Александр Васильевич Суворов (1729-1800) был великим полководцем и одним из основоположников русского военного искусства. За время своей блестящей военной карьеры он командовал войсками приблизительно в 60 крупных сражениях и не потерпел ни одного поражения.
Регалии и достижения Суворова можно перечислять долго: князь Российской империи с почетной приставкой к фамилии "князь Италийский", граф "двух империй" - Священной Римской и Российской (с почетным наименованием "граф Суворов-Рымникский"), генералиссимус российских сухопутных и морских сил, генерал-фельдмаршал австрийских и сардинских войск, Сардинского королевства гранд и принц королевской крови (с титулом "кузен короля"), кавалер всех российских и многих иностранных военных орденов. Несмотря на такой внушительный послужной список, "звездной болезнью" Александр Васильевич не заболел: отличался аскетизмом в быту и, в первую очередь, заботился о своих солдатах.
Нельзя утверждать, что Суворова совсем не интересовало признание его заслуг перед Отечеством. Полководец особенно ждал чина генерал-фельдмаршала, начиная еще с блестяще проведенного под его командованием в 1790 году штурма турецкой крепости Измаил, считавшейся до этого неприступной. Но пожалован он был ему лишь спустя четыре года. Это знаменательное событие произошло 30 ноября (19 по старому стилю) 1794 года. Тогда, после окончательного подавления Польского восстания и вступления русских войск под командованием Суворова в капитулировавшую Варшаву, императрица Екатерина II пожаловала наконец Александру Васильевичу чин генерал-фельдмаршала - высший воинский чин в сухопутных войсках русской армии. Он же, согласно Табели о рангах, являлся военным чином I класса, равным генерал-адмиралу на флоте, канцлеру и действительному тайному советнику I класса в гражданской службе.
С этого момента прошло 230 лет - срок немалый для того, чтобы реальная история одного назначения обросла версиями и даже легендами. Самая популярная из них такая. После штурма предместья Варшавы, Праги, Суворов отправил Екатерине II короткий рапорт: "Матушка! Ура! Варшава наша! Генерал-аншеф Суворов". На что императрица ответила: "Ура! Фельдмаршал!". Версия красивая и, возможно, даже имеющая право на существование, но с одним уточнением. Первым, кому, пока еще генерал-аншеф, Александр Васильевич Суворов должен был докладывать о том, что происходит на полях сражений, был его непосредственный начальник - фельдмаршал граф Петр Румянцев. Рапорты с докладами генерал-аншеф отправлял фельдмаршалу каждый день и даже по несколько раз.
Поэтому после падения укрепленного предместья Варшавы - Праги - и вступления в польскую столицу Суворов направил графу Румянцеву реляцию: "Виват, Великая Екатерина! Все кончено, сиятельнейший граф! Польша обезоружена". И в тот же день прислал более подробный рапорт: "Спешу вашему сиятельству донесть, что в Праге было войска с лишком 26 000, почти все регулярное; спаслось из оного только кавалерии до 2000, в плену теперь с лишком 10 000…"
Что касается императрицы и ее реакции, то дело было так. Придворные не хотели, чтобы Суворов получил новый чин, интриговали. Но во время торжественного обеда в Зимнем дворце по случаю взятия Варшавы Екатерина II провозгласила тост: "За здоровье фельдмаршала Суворова!" И все присутствующие были вынуждены присоединиться к императрице. Так состоялось это пожалование.
В дополнение к высокому чину Суворов получил прусские ордена Черного и Красного Орла, а также был пожалован имением в семь тысяч душ. Помимо этого, императрица даровала ему усыпанный бриллиантами фельдмаршальский жезл и бриллиантовую петлицу на шляпу. (Обожавший простоту великий полководец имел одну слабость, о которой знала императрица: Суворов очень любил бриллианты.)
В начале следующего года Александра Васильевича назначали командующим всеми русскими войсками в Польше, а затем главнокомандующим 80-тысячной армией, расположенной в Брацлавской, Вознесенской, Харьковской и Екатеринославской губерниях со штаб-квартирой в Тульчине.
В это же время Суворов создал свой знаменитый труд "Наука побеждать", ставший памятником русской военной мысли. Произведение состоит из двух частей - "Вахтпарад" и "Разговор с солдатами их языком" - и в концентрированном виде содержит описание тех методов, которые принесли полководцу славу непобедимого военачальника. На изложенных в "Науке побеждать" идеях Суворова вырос целый ряд прославленных русских военачальников, среди которых и Михаил Кутузов, и Петр Багратион.
Узнав о падении Праги, Европа негодовала. Повсюду слышались обвинения Суворова в жестокости и кровожадности, что, конечно, не имело ничего общего с действительностью. Если проанализировать все кампании Александра Васильевича, то можно убедиться в том, что он был глубоко религиозным человеком и всегда проявлял человеколюбие. В своем приказе на штурм пражских укреплений полководец наставлял своих солдат быть благородными и порядочными до конца. Суворов подчеркивал: "…В дома не забегать; неприятеля, просящего пощады, щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать. Кого из нас убьют - царство небесное, живым - слава, слава, слава". К слову, этот штурм дался русской армии тяжело. Сражение было хоть и быстротечным, но очень ожесточенным. Поляки оказывали активное сопротивление, но действовали разобщенно и неумело. Им было нечего противопоставить мощному слаженному натиску суворовских "богатырей".
Заключительным этапом полководческой деятельности фельдмаршала Суворова и, одновременно, венцом его военной карьеры стал Швейцарский поход 1799 года и знаменитый переход через Альпы. После него Александру Васильевичу был пожалован чин генералиссимуса - редкое, исключительное звание, которое присваивалось главнокомандующему союзными армиями двух и более суверенных государств. После Суворова это звание получил лишь Сталин.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем