В представлении большинства россиян станция "Северный полюс" - это дрейфующая льдина с несколькими палатками и сборными домиками на ней. Но времена папанинцев давно канули в Лету. На смену пришла единственная в мире Ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП), напоминающая кита. Минувшей осенью она взяла курс на макушку планеты с экспедицией "Северный полюс-42", организованной Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом. Полярники живут на судне, работают как на борту, так и в ледовом лагере.
В далекий путь полярников проводила специальный корреспондент "Родины". Отрывки из ее судового дневника представляем читателям.
15 сентября. Мурманск. Короткая церемония прощания на вертолетной площадке нашего корабля. Ни одной пафосной речи, все коротко и по делу. Вечером отход. Бывалые усиленно говорят по мобильнику. Знают: завтра связи может и не быть. Надо успеть отправить домой приветы и фотки проплывающих мимо красавиц-сопок.
16 сентября. Баренцево море. Корабль начинается с камбуза. Меню для легендарной папанинской СП-1 из 46 наименований составлялось в Институте инженеров общественного питания: "Все продукты упаковывались и запаивались в специальные жестяные бидоны из расчета один бидон на десять дней для четырех человек. В каждый закладывались сливочное масло, икра, сало, корейка, охотничьи сосиски, плавленый сыр, рис, мука, компот, крахмал, сухари и сухой лук, концентраты супа, борща, мясных котлет, мясного и яичного порошка, шоколад натуральный и с порошком куриного мяса, ягодный кисель, кофе, конфеты с витамином С, лимонная кислота, специи". Печку на льдине заменяли два примуса.
Нынешний камбуз - поблескивающий металлической утварью цех, где кок Анжела Царева жарит на огромной сковороде к обеду свиные отбивные. Информирует "Родину": на борт взято 1,3 тонны лука, по 1,5 тонны моркови и свеклы, 2 тонны картофеля, 4 тонны мяса, 2 тонны курицы, 4 тонны рыбы. И конечно, яблоки, груши, виноград, апельсины, мандарины, персики, нектарины, арбузы, дыни, бананы...
18 сентября. Карское море. Наконец-то появилось солнце! Вечером лекция о взаимодействии с белым медведем.
- Он очень любопытен и все, что по размеру меньше него, ему интересно, - наставляет начальник СП-42 Александр Ипатов. - Зрение у него не супер, а вот обоняние отличное. Найдут буй - станут пинать как в футболе. Прежде чем напасть, начинает издавать звуки, похожие на шипение.
20 сентября. Карское море. Если вы в 6 утра на палубе ЛСП "Северный полюс" увидите бегуна, то можете не сомневаться: это Василий Леонтьев. На станции будет изучать зоопланктон Северного Ледовитого океана с помощью зонда, созданного в стенах Томского университета. Аналогов в мире нет.
Василий - самый возрастной в научном составе экспедиции. И - самый прикольный, как сказала бы молодежь. По утрам по личной инициативе ходит на камбуз чистить картошку. Всегда и всем готов помочь. По секрету показывает мне несколько десятков металлических брелков, которые захватил на льдину. Собирается опустить их в воды Северного Ледовитого, а потом раздаривать народу.
21 сентября. Все еще Карское море.
С утра вместе с Владимиром Ивановым, замначальника СП-42, проверяли ответы полярников на вопросы экологического диктанта. Написали неплохо. Один электромеханик набрал 82 балла из 100 возможных.
Разговорились с Ивановым о том, что с каждым годом лед становится тоньше и ненадежнее. Значит ли это, что и ледоколы скоро встанут на вечный прикол?
- Нет. От ледоколов мы еще долго не сможем отказаться. Приведу пример: экстремальный ледовый минимум был в 2007 году. Открытая вода, все, казалось бы, прекрасно для судов. Но на СМП периодически возникают так называемые "бутылочные горлышки". Скажем, пролив Вилькицкого. В 2007 году он был круглогодично забит льдом. И как без ледоколов?
22 сентября. Пролив Вилькицкого. Началась зона одиночных айсбергов. Работают два радара и третий - ледовый, где четко видны ледовые глыбы.
- Никуда не делось и визуальное наблюдение. При больших скоплениях айсбергов по бортам выставляем матросов с биноклями. Сверху айсберг может выглядеть маленьким, а внизу огромен и края острые как бритвы, - поясняет старпом Платон Дульман.
Как на заказ - после обеда появляются айсберги величиной с семиэтажный дом.
И вторая новость дня: Василий Леонтьев пробежал очередную марафонскую дистанцию. Уже 364-ю для него. И - как будто на камбузе подгадали: на этот день назначен невероятно вкусный полдник - мороженое-пломбир, свежевыпеченная булочка с корицей и глазурью (результат трудов нашего любимого шеф-повара) и плитка шоколада.
23 сентября. Море Лаптевых.
Встречаю рассвет в рулевой рубке. До 8 утра на вахте - старпом Платон Дульман. За свою морскую биографию, а это почти тридцать лет, избороздил все моря и океаны планеты. Не был только в Антарктиде. Имеет диплом капитана. И наверняка будет настоящим капитаном. Опыт, характер, воля и стремление постоянно обучаться - тому порука.
25 сентября. Море Лаптевых.
Кругом лед - самый разный, с разводьями. Я в поэтическом восторге от так называемого льда блинчатого, действительно похожего на блины или оладьи. Поля такого льда можно созерцать бесконечно. Ну а нам предстоит выбрать льдину для развертывания лагеря СП-42.
О тайнах льда поговорила с Виктором Харитоновым, руководителем группы ледоисследователей. Встретились в лаборатории, к которой примыкает хранилище ледовых кернов. Проще говоря - огромный холодильник.
- Мне больше ледяное сало нравится, - просвещает Харитонов. - На первом этапе появляются ледяные иглы в воде, а "сало" - следующая стадия. Вообще же известны 32 вида льда. И это только кажется, что он статичен. Если установить связь между изменениями в его состоянии и гидрометеорологическими условиями, можно прогнозировать ледовую обстановку в любой части моря.
Но любовь Харитонова - торосы. Те самые, за которыми прячутся белые мишки.
- Раньше считалось, что пористость тороса - величина случайная. Я же обнаружил закономерность, и связана она с формой тороса. Где больше киль - пористость меньше. От пористости зависит, как торос промерзнет. А от этого в свою очередь - степень нагрузки, например, на нефтяную платформу.
На вертолете вылетели на рекогносцировку подходящей льдины начальники СП-42 Александр Ипатов и СП-41 Кирилл Фильчук, помогающий коллегам во всем. За ним - двадцатимесячный опыт дрейфа на СП-41.
27 сентября. Льдина для СП-42 выбрана. Координаты - 81 градус северной широты, 142 градуса восточной долготы. Расстроилась: ведь причалим, откроем лагерь, и меня отправят обратно. Не хочу! Хочу снова и снова созерцать это голубоватое безмолвие...
Но что начальнику СП журналистские сантименты!
- Ближайшая к судну часть льдины имеет толщину 1-1,2 метра, выдержит и трактор. А вот на других ее концах - всего до 0,7 метра, для нас маловато, - сыплет фактами и цифрами Александр Ипатов. - Но мы там ничего и не собираемся ставить. Места хватает - длина льдины около 20 километров, ширина - 10-12 километров.
Размерчик!
28 сентября. С утра пришвартовались к льдине. Как и планировалось, с помощью ледовых якорей. Для этого были пробурены четыре лунки, в каждую из которых опустили специально подготовленные деревянные бруски. Главная сложность в том, что брусок должен лечь под льдиной плашмя. Ну а затем к брускам крепятся канаты, ведущие к кораблю. Вода в лунке замерзнет - и не будет якоря надежнее.
Отныне льдина и корабль не расстанутся до завершения экспедиции.
Начались разгрузочные работы. И первым с палубы спустили снегоход. А днем и я смогла сделать первые шаги по "новой земле".
С погодой в этот день повезло: всего минус 9. Пейзаж - застывшая бесконечность. Не пролетит птица, не встретится растение. Но завораживает. Хочется смотреть и смотреть в даль.
И вот уже ледовики (группа ледовых исследований) ставят первую красную палатку на СП-42! В ней разместится ледовая станция - место, где будут брать керны льда. На палатке видна заштопанная дыра. Это еще на СП-41 подрал медведь.
По сути, дрейф уже начался. Льдина, к которой пришвартована ЛСП "Северный полюс", перемещается в просторах Северного Ледовитого океана. Мы - в дрейфе!
29 сентября. Самый чудесный день из всех прошедших. Неземной красоты долгий закат. Солнце словно не хочет уходить за линию горизонта. Холоднее, чем вчера, - минус 15. Вдалеке от разводий поднимается пар, застывает в красно-рыжем мареве заката. Здесь только фильмы в жанре фэнтези снимать. Но я думаю о сути бытия. С одной стороны - подарок судьбы. С другой - ну почему нет возможности побыть здесь хоть месяц?!
Иду к кораблю, стараясь запечатлеть в ощущениях каждый шаг. Это все то, что будет потом долго сниться.
Завтра сразу после открытия станции нас отправят домой на "Академике Федорове".
30 сентября. Метель, ничего не видно. Открытие станции переносится на 13 часов.
Короткий митинг. Начальник СП-41 Кирилл Фильчук желает экспедиции счастливого дрейфа и отсутствия аварийных ситуаций. Честно признается, что завидует тем, кто остается на СП-42. "Работа полярника - лучшая в мире".
Специально на открытие СП-42 приехал Владимир Соколов, начальник Высокоширотной Арктической экспедиции Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Напомнил собравшимся, что работать в столь высоких широтах и в столь комфортных условиях было мечтой полярников прошлого. И именно сейчас эта мечта стала реальностью:
- Вы прокладываете путь многим и многим тысячам людей, которые пойдут вслед за вами. Ваша работа, ваши результаты важны не только для Арктического и антарктического института, но и для всей страны. Вы гордость и надежда России.
Поднятие флагов, снимки на память. Посадка в вертолет, который доставит отъезжающих на НЭС "Академик Федоров". Веселый боцман Валерий утешает пригорюнившихся. Ничего, еще приедете, уверяет он. А может, и вправду? Я ведь так и не увидела белого медведя.
P.S. Точный маршрут СП-42 сейчас не назовет никто. Скорее всего станция СП-42 будет вовлечена в трансарктический дрейф и через приполюсный район выйдет к Шпицбергену и проливу Фрама. Предыдущий дрейф СП-41 составил 20 месяцев. Так что ждем возвращения "сорок второй" ориентировочно весной 2026 года.
Камбуз
Рецепт торта "Северный полюс" от шеф-повара Анжелы Царевой
Расчет продуктов на один торт. Для бисквита потребуется 4 яйца, 120 граммов сахара, 120 граммов муки, если хотите шоколадные коржи - добавьте 2 чайные ложки какао.
Яйца с сахаром взбить до пены. Затем добавить муку, аккуратно размешать, чтобы пузырьки не осели. Поставить в разогретую до 170 градусов духовку. Готовый корж остудить и разрезать по горизонтали на три части.
Приготовить крем. На него понадобится: 0, 5 литра сливок 33% жирности, 350 граммов творожного сыра (сливочного, без добавок), 150 граммов сахарной пудры. Сливки хорошо взбить с сахарной пудрой, затем постепенно добавлять творожный сыр, продолжая взбивать.
Промазать слои, украсить торт. Анжела Царева (на фото) украшает его просто, но изящно: виньетками из крема. Добавляет для красоты вишню. Готовый торт отправить на ночь в холодильник. На экспедицию Анжела готовит шесть таких тортов одновременно.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем