В 2025 году в поселке Рамонь под Воронежем будут отмечать 180 лет со дня рождения принцессы Евгении Ольденбургской.
Не будет большим преувеличением сказать, что Евгения Максимилиановна и создала Рамонь - до ее приезда в купленное на собственные средства имение это было слабо заселенная местность с допотопным сахарным заводиком. Со свойственными ей энергией и деловой хваткой принцесса преобразила захолустное село: построила железную дорогу, школу, больницу, электростанцию и кондитерскую фабрику, продукцию которой охотно покупали в Европе.
Воронежской области она оставила звонкое имя (других принцесс здесь как-то не случилось) и волшебной красоты дворец (тоже единственный на сотни километров вокруг).
В XXI веке резиденцию Ольденбургских отреставрировали и пустили к ней из Воронежа ретро-поезд с паровозом. По выходным, утром и вечером его хриплый гудок из фильмов про войну бередит душу живущим вдоль полосы отчуждения, а в путешествие на "Графском поезде" надо записываться заранее - хотя стоит оно дороже, чем экспресс в Москву. Но, поверьте, оно того стоит.
Поездка с историей
Субботнее утро, 9:20. На втором пути воронежского вокзала стоит короткий поезд - всего два вагона. Зато они богато украшены и прицеплены к паровозу! Черный, с большими красными колесами локомотив серии "Л" лоснится смазкой и солидно отдувается, выпуская струи пара.
На его фоне бешено фотографируются пассажиры и просто зеваки. Хотя формально фотосьемка на станции запрещена, железнодорожная охрана на селфи смотрит сквозь пальцы - туристы, что с них взять.
Из высокого окна паровозной кабины выглянул машинист в старомодном френче и фуражке с лаковым козырьком. "Через пять минут отправляемся, заходите в вагон", - заторопили пассажиров проводницы в пальто a la XIX век и изящных шляпках. Униформу для поездной бригады сшили в ателье по индивидуальной мерке.
Внутри вагона плюшевые портьеры с кистями, скатерти на столах, стеганая обивка купе, на стенах картинки в рамках: виды старой Рамони и портреты членов императорской фамилии.
В рамках туристического проекта Юго-Восточная железная дорога не только запустила по историческому маршруту аутентичный ей поезд, но и обустроило линию, по которой он ходит: реконструировали "под старину" станционные здания на промежуточных станциях, в двух устроили музеи.
Использовать старинные вагоны не позволяют требования безопасности, но путейцы умело загримировали обычные плацкартные. На бортах таблички с твердыми знаками и цитаты из классиков, любителям селфи оборудовали фотокупе со старинной лампой на столе и манекеном в визитке и усиках.
Шляп у "попутчика" аж две: котелок и цилиндр, - можно использовать любую в зависимости от сюжета. По поездной трансляции звучит скрипичная музыка - на мой вкус слишком громкая и проникновенная. Но другие пассажиры не жалуются - многие ждали этой поездки по нескольку недель.
- Мы бронировали места за месяц, - рассказала педагог Светлана Макарова, поехавшая на экскурсию со своим 4 "В". У ребят сейчас в расписании история России, поэтому поездка получилась тематической.
Большой семье Шаховых: папа, мама и трое сыновей, - повезло больше, они записались в лист ожидания неделю назад. В ретро-путешествие Шаховы нарядились соответственно, даже захватили большой старинный чемодан.
Живая машина
Современные поезда трогаются так плавно, что движение ощущаешь, лишь когда в телефоне пропадает сеть. "Графский" отправился отчетливо, на ходу его ощутимо подергивало. Так работает паровая машина, объяснили мне машинисты. А я вспомнил, как первый раз поехал на лошади - ее спина двигалась подо мной и я почувствовал, что еду на живом существе.
За окном медленнее обычного проплывали сосны и березы, поселки и дачи, железнодорожные переезды. С заправки две девушки замахали руками. Паровоз ответил коротким гудком.
Было что-то необычное в картинке за окном. Не сразу понял, что небо застлано белесой пеленой паровозного дыма, которого нет в современных поездах. "Поездка с дымком", - улыбнулся фотограф.
Запряженный в "Графский поезд" локомотив серии "Л" изначально предназначался для больших товарных поездов.
- Один или два пассажирских вагона для него - детский вес, вот и резвится, - нежно сказал машинист Андрей Вдовин. - Паровоз - живая машина, в отличие от современных.
Управление "живой машиной" требует усилий - даже чтобы издать тот самый бередящий душу гудок, надо потянуть тугой рычаг под потолком паровозной кабины. У меня это получилось лишь двумя руками.
Созданный после войны "Лебедь" - так прозвали паровоз железнодорожники, - оказался очень удачным, наделали их более четырех тысяч, многие сохранились до наших времен и теперь катают туристов. Официальное название паровоза - "Победа". Тендер нашего украшает большая литера Z - символ появился сразу после начала операции на Украине.
После короткой остановки на станции Графская и посещения старинного зала ожидания: буфет с самоваром, стопка потертых кожаных чемоданов, черно-белые фотографии на стенах, - паровоз степенно доставил "Графский поезд" в Рамонь. Здесь пассажиров ждали современные автобусы, чтобы отвезти во дворец принцессы.
Сладкая жизнь
Евгения Максимилиановна Ольденбургская, в девичестве Романовская, была обыкновенной принцессой, правнучкой жены Наполеона Бонапарта Жозефины и племянницей Александра Второго. Титул она получила, выйдя замуж за принца Александра Петровича Ольденбургского, правнука императора Павла. А до этого была простой герцогиней.
После свадьбы принцесса купила приобрела имение и занялась его обустройством. Рамонь в тот момент была слабо заселена. Местный помещик Тулинов выстроил двухэтажный дом, а внизу, у реки поставил сахарный завод с устаревшей технологией.
Александр Петрович, принц Ольденбургский был далек от сельского хозяйства: он открывал в России пастеровские станции и много времени проводил в "чумном" форте Кронштадта, где разрабатывались вакцины от этой болезни, - и Рамонью занималась его жена.
Евгения Максимилиановна была женщиной незаурядной. Активная благотворительница, председательница множества обществ: от основанного в 1903 году императорского автомобильного до "Общества охранения здоровья женщин в Санкт-Петербурге"
При дворе принцесса Ольденбургская считалась экстравагантной особой, она носила полумужские костюмы от Тайер светло-серого или бежевого цвета и ездила на велосипеде. Евгения Максимилиановна покровительствовала искусствам, возглавляла Общество поощрения художеств и открыла в Санкт-Петербурге большое количество художественных школ. Была попечительницей больницы для бедных и женской гимназии, которой в 1899 году присвоили ее имя.
Индустриализация
Прибыв в Рамонь, принцесса первым делом осмотрела сахарный завод и заказала в Англии современное оборудование. Наладила производство, открыла рафинадный цех и протянула к Рамони железнодорожную ветку - именно по ней теперь бегают "Графский поезд" и пригородные электрички.
Полуфабрикаты, готовую продукцию и другие грузы по территории завода тоже перемещали по рельсам - на конной тяге. К 1908 году Ольденбургская почти вдвое расширила свои владения, привела в порядок фруктовые сады и открыла конфетную фабрику.
Сахар и фрукты у принцессы были свои, какао для шоколадной глазури привозили по железной дороге. В ассортименте фабрики было более 400 видов конфет. Фруктовый и свекловичный жом тоже шли в дело - принцесса основала воловни, где откармливала около 350 голов, и протянула к ним подвесную дорогу с вагонетками.
Построила в Рамони электростанцию, водонапорную башню, школу для крестьянских детей и больницу. Работникам своим принцесса платила на рубль больше, чем помещики, отчего крестьяне со всей округи охотно у нее трудились.
Евгения Максимилиановна не расставалась с блокнотиком, в который записывала разные деловые идеи - рецепты новых конфет и прочее. По местной легенде, как-то встретились ей крестьянские дети и угостили вишней.
- Вкусная вишня, - заметила Ольденбургская, отведав. - Чья это?
- Мараськина, - отвечали дети.
Принцесса сделал пометку в блокноте, затем разыскала Мараську и скупила весь урожай. Вскоре в столичных магазинах появилась новая карамель с вишневым соком - "Мараськина".
По другой версии, так народное сознание переиначило мараскиновый сорт вишни.
Горький итог
В 1905 году на сахарном заводе произошел пожар, затронувший склады сахара и кондитерских изделий. Убыток составил до 250 тысяч рублей, причину пожара так и не установили. Продукция фабрики, уже выкупленная и оплаченная (рамонские конфеты шли в основном на экспорт и были хорошо известны в Европе) стекла в виде расплавленной массы к реке.
Евгения Максимилиановна оказалась разорена. Имение забрали в казну, оборудование конфетной фабрики купили предприниматели Андреев и Шварц, перевезли его в Воронеж, но до 1917 года продавали конфеты под рамонской маркой - уж больно бренд был раскрученный.
Принцесса Ольденбургская умерла в эмиграции в 1925 году.
Прошедшее время
Изящный дворец в духе эклектики - сочетание неоготики, модерна и русского кирпичного стиля, - появился в 1887 году. Строили рамонские крестьяне: одни резали деревянные формы для кирпичей, другие месили глину, третьи укладывали ее в формы и утрамбовывали ногами - чтобы ни единого пузырька воздуха не оставалось.
Со всей округи были собраны куриные яйца - их добавляли в раствор. Результат налицо - прошло более века, а здание стоит преспокойно, в его стенах метровой толщины ни трещинки.
- Это нижний холл, - сказала экскурсовод. По небольшой лестнице мы поднялись в центральную залу первого этажа, верхний холл. Правая стена ее украшена громадным камином, в котором можно запросто зажарить кабана или оленя. Но принцесса использовала камин исключительно для ароматизации воздуха - перед приездом гостей его топили дровами фруктовых деревьев.
Кстати, олени тоже были - на противоположном берегу реки принцесса организовала заповедник: там огородили обширный участок леса, куда запустили животных, в том числе бобров и 11 благородных оленей, привезенных из Европы.
Круглый год за животными ухаживали приставленные работники, а поздней осенью из Санкт-Петербурга приезжали хозяева и гости отправлялись на охоту. Благодаря стараниям работников и умеренности охотников оленье поголовье в Рамони росло.
Камин увенчан чешуйчатой остроугольной крышей, похожей на крыши дворцовых башен. Напротив ведет на второй этаж широкая деревянная лестница. "Мореный дуб! - с гордостью пояснила экскурсовод. - Ступени рассчитаны так, чтобы дамы, поднимавшимся по лестнице в бальных платьях, не наступали на подол". Кстати, посетители Рамони в отзывах неизменно отмечают качество экскурсий, так что не стоит на них экономить.
Из мореного дуба сработаны двери и потолочные балки. На оконных рамах кое-где сохранились изящные бронзовые ручки. Печи облицованы шикарными изразцами. Вопрос отопления в замке решен гениально: от большой подвальной печи в толще стен проложены воздуховоды. От них по всему зданию, как капилляры, расползаются воздуховодики, прогревающие стены. Те, в отличие от батарей, остывают медленно. И никаких тебе продувок-опрессовок…
На первом этаже, помимо холла, располагались гостиная, столовая, гостиная, бильярдная и кабинет Александра Петровича, в котором тот редко бывал. Наверху - покои хозяйки: спальня, кабинет, уборная с душем - в стене сохранилась бронзовая доска с отверстиями для кранов и надписями "Горячая", "Холодная", "Душъ"
В ходе реставрации перед замком разбили красивый парк: летом здесь проходят концерты и фестивали. Также отремонтировали простоявшие более столетия часы в надвратной башне.
При Ольденбургской механизм был связан с колоколами и те каждые час вызванивали мелодию. После революции куранты остановились. В конце XX века их механизм отвезли в краеведческий музей Воронежа, частично реставрировали, частично заменили электроникой.
Роман с камнем
В 2011 году воронежские поисковики отыскали в Рамони гранитную тумбу "Бомарзунд", подаренную чете Ольденбургских императором Александром III. Название камня отсылает к балтийской крепости Бомарзунд, разрушенной англо-французскими войсками в ходе Крымской войны. На камень повесили табличку с дарственной надписью самодержца и поставили его рядом с дворцом.
В 70-е годы рядом с памятником прокладывали коммуникации, "Бомарзунд" упал в траншею и оставался там еще 40 лет. От памятника остались фотографии - в местном краеведческом музее и петербургском архиве. Рамонские школьники два года собирали информацию и вычислили место, где находится монумент. Там его поисковики и откопали.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем