27 октября могло бы исполниться 80 лет талантливейшему актеру Николаю Караченцову. Он обладал потрясающим обаянием и невероятной харизмой: в Караченцова невозможно было не влюбиться. Каждая его роль и в театре, и в кино - яркое явление.
Мечтал выступать в Большом
Будущий актер родился 27 октября 1944 года Москве, на Чистых прудах. Его отец Петр Караченцов был известным художником-графиком и иллюстратором, сотрудничал с газетами "Правда", "Известия", "Комсомольская правда", оформлял книги для Воениздата, долгое время работал в журнале "Огонек" - делал иллюстрации к книгам, которые выходили в библиотеке журнала. Мама - Янина Брунак была востребованным балетмейстером, ставила спектакли во многих театрах страны, включая Большой, в том числе, в Лондоне и Улан-Баторе, организовала Первый национальный ансамбль Вьетнама.
Родители Николая развелись еще до его рождения, по его выражению, "интеллигентно, без выяснения отношений". Мальчик остался жить с мамой, она не препятствовала его частому общению с отцом.
Мама часто брала Николая на занятия в ГИТИС, а позже - на репетиции спектаклей, которые ставила. Караченцов рассказывал, что был болен танцем "до безумия", считал, что это лучшее, чем может заниматься мужчина и видел себя на сцене Большого театра.
"Конечно, знал, что балетные люди должны быть растянуты и выворотны. И сам себя растягивал. Что, например, означает - выворотные? Читал я запойно, и вот, скажем, уткнулся я в толстый журнал, ложусь на спину, пятки подтягиваю под попку, а колени прижимаю к полу грудой книг, чтобы ноги выворачивало", - вспоминал в книге "Николай Караченцов. Глазами семьи и друзей" актер.
Во время длительных поездок мамы мальчик учился и жил в интернате, а летние каникулы проводил в Костромской области, в оздоровительном лагере Всероссийского театрального общества в деревне Шилыково. Караченцов увлекся плаванием и в 13 лет стал чемпионом Центральной спортивной школы СССР по прыжкам в воду.
Янина Брунак была против того, чтобы сын шел в балет - ей были известны многие печальные сломанные судьбы артистов. Николай это принял, но тяга к творчеству все равно победила. В старших классах Николай был участником группы "Актив" при Центральном детском театре. Он дежурил в здании театра, следил за порядком, параллельно смотрел спектакли, а затем и сам записался в любительскую студию, которая открылась при театре, занимался в Доме кино. Он играл Скапена в спектакле "Плутни Скапена", бандита Глухаря в постановке "Два цвета". Караченцов рассказывал, что гордился, что ту же роль (Глухаря) исполнял Евгений Евстигнеев в "Современнике". И мечтал стать профессиональным актером.
Бунтарь Тиль
После школы Николай подал документы в Школу-студию МХАТ. Маме он сказал об этом, когда дошел до третьего тура. Юноша изначально сомневался, пройдет ли "в артисты", но неугомонный характер сделал свое. Караченцов заявил, что если провалится, "зубами начнет цепляться", но не уйдет. Приемная комиссия сомневалась - Николай представил на экзамене отрывок из романа Бориса Горбатова "Донбасс" и басню Крылова "Крестьянин и медведь". Но знаменитый театральный педагог Виктор Монюков разглядел в молодом человеке ту самую искру, и взял его на свой курс.
Неутомимый и "всеядный" - так говорили о Караченцове все, кто его знал. Однокурсник и друг актера, народный артист РСФСР Евгений Киндинов вспоминал, что на предмете "танец" все девушки хотели репетировать и выступать только с Николаем. Парни на это обижались: "Он был лучше всех: пластичен, гибок, очень музыкален. "Я не хочу с тобой, хочу с Колей". Коля, конечно, одарен от бога. Это человек общительный, он не был внутри себя. Он умел радоваться тому, что происходит с нами, с товарищами на курсе, хохотал, был очень заводной, шутливый".
Неудивительно, что театральное училище Караченцов окончил с красным диплом. Его, вместе с десятью лучшими выпускниками, распределили в "Ленком". Молодой актер сыграл в постановках Анатолия Эфроса - "104 страницы про любовь", "Мой бедный Марат", "Снимается кино", "Страх и отчаяние в третьей империи", "Прощай, оружие!". Но прорывным для него стал спектакль "Автоград-21", который поставил новый главный режиссер театра Марк Захаров в 1973 году. В небольшой роли актер раскрыл свой огромный потенциал - пластичность, музыкальность, непередаваемую харизму. Захаров доверил ему главную роль в спектакле "Тиль" в пьесе Григория Горина.
Эта постановка вошла в историю "Ленкома" и стала настоящим явлением. Тиль Уленшпигель в исполнении Караченцова оказался настолько ярким, остроумным и смелым, что актер сразу же стал звездой. После премьеры из фойе театра пропал портрет актера - украли поклонники. Цитаты из спектакля ушли "в народ", Николай Петрович показал всю мощь своего таланта - он пел, танцевал, исполнял пантомиму, делал различные трюки, был шутом, задирой, бунтарем. Его признали актером, которому подвластны все жанры.
"Я радовался, что разглядел его среди молодежи и пригласил в "Ленком". Нравились его острые горящие глаза", - признавался Марк Захаров.
"Хорошо помню, как на этот спектакль в 1970-е годы ломилась вся театральная Москва. Зал - битком, билетов - не достать... "Там какой-то Караченцов..."
И все, кто видел его Тиля Уленшпигеля, пели дифирамбы молодому, никому неизвестному артисту, который "умирал на сцене", пел, делал невероятные акробатические трюки. "Казалось, он не доживет до финала, - так выкладывался", - говорится в воспоминаниях из книги "Николай Караченцов. Глазами семьи и друзей". К слову, коллеги рассказывают, что именно на "Тиле" артист сорвал связки и приобрел свой фирменный тембр с хрипотцой.
Сам Караченцов признавался, что он "не герой-любовник": "В "Ленкоме" я оказался в этом амплуа благодаря рискованному характеру Марка Анатольевича, и, я не знаю... звезды так встали. Скорее, я считаюсь универсальным артистом. Точнее, мне бы хотелось, чтоб это было именно так".
Слезы графа Резанова
В 1976 году Марк Захаров поставил рок-оперу композитора Алексея Рыбникова "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты". Караченцов блестяще сыграл в ней две роли - главаря рейнджеров и Смерти. А в 1981 году на сцене "Ленкома" состоялась премьера легендарной рок-оперы "Юнона и Авось", которая стала визитной карточкой театра. Роль графа Резанова называют вершиной театральной карьеры актера.
Изначально постановку запретили цензоры - они увидели в ней "идеологическую диверсию". Марк Захаров, Алексей Рыбников и поэт Андрей Вознесенский ходили по инстанциям, но тщетно. "И тогда Марк Захаров сказал: "Поехали. Есть последний адресок. Авось поможет". Такси затормозило у Елоховского собора. Мы поставили свечки перед иконой Казанской Божьей Матери, как-никак воспеваемой в нашем спектакле. Я купил три ее образка и отвез в театр, отдав Караченцову, Абдулову и Шаниной. Может быть, Марк Захаров и звонил кому-нибудь ночью, не знаю. Но утром "Юнону" разрешили", - вспоминал Вознесенский.
И не прогадал. Уже на втором курсе Караченцов считался одним из лучших студентов. Он с блеском исполнял роль Милославского по пьесе Булгакова "Иван Васильевич", был занят в пушкинской "Метели". Молодой человек начал петь, освоил гитару. Николай Петрович делился, что к Владимир Высоцкий (тоже выпускник Школы-студии МХАТ) однажды полтора часа учил приемам игры на шестиструнке.
"Юнона и Авось" произвела фурор. Спустя два года легендарный кутюрье Пьер Карден представил "Юнону и Авось" французской публике в театре Espace Cardin в Париже. После этого советская труппа отправилась на триумфальные гастроли по всему миру. Рок-оперу показали в США, Германии, Нидерландах и других странах.
"Мы играли в Париже "Юнону" полтора месяца. В конце каждого спектакля весь зал вставал. Пресса Парижа никогда не писала так много и так позитивно о зарубежном театре. Вроде вышло около семидесяти рецензий", - вспоминал Караченцов. Среди зрителей, которые видели постановку, были Кристиан Диор, Мирей Матье, Жаклин Кеннеди и многие другие.
"Как-то у Коли спросили: "Какой самый счастливый день в вашей жизни?" И он говорит: "Премьера спектакля "Юнона и Авось"... В день премьеры театр был оцеплен конной милицией, но, тем не менее, сломали двери в театре, вынесли все Колины фотографии, он долго не мог выйти на улицу, потому что стояла толпа и орала: "Николай! Николай!"... Потом Нью-Йорк и Париж лежали у его ног. Публика просто неистовствовала", - рассказывала супруга Караченцова Людмила Поргина.
Главную роль в трагической истории любви российского путешественника и дочери испанского губернатора Калифорнии Николай Петрович исполнял четверть века. Его ария "Ты меня на рассвете разбудишь..." неизменно вызывала у зрителей слезы.
Ведущий ленкомовский актер, он прослужил в театре почти 40 лет. В числе постановок, где блистал Караченцов - "Оптимистическая трагедия", "Диктатура совести", "Школа для эмигрантов", "Шут Балакирев", "Город миллионеров" и многие другие.
Такие разные роли
В кино Николай Караченцов попал еще будучи студентом выпускного курса Школы-студии МХАТ. Это были небольшие роли Ивана Шульги в картине "...И снова май!", работника райкома в "Красной площади", художника-футуриста в "Штрихах к портрету В. И. Ленина". По словам актера, увидев себя на экране, он был шокирован: огромные уши, щель между зубами... Но в 1976 году Николай Петрович сыграл студента Владимира Бусыгина - главную роль в фильме "Старший сын". Отца героя Караченцова сыграл гениальный Евгений Леонов, и молодой актер блестяще выступил в этом тандеме.
О своих ролях в кино Николай Петрович обычно говорил, что соглашается на них "исключительно в свободное от театра время". Он признавался, что первое время считал: режиссеры сомневаются в его киногеничности и потому предлагают "странные роли": "На "Мосфильме" я рассматривался исключительно как уголовник".
Но после "Старшего сына" все изменилось: Караченцова начали буквально "рвать на части": при своей плотной занятости в театре он успевал активно сниматься, а еще занимался озвучиванием фильмов (его голосом говорит Жан-Поль Бельмондо) и мультфильмов, гастролировал с концертами.
Николай Петрович исполнил роли в сотне фильмов, в числе которых были всенародно любимые "Собака на сене", "Благочестивая Марта", "Приключения Электроника", "Человек с бульвара Капуцинов", "Дежа вю", "Криминальный квартет", "Ловушка для одинокого мужчины" и многие другие. Караченцов играл в картинах разных жанров - музыкальных, комедиях, драмах, боевиках. Он сам исполнял многие трюки, умело дрался, фехтовал, скакал на лошади. Он был уверен в том, что "артист должен быть голодным. Как только кто-то скажет, что сыграл все, что хотел, - это конец".
В "Человеке с бульвара Капуцинов" Караченцов изначально должен был сыграть Черного Джека (в итоге роль исполнил Михаил Боярский). Но он перевоплотился в ковбоя Билли Кинга. "В сценарии это здоровенный ковбой. Николай Петрович не соответствовал сценарному образу. Но мы сделали пробу - дали ему "избить" Сашу Иншакова (ну кого же еще, если не главного "драчуна" - каскадера, постановщика всех потасовок?!). Коля замечательно его отметелил, Саша превосходно отыграл эту "метель". И Николай Петрович стал Билли Петровичем Кингом", - вспоминала режиссер картины Алла Сурикова.
На съемках массовой драки в салуне Караченцов получил серьезную травму. Изначально каскадер стеснялся бить "народного артиста" - делал это слишком нежно. Вышло ненатурально. Во второй раз он ударил сильнее, а в третий, для правдоподобности - уже не жалея.
"Коля вернулся домой с перекошенной, перебинтованной и, как выяснилось потом, сломанной челюстью", - рассказывала Людмила Поргина.
Сыграл в теннис с президентом
Николай Караченцов был женат один раз. Его сердце покорила актриса Людмила Поргина. Они познакомились в театре: Николай Петрович на тот момент уже был в труппе шесть лет, а Людмила пришла по распределению.
Поргина рассказывала, что пришла на спектакль "Музыка на 11 этаже" и увидела на сцене "нечто орущее, лохматое, с выпученными глазами, вот с та-а-кущими зубами, но с какой-то совершенно непонятной, сумасшедшей энергетикой". Она подумала, что этот человек должен стать ее мужем. Караченцову девушка тоже понравилась с первого взгляда, но объяснились они друг другу в чувствах только спустя десять месяцев, на гастролях "Ленкома" в Ленинграде. Причем Людмила сделала это первой.
Поргина развелась с первым мужем. Пара поженилась 1 августа 1975 года. Актеры жили в коммуналке, иногда буквально перебивались с хлеба на воду. "Почти после каждого спектакля собирали друзей у себя дома - гуляли, танцевали, пели песни. Утром - глаза протерли, под холодный душ и опять все по новой. Заводила Коля был жуткий, его энергии хватило бы человек на сто", - говорит Людмила Андреевна.
Ей пришлось пережить нашествие поклонниц, которые, "жили на чердаке" - над квартирой супругов на 16 этаже. Ночью девушки пели песни из "Юноны", писали стихи и признания в любви на стенах, поджидали на улице, отправляли письма. Поргина признавалась, что понимала их: "Одно из главных Колиных магнетических качеств - сильное мужское начало. Он сыграл более ста ролей в кино, несколько десятков - на сцене, и среди них нет ни одного отрицательного образа. Мысль использовать Караченцова как злодея режиссером в голову не приходила. Даже когда он сыграл гангстера Урри в "Приключениях Электроника", его злодей получился таким обаяшкой!".
Однажды Николай Петрович сыграл товарищеский матч по теннису с Борисом Ельциным. Этот вид спорта Караченцов любил с детства. Возможность лично сыграть с президентом актер получил, победив в любительском турнире "Большая шляпа".
"Предлагалось воскресенье, а у меня в этот день как раз ни спектакля, ни съемки. Я говорю: "Удобно". Пригласили на улицу Косыгина в Президентский клуб. Я впервые увидел Коржакова не в теннисном или спортивном костюме (до этого мы встречались только на кортах), а в пиджаке. "Александр Васильевич, - говорю, - какой ты красивый!" Он пиджак раскрыл, а под ним оружие висит: "Сейчас увидишь, какой я красивый. Тебя президент уж пять минут ждет. Ты не имеешь права так себя вести. Хоть раз можно не опаздывать?", - говорится в книге "Николай Караченцов. Глазами семьи и друзей".
"Прости меня, Земля, что я тебя покинул"
В феврале 2005 года случилось страшное: Николай Петрович попал в аварию. Он был на даче в Подмосковье, когда позвонила супруга: умерла ее мама. Артист на автомобиле помчался домой. В суматохе он не пристегнул ремень безопасности.
Перед железнодорожным переездом Караченцову пришлось резко затормозить, он не справился на скользкой дороге управлением и врезался в фонарный столб. Травмы были очень серьезными: Николай Петрович получил перелом свода черепа, у него были сломаны ребра и тупая травма живота. Он чудом остался жив.
Актер впал в кому почти на месяц. За 28 дней ему сделали 10 операций. "Я ему читала псалтырь, пела, сообщала о том, какие у меня новый цвет волос, новая кофточка, туфли, сапоги, которые я купила для него - любимого и дорогого... Какое было счастье, когда у него пошевелился один пальчик! Когда он открыл один глаз, затем второй! Был вес - минус 27 килограммов, кожа и кости. Не ходил, да и сидеть-то не мог", - вспоминала Людмила Поргина.
В течение 13 лет она помогала ему потихоньку возвращаться к полноценной жизни, возила по докторам, ездила с ним в Израиль, Китай, на Тибет. Николай Петрович начал ходить, появлялся с супругой на спектаклях и даже снялся в 2014 году в эпизоде картины "Белые росы. Возвращение".
В 2017 году актер снова попал в ДТП - автомобиль, которым управляла Людмила Поргина, по дороге все с той же дачи столкнулся с "Газелью". Караченцов несколько недель пробыл в больнице. А осенью 2017 года у него диагностировали неоперабельную опухоль легкого.
Актер прожил еще год: он скончался в канун своего дня рождения, 26 октября, не дожив до 74-летия. Его похоронили на Троекуровском кладбище. На могиле Караченцова установлен памятник, на котором выгравирован актер в образе графа Резанова, стоящего на коленях. Внизу - надпись: "Прости меня, Земля, что я тебя покинул".
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем