Солист Большого театра Александр Годунов считался одним из самых талантливых и ярких звезд советского балета в 70-е годы. Он стал "невозвращенцем" - остался во время гастролей в США, не нашел себя в Голливуде и ушел из жизни в 45 лет. Как считали его близкие, не выдержав одиночества. 28 ноября Годунову могло бы исполниться 75.
Вырос до Большого
Александр Годунов родился в Южно-Сахалинске. Его родители развелись, когда мальчику было три года. Мама с Александром и его старшим братом Олегом переехали в Ригу.
Годунов в детстве хотел стать военным, но по настоянию мамы в девять лет начал учиться в Рижском хореографическом училище. Его одноклассником был Михаил Барышников. Александр и Михаил были самыми маленькими в училище. За станок Сашу ставили последним; чтобы быстрее вырасти, он часто висел на турнике, пил томатный сок. В итоге Годунов вытянулся до 190 сантиметров, а Барышников так и остался невысоким - на 20 сантиметров ниже.
После окончания училища Годунова распределили в Латвийский театр оперы и балета - из-за невысокого роста его брали в кордебалет. Но молодой артист самовольно решил уехать в Москву - его пригласили в созданный Игорем Моисеевым Концертный ансамбль СССР "Классический балет". За год работы в коллективе Годунов стал настоящим красавцем: вырос на 18 сантиметров, "слепил" атлетическую фигуру. Отточил в "Классическом балете" технику и в итоге в 1971 году поступил на работу в Большой театр, куда его пригласил главный балетмейстер Юрий Григорович.
Мужественный и беззащитный
Александр быстро стал солистом Большого театра. Его дебютная роль - Зигфрид в "Лебедином озере": партию он исполнил блестяще. Молодого артиста поставили в пару с Майей Плисецкой. Она вспоминала, что Александр был "могуч, горделив, высок. Сноп соломенных волос, делавший его похожим на скандинава, полыхал на ветру годуновского неповторимого пируэта. Он лучше танцевал, чем держал партнершу. Человек был верный, порядочный и вопреки своей мужественной внешности совершенно беззащитный".
В Большом артист столкнулся с интригами - в театре было три группировки, которые враждовали между собой. Одна - главного балетмейстера Юрия Григоровича, другая - артиста и хореографа Владимира Васильева и третья - Майи Плисецкой. То, что Годунов согласился выступать в паре с легендарной балериной, не устроило Григоровича. В итоге Александр выходил на сцену не так часто, как мог бы, и не получал желанных партий. Годунов солировал в "Анне Карениной" (Вронский), "Кармен" (Хозе), "Любовью за любовь" (Клавдио), "Спартаке" и "Иване Грозном".
Кроме того, недоброжелатели начали строчить кляузы о том, что артист хочет сбежать за границу - как его однокашник Михаил Барышников (он стал "невозвращенцем" в 1974 году). Из-за этого Александр стал невыездным. Позднее Майя Плисецкая рассказывала, что Годунов нуждался в свободе, а потому его побег не был для нее неожиданным.
Любовь всей его жизни
В Большом театре Александр служил вместе с балериной Людмилой Власовой. Когда они познакомились, ей было 29, ему - 22 (разница по тем временам большая), она была замужем за артистом Большого Станиславом Власовым.
Их отношения начались с премьеры фильма-балета "Трапеция" во Всесоюзном театральном обществе. Главные роли в картине сыграли Владимир Васильев, Екатерина Максимова и Людмила Власова. Она вспоминала, что в буфете увидела красивого высокого блондина в модной замшевой куртке: "Он не сводил с меня глаз, и я поинтересовалась: кто это такой? Услышав в ответ фамилию Годунова, поняла, что это о нем, как молодом даровании, полнится слухами вся театральная Москва".
Артист не решался подойти к балерине, и она сделала это сама. Сказала, что у него на куртке плохо пришита пуговица. После этого он начал ее провожать по вечерам. Балерина рассталась с супругом и вышла замуж за Годунова.
Их называли самой красивой парой театра. Вместе они снялись в легендарном фильме "31 июня": она исполнила роль придворной дамы, он - музыканта, который в нее безнадежно влюблен. В этой картине Александр произнес пророческую, как оказалось позже, для его жизни фразу: "Я ухожу в никуда. Я вам больше не нужен". Вместе они прожили восемь лет - до августа 1979 года, когда Годунов решил остаться в США.
"Увели" и оставили
Годунов не вписывался в образ классического советского артиста балета. Его длинные волосы, дубленка, которую ему подарил учитель, легендарный артист балета Алексей Ермолаев, независимый характер раздражали чиновников и сотрудников КГБ. За границу Александра не выпускали пять лет, хотя он, благодаря своему таланту, был хорошо известен за рубежом. Причем, на афишах, которые везли за границу, фамилия Годунова была. Его отсутствие обычно объясняли "неожиданной болезнью".
Министр культуры Екатерина Фурцева, которая очень любила артиста и ценила его талант, перед первыми гастролями Большого в США вызвала его и сказала, что у нее накопилась стопка анонимок, что он останется за границей: "Я на тебя надеюсь, обещала выложить свой партийный билет, если это действительно случится". Однако Александра снова не выпустили.
"Прорыв" произошел в 1979 году, когда американские организаторы гастролей поставили условие, что Годунов должен приехать обязательно, иначе поездка будет отменена. Труппа Большого с грандиозным успехом выступила в "Метрополитен". Людмила Власова вспоминала, что на нее и Александра начали давить: ему обещали карьеру великого и свободного танцовщика, а ей - лучшие модельные агентства и карьеру в Голливуде.
Есть несколько версий того, что произошло дальше. По одной Годунов якобы решил не рассказывать жене, что останется в США. По второй, которую в интервью уже гораздо позже озвучила сама балерина, это было устроено намеренно.
Вечером 19 августа она одна ушла на репетицию, артист остался отдыхать в номере. Он не вернулся утром 20-го - она поняла, что его просто "увели". По ее предположению, давний знакомый Александра - фотограф Блиох, который эмигрировал в США, пригласил его в гости, хорошо "угостил", а затем сделал снимки пьяного Годунова. Они были опубликованы в американских газетах.
Власова рассказывает, что ее супруга, видимо, начали шантажировать - заявили, что после таких публикаций он точно станет невыездным. И все его мечты танцевать у Мориса Бежара, Ролана Пети и других хореографов с мировым именем будут разбиты. В итоге Годунов решил остаться - спустя три дня молчания он попросил у американских властей политического убежища.
Ромео и Джульетта Холодной войны
От агентов КГБ Годунов скрывался у поэта Иосифа Бродского, ему помогли найти адвоката. После заявления Годунова Власову в спешном порядке отвезли в аэропорт и посадили в самолет до Москвы. Американцы устроили акцию протеста - они считали, что балерина хочет остаться с мужем в США, потребовали ее выпустить. Александр в это время находился в микроавтобусе возле аэропорта, надеясь, что все же встретится с Людмилой. Она же заявила, что ничего не знала о планах мужа и хочет вернуться в СССР, где осталась ее мама.
Самолету, где находилась Людмила и более сотни пассажиров, не давали вылететь три дня. С балериной вели переговоры, американцы пытались проверить, не находится ли она под давлением, не принимала ли психотропные препараты. Но в итоге Власова улетела домой.
Позже она говорила, что очень любила мужа, но не хотела оставлять в одиночестве маму: "У нас были с ней редкие отношения. Останься я в Америке, она никогда и ничем бы меня не попрекнула, а просто бы угасла. Так, как это случилось с матерью Рудольфа Нуриева… Я была корнями привязана к своей стране, родительскому очагу. Это была страшная трагедия нашего расставания с Сашей. У меня и сегодня порой спрашивают, как бы я поступила, случись это ныне? Я поступила бы так же".
В течение года Годунов пытался сделать так, чтобы жена приехала к нему в США, но безуспешно. В 1982 году их официально развели через посольство. Людмила вышла замуж за солиста Большого театра Юрия Статника.
Об этой трагичной истории сняли два фильма: в 1985 году в СССР вышла картина "Рейс 222", а спустя 20 лет - сериал "Фантазия белых ночей", где главные роли исполнили Елизавета Боярская и Павел Трубинер. Годунова и Власову окрестили "Ромео и Джульеттой Холодной войны".
Вторые роли в Голливуде
В США Годунов устроился в Американский театр балета Михаила Барышникова. Американцы восхищались мастерством артиста. "Годунов сделал ошибку в па-де-де в "Дон Кихоте" и настоял, чтобы оркестр вернулся к тому же месту и перетанцевал без единой погрешности - виртуозно, блестяще", - описывал выступление в Чикаго известный балетный критик Льюис Сегал.
Через три года бывшие одноклассники разругались, Александр собрал свою труппу "Годунов и друзья" и отправился в успешное мировое турне. В Италии он познакомился с известной актрисой Жаклин Биссет. Они стали парой и прожили вместе семь лет.
По совету Биссет Годунов в 1985 году ушел из балета и начал брать уроки актерского мастерства - решил попробовать покорить Голливуд. В кино его взяли: благодаря яркой внешности и харизме он запомнился ролями фермера в "Свидетеле" (в главной роли снялся Харрисон Форд), дирижера в комедии "Долговая яма" с Томом Хэнксом, террориста, который противостоял Брюсу Уиллису в "Крепком орешке", а также средневекового тирана Скарабиса в ужастике "Музей восковых фигур 2: Затерянные во времени".
Годунов расстался с Биссет - трещина в их отношениях пошла из-за того, что артист сильно переживал, что ему не дают в фильмах главные роли. Плюс, он не мог забыть Людмилу Власову. Однажды он пришел с Жаклин на банкет с артистами гастролировавшего в США Большого театра. Его спросили: "Это ваша жена?". Александр ответил: "Моя жена в России".
Впоследствии друг артиста, хореограф Михаил Лавровский пояснил, что "Мила для Годунова была больше, чем балет, больше, чем Родина, больше, чем жизнь. Он не мог без нее дышать и поэтому умер".
Будущее осталось в прошлом
В 1995 году Александр вернулся в Ригу, увиделся с мамой и братом. Тогда он получил главную роль в картине "Зона" - химика-террориста, который хочет захватить мир. Съемки проходили в Будапеште, и Годунов решил съездить к родным. Он поразился разрухе, которая тогда была в городе, и решил забрать маму и брата, как только сможет, в США.
Через месяц, 18 мая, 45-летнего Александра нашли в его квартире в Лос-Анджелесе. Он был мертв уже несколько дней: сидел в кресле, за спиной - стена с русскими пейзажами. К артисту приехали встревоженные друзья, на звонки которых Годунов не отвечал.
Врачи сделали вывод, что он скончался от осложнений алкогольного гепатита. В это не поверили родные артиста - во время их встречи Александр не выглядел больным или алкоголиком, не пил спиртное.
Агент Годунова Арлин Медан настояла, чтобы артиста кремировали без вскрытия. Его прах развеяли над Тихим океаном, как он завещал. Родственники Александра даже не успели принять участия в церемонии прощания - агент отклонила их заявление на получение визы. В этой истории до сих пор больше вопросов, чем ответов.
В память о Годунове установили два символических памятника. В Лос-Анджелесе на надгробную плиту нанесли надпись "Его будущее осталось в прошлом", на кенотафе на Введенском кладбище в Москве сказано: "Ты всегда с нами". Иосиф Бродский считал что Годунов "не прижился и умер от одиночества". Друзья рассказывали, что он действительно сильно ностальгировал, чувствовал себя ненужным и чужим.
После смерти артиста Жаклин Биссет приехала к Людмиле Власовой - "хотела увидеть Милу, которую так и не смог забыть Годунов". Женщины встретились в квартире балерины Илзе Лиепы, вместе сходили в храм, чтобы помолиться за упокой души, организовали символическую могилу на кладбище. "На прощание обнялись, и Жаклин снова повторила: "Саша любил тебя всю жизнь…", - вспоминала Власова.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем