Европейский журнал археологии опубликовал любопытное исследование, проведенное профессором Катиной Лиллиос и ее коллегами. Предметом исследования стали древние таблички периода позднего неолита и медного века. Ученые считают, что артефакты могли быть одной из самых ранних невербальных форм записи родословной.
Кратко об исследовании рассказывает Phys.org. Таблички на протяжении столетий находили в гробницах на иберийских островах. Датируются артефакты периодом от 3200 до 2200 года до нашей эры.
Таблички покрыты таинственными гравюрами, значение которых ученые пытаются расшифровать уже более 160 лет. В новом исследовании ученые решали ту же задачу, что и их предшественники, но они впервые применили статистический анализ ряда факторов, включая место находки и дизайн каждой таблички. Также учитывались размеры гробниц, в которых они были найдены.
В результате ученые пришли к выводу, что таблички могли представлять собой генеалогические записи о происхождении каждого конкретного человека и его связи с каким-либо важным предком.
На сегодняшний день известно 1626 таких табличек, которые с 1800-х годов находили на Пиренеях. Возможно, какая-то часть таких табличек хранится в частных коллекциях и о них ученым ничего не известно.
Объединяет артефакты то, что все они покрыты тонкими геометрическими узорами. Первая интерпретация была выдвинута еще в XIX веке португальским историком и врачом Аугусто Филиппе Симоешем. Он считал, что таблички использовались как амулеты, либо как эмблемы или знаки отличия. Но в любом случае, по его версии, это были культовые предметы.
Позже появилась теория, ставшая популярной. Она гласит, что таблички представляют собой изображения Богинь-матерей. Однако в новом исследовании ученые подчеркивают, что элементы, похожие на нос или глаза, имеют только четыре процента табличек.
В последние годы появилась любопытная теория. Происхождение табличек она объясняет еще проще: мол, их создателями были неумелые дети, пытавшиеся нарисовать сову. Однако "клювы" и "глаза" также были выявлены всего на четырех процентах табличек. Да и трудно поверить, что более полутора тысяч детей столетиями повторяли одни и те же ошибки при рисовании сов.
Последняя на данный момент теория утверждает, что таблички могли быть генеалогическими записями, то есть несли ту же функцию, которые выполняют и многие современные геральдические эмблемы.
Ведущий автор исследования, профессор Лиллиос, говорит, что начало исследованию положила одна табличка, которая хранится в Геологическом музее Лиссабона. Исследователь наткнулась на нее еще в 2003 году.
"Это была табличка с гравюрами на двух сторонах, - говорит профессор Лиллиос. - На одной стороне было то, что выглядело как черновик или эскиз, а на другой стороне была законченная гравюра. Интересно, что на двух сторонах было разное количество горизонтальных линий. Это означает, что одна сторона была гравюрой с ошибкой, то есть с неправильным числом линий, а другая - исправленным вариантом.
Это указало мне на то, что число горизонтальных линий было не просто эстетической особенностью (поскольку на черновике они казались равномерно распределенными), а чем-то, что нужно было сделать правильно".
За 20 лет исследований профессор Лиллиос и ее команда проанализировали 657 табличек, выявили общие черты и пришли к выводу, что все они имели базу. Главный элемент, который повторяется на всех табличках, мог указывать на конкретный родовой клан.
Он изображался в виде буквы "V", от которой и тянулись в разные стороны линии, определявшие связь человека с его предком, основателем клана.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем