

Еще один "сюрприз" режиссеру преподнесла утвержденная на роль Миледи Елена Соловей - она забеременела. В итоге главную антагонистку мушкетеров сыграла Маргарита Терехова. Получился народный хит.

Продолжение культовой картины оказалось уже не таким ярким. "Фильмы "Мушкетёры 20 лет спустя" и "Тайна королевы Анны, или Мушкетёры 30 лет спустя" я начал снимать исключительно ради своих друзей - Боярского, Смирнитского, Смехова, Старыгина. Толчком к продолжению о мушкетерах стало то, что актеры, состарившись, оказались в том же возрасте, что и герои романа. Все они были живы-здоровы и в хорошей форме. Они могли скакать верхом, и, слава Богу, ни у кого не было необратимых возрастных изменений, которые могли бы помешать нам снять продолжение... Когда в 1990 году мы собрались на съемки, актеры надели костюмы и сразу оказались будто в собственной коже", - вспоминал Юнгвальд-Хилькевич.

Актриса Алиса Фрейндлих (королева) и режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич на съемочной площадке картины "Возвращение мушкетеров". 2007 год. Фото: "Планета Информ" / РИА Новости

От водевиля до Радуги

Сразу после "Мушкетеров" Юнгвальд-Хилькевич снял несколько музыкальных фильмов. В картину "Ах, водевиль, водевиль..." он пригласил звезд советского кино - Михаила Пуговкина и Олега Табакова, на главную женскую роль - балерину Галину Беляеву, блеснувшую в драме "Мой ласковый и нежный зверь". Музыку к водевилю снова написал Максим Дунаевский, на стихи поэта Леонида Дербенева.

После были музыкальные фильмы "Куда он денется!" с Ниной Руслановой в главной роли; "Двое под одним зонтом", где блистали Ивар Калныньш, Елена Сафонова, Иннокентий Смоктуновский, Наталья Андрейченко; "Сезон чудес", песни в котором исполнили Алла Пугачева и Михаил Боярский; "Выше радуги", где свою первую роль сыграл Дмитрий Марьянов, а озвучил его Владимир Пресняков.

В 1988 году Георгий Эмильевич экранизировал еще один роман Дюма - "Граф Монте-Кристо". Советской-французскую картину "Узник замка Иф" снимали в Одессе, Крыму, Риге, Таллинне, Ленинграде, Париже, Марселе, Бухаре. Сцену маскарада в Риме воссоздали на колоннаде Казанского собора. Изначально роль Монте-Кристо режиссер предложил Боярскому (под него даже специально написали сценарий), но тот отказался - в итоге главного героя исполнил Виктор Авилов.

Выбрал принцессу

Во время съемок "Узника" Юнгвальд-Хилькевич познакомился со своей третьей женой - балериной Надирой Мирзаевой. В первый раз он женился на Светлане Марковой (позже она работала художником по костюмам на Одесской киностудии, у них родилась дочь Наталья), во второй - на балерине Татьяне Черновой, которая стала его ассистентом.

Георгий Эмильевич искал актрису на роль принцессы Гайде для "Узника замка Иф". Он отправился на кастинг в Ташкент, чтобы посмотреть девушек из хореографической школы. И там увидел Надиру. Ей тогда было 17 лет, режиссеру - 52 года. Они поженились после шести лет отношений, в 1995 году. Прожили вместе почти три десятка лет, воспитали дочь Нину.

Юнгвальд-Хилькевич открыл зрителям имена Александра Трофимова, Дмитрия Марьянова, Анны Самохиной - свои первые роли они исполнили в его картинах. "У меня никогда не было проблем с выбором актеров. Ну, во-первых, я рассказываю им сценарий, во-вторых - я снимаю такое, что никто не снимал. И в каждом фильме я открываю кого-то нового", - пояснял режиссер.

В одном из интервью он признавался, что для него лишь три фильма "заслуживают внимания": "Неоконченная пьеса для механического пианино" и "Несколько дней из жизни И.И. Обломова" Никиты Михалкова, а также "Белое солнце пустыни" Владимира Мотыля. "Эти фильмы непохожи на другие. Они глубоко погружены в русский менталитет и люди там действительно из этой страны. Все остальное - подражательное кино, а советское - чистая конъюнктура", - считал Юнгвальд-Хилькевич.

В 1997 году Георгий Эмильевич стал главным режиссером, сценаристом и художником в знаменитом Театре кошек Юрия Куклачева, выпустил множество шоу в России и за рубежом. Также он работал художником-оформителем в Театре Сатиры.

За неделю до своего последнего дня рождения, 15 октября 2015 года, Юнгвальд-Хилькевич в последний раз презентовал зрителям шоу, приуроченное к 25 юбилею кошачьего театра. Спустя три недели, 11 ноября, он скончался в реанимации Боткинской больницы. Причиной стала сердечная недостаточность. Режиссеру был 81 год. Его похоронили на Троекуровском кладбище.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться