издается с 1879Купить журнал

Как и зачем расстреляли Александра Колчака

07 февраля 2025

105 лет назад, 7 февраля 1920 года на окраине Иркутска красноармейцы расстреляли руководителя Белого движения, верховного правителя и главнокомандующего русской армией Александра Колчака. Тело через прорубь спустили в Ангару - чтобы не было паломничества на могилу. По иронии судьбы, смерти Колчака поспособствовали его сподвижники, рвавшиеся к Иркутску, чтобы спасти своего адмирала.

Тему о роли Александра Васильевича в истории мы оставим. Во-первых, специалисты до сих пор спорят, кем был Колчак: рыцарем и патриотом или английским шпионом и палачом? Во-вторых, "Родина" не раз подробно разбирала биографию и свершения этой, безусловно, выдающейся личности.

Обратимся к последним месяцам в жизни адмирала. В октябре-ноябре 1919 года в Сибири белая армия медленно отступала под ударами армии красной. Руководство Белого движения конфликтовало с командованием чехословацкого корпуса, самой мощной военной силы в тех краях. Чехи хотели поскорее вырваться из затянувшейся войны русских с русскими в промерзшей тайге и вернуться домой. Колчак всеми правдами и неправдами склонял их к продолжению боевых действий.

15 ноября Красная армия без сопротивления заняла Омск, столицу самопровозглашенного Российского государства. Колчак и его ставка, по выражению Владимира Цветкова, перешли в разряд "странствующих". Сами они назвали это "Великим ледяным походом" в Иркутск, где планировалось основать новую столицу. Вместе с Колчаком по Транссибу ехали вагоны с царским золотом, не дававшим покоя командиру чехов, французскому генералу Морису Жанену. Тот даже предложил передать золотой запас России под международную охрану для транспортировки во Владивосток. "Я вам не верю. Золото скорее оставлю большевикам, чем передам союзникам", - ответил Колчак.

По мнению Павла Зырянова, эти слова и стоили правителю жизни. С этого момента союзники потеряли к нему интерес. Транссиб контролировали чехи, Жанен отдал приказ не пропускать литерный поезд Колчака дальше станции Нижнеудинск. Там от двух составов: с правителем и с золотом, - силой отцепили и угнали паровозы. Чешские солдаты окружили поезд Колчака - якобы в целях его безопасности, - и попытались разоружить его личную охрану. Фактически главнокомандующий попал под домашний арест: из вагона его не выпускали, все сношения с внешним миром шли через союзников.

В Иркутске Колчака выдали управлявшему городом эсеровскому "Политцентру" - в обмен на беспрепятственный пропуск чешских эшелонов. Адмирала поместили в губернскую тюрьму. 21 января "Политцентр" передал власть в городе военно-революционному комитету большевиков. Александра Васильевича стали водить на допросы в Чрезвычайную комиссию.

Ее председатель Самуил Чудновский первым делом лишил Колчака стакана чая, который ему обычно подавали. Один из членов ЧК, эсер Лукьянчиков отдал главкому свой стакан. Допросы были общие, о биографии. Лишь в конце чекисты стали интересоваться событиями Гражданской войны.

Тем временем к Иркутску на выручку своему правителю спешили войска генерала Каппеля. Он служил под началом Колчака с 1918 года и так спешил его спасти, что, провалившись в полынью на реке Кан, скрыл это, чтобы не задерживать движение своей армии. Генерал обморозил ноги, началась гангрена и воспаление легких. 26 января Каппель умер на разъезде Удай, командование принял его помощник, чешский генерал Войцеховский.

5 февраля каппелевцы подошли к Иркутску, начались бои в предместьях. Опасаясь освобождения адмирала сторонниками, руководство города приняло решение о его расстреле.

Руководил казнью Чудновский.

"В ночь на 7 февраля я приехал в тюрьму, чтобы привести в исполнение волю революционного комитета. Удостоверился, что караул состоит из верных и надежных товарищей, вошел в тюрьму и был проведен в камеру Колчака. Адмирал не спал и был одет в меховое пальто и шапку. Я прочитал решение революционного комитета и приказал моим людям надеть на него ручные кандалы. "Таким образом, суда надо мной не будет?", - спросил Колчак. Этот вопрос застал меня врасплох и я приказал вывести арестанта", - пишет председатель иркутской ГубЧК.

Колчака и премьер-министра его правительства Виктора Пепеляева отвели на городскую окраину.

"Я поставил их на вершину холма. Колчак: стройный и гладко выбритый, - имел вид англичанина. Пепеляев - короткий, тучный, очень бледный, с закрытыми глазами, - имел вид трупа. Наши товарищи дали залп, за ним второй, для верности. Все было кончено", - рассказал Чудновский.

Перед казнью Александр Колчак попросил о свидании со своей возлюбленной Анной Тимиревой, но ему отказали. По одной из версий, адмирал отдал Чудновскому капсулу с цианистым калием, переданную ему сторонниками. Как православный христианин, он исключал возможность самоубийства. Александр Васильевич отказался от предложения завязать глаза и попросил передать благословение жене и сыну.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться