Исследователь отдела античной археологии ИАК РАН Константин Коршун проанализировал погребальные обряды позднескифского населения Северо-Западного Крыма середины II века до нашей эры - конца I века нашей эры. Он пришел к выводу, что для скифов того периода характерной чертой было многократное захоронение.
Статья исследователя опубликована в журнале "Прблемы истории, филологии, культуры". Анализ был проведен по материалам грунтовых и курганных некрополей Кара-Тобе, Керкинитиды, Чайки, Южно-Донузлавского городища, Беляуса, Кульчука, Джан-Бабы и Калос Лимена.
"Характерной особенностью погребального обряда Крымской Скифии является практика многократных подзахоронений со сдвижением ранее погребенных к стенке погребальной камеры, - пишет Константин Коршун.
Некоторые черты позднескифского погребального обряда заимствованы у греческого населения. Это детские захоронения в амфорах, использование надгробных рельефных стел, наличие в погребениях светильников, сооружение кенотафов и использование каменных склепов с уступчатым перекрытием, характерных для греческого населения Боспорского царства I века нашей эры".
Ученый отмечает большое греческое влияние на традиции скифов. Северо-Западный Крым играл особую роль в истории Херсонеса и позднескифского государства. С середины IV века до нашей эры этот район подвергся экспансии Херсонеса. На месте бывших греческих поселений возникли позднескифские городища.
Погребальные комплексы того времени разделены на две основные группы: захоронения в погребальных конструкциях, сооруженных новым населением; погребения в ранних греческих склепах.
Самым распространенным типом оказались земляные склепы-катакомбы. Больше всего их открыто в некрополе Беляуса. Для Северо-Западного Крыма характерно два типа земляных склепов: с параллельным расположением входной ямы и камеры и Т-образные, с перпендикулярно расположенными осями.
"Входные колодцы склепов плотно забивались камнями, а в самих колодцах часто вырублены ступеньки. Вход в камеру закрывался большими необработанными плитами, - следует из научной статьи.
В склепах совершались многократные захоронения по обряду ингумации. Склепы выполняли функцию семейных усыпальниц, содержавших от трех до 30 погребенных. При совершении более поздних захоронений ранние останки сдвигались к стенке склепа".
В некоторых случаях новых погребенных укладывали прямо сверху в качестве второго, третьего, а иногда и более яруса. В качестве примера приводится одна из могил Беляусского некрополя, где останки погребенных людей лежат в семь ярусов.
Практика вторичного использования более ранних подкурганных склепов представителями позднескифской культуры была распространена и в других регионах Крыма, отмечает исследователь.
Многократные захоронения с длительным использованием каменных склепов IV-III веков до нашей эры были отмечены в могильниках Кермен-Кыр, Капак-Таш, Беш-Обаи ряде других. Причиной столь широкого распространения практики вторичного использования греческих склепов в исследовании названы особенности геологического строения местности и выход на поверхность материковой скалы вблизи этих памятников.
"Так, например, некрополь у поселка Заозерное находится на территории каменоломни античного времени, а в курганном некрополе Калос Лимена погребальные конструкции заглублены в скальный материк, - объясняет автор статьи.
Такая ситуация значительно затрудняла сооружение новых грунтовых склепов и подбоев и вынуждала население использовать более ранние эллинские сооружения, при сохранении характерных погребальных черт своей культуры".
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем